Как рождается «крылатый» металл
Истории Аксуского завода ферросплавов
Истории актюбинских заводчан
Кто работает на Павлодарском алюминиевом заводе?
Истории Донского горно-обогатительного комбината
Истории Аксуской электростанции
Истории шахтеров АО "Шубарколь комир"
Истории «ТрансКома»
Истории рабочих ERG Service
Истории ССГПО
"Вася была у меня, ушла дальше"…
Истории горняков
Мы продолжаем рассказывать истории о людях рабочих специальностей
в рамках спецпроекта "Непростая работа". О тех, кто любит и умеет работать руками.
в рамках спецпроекта "Непростая работа". О тех, кто любит и умеет работать руками.
История Шубаркольского разреза началась в 1985 году. Геологи искали на этом месте воду, а нашли уголь. Угольные пласты достигали 30 метров в толщину и растягивались на десятки километров. Это было невероятно! Настоящее богатство. Но освоить это богатство было не так-то просто. Место было слишком далеко от населенных пунктов. Элементарно к нему не было даже проезда. Одна сплошная степь. Не говоря уже о других благах цивилизации, таких как свет или вода.
Как же справились шахтеры?
Бросили все силы – стране нужен был уголь. Так за год в степи вырос вахтовый поселок, а еще через полгода получен первый уголь. По сегодняшним меркам кажется, что это нереальные сроки. Но, видимо, не зря Караганду до сих пор называют суровым шахтерским городом. Им все по плечу! И эта история тому подтверждение.
Герои нашей новой истории, конечно, не осваивали угольный разрез в 80-ых, но тоже вложили немало сил в развитие угольной промышленности страны. Мы расскажем, как работали и работают шахтеры, как ютились в вахтовых поселках, как в буран летали на самолетах на вахту, а еще подкармливали диких лис.
Как же справились шахтеры?
Бросили все силы – стране нужен был уголь. Так за год в степи вырос вахтовый поселок, а еще через полгода получен первый уголь. По сегодняшним меркам кажется, что это нереальные сроки. Но, видимо, не зря Караганду до сих пор называют суровым шахтерским городом. Им все по плечу! И эта история тому подтверждение.
Герои нашей новой истории, конечно, не осваивали угольный разрез в 80-ых, но тоже вложили немало сил в развитие угольной промышленности страны. Мы расскажем, как работали и работают шахтеры, как ютились в вахтовых поселках, как в буран летали на самолетах на вахту, а еще подкармливали диких лис.
Ербол Алкеев
грузит самосвалы на экскаваторе Hitachi
Ербол Алкеев работает в АО "Шубарколь комир" с августа 1990 года. Он окончил училище в Балхаше, сходил в армию, поработал два года на другом карьере и устроился сюда помощником экскаваторщика. А через 4 года сам стал экскаваторщиком.
– Сложная это работа? – сразу интересуюсь я.
– Нелегкая, мужская работа – грузить самосвалы. Мы работаем вахтами по 15 дней. Вахтовый метод, потому что я сам из Темиртау. Там работы нет. Из Темиртау в Караганду нас специальный рабочий поезд возит, бесплатный, 4 вагона. Километров 500 от Караганды в сторону Жезказгана. Там у нас как дома: баня, столовые, общежитие обновленное. В советское время начинал на пятикубовом экскаваторе, с 2011 года работаю на японском современном экскаваторе Hitachi, – чувствуется, что Ербол гордится своей машиной.
– Есть разница?
– Это как сравнивать "Жигули" и иномарку, – смеется. – Здесь комфортно: кондиционер, радио. Если сломался, сервис приезжает. Обновилась не только наша техника, но и самосвалы. Условия стали лучше, но и требования жестче. План высокий, но выполнимый.
На фото как раз та новая техника, о которой говорит Ербол Алкеев. Обратите внимание на размер колеса одной из машин! Это мощный автосамосвал грузоподъемностью от 40 до 220 тонн. Этот гигант перевозит уголь.
– Сложная это работа? – сразу интересуюсь я.
– Нелегкая, мужская работа – грузить самосвалы. Мы работаем вахтами по 15 дней. Вахтовый метод, потому что я сам из Темиртау. Там работы нет. Из Темиртау в Караганду нас специальный рабочий поезд возит, бесплатный, 4 вагона. Километров 500 от Караганды в сторону Жезказгана. Там у нас как дома: баня, столовые, общежитие обновленное. В советское время начинал на пятикубовом экскаваторе, с 2011 года работаю на японском современном экскаваторе Hitachi, – чувствуется, что Ербол гордится своей машиной.
– Есть разница?
– Это как сравнивать "Жигули" и иномарку, – смеется. – Здесь комфортно: кондиционер, радио. Если сломался, сервис приезжает. Обновилась не только наша техника, но и самосвалы. Условия стали лучше, но и требования жестче. План высокий, но выполнимый.
На фото как раз та новая техника, о которой говорит Ербол Алкеев. Обратите внимание на размер колеса одной из машин! Это мощный автосамосвал грузоподъемностью от 40 до 220 тонн. Этот гигант перевозит уголь.
– Вы здесь больше 30 лет, а помните свой первый рабочий день?
– Конечно! Нас привезли на автобусе за 500 километров. Вечером сели, в шесть утра на месте были. Наш мастер провел нам ознакомительную экскурсию, а после обеда на работу мы вышли. Я помню свое первое впечатление: какая красивая разработка! Когда смотришь сверху на экскаваторы, уголь, разрез – это все очень красиво.
Ерболу Алкееву до пенсии осталось 6 лет. И он, конечно, рассчитывает доработать их здесь. А ведь когда устроился в "Шубарколь комир", вспоминает, еще неженатый был. Сейчас у него с супругой трое взрослых детей, четверо внуков.
– Знаете, какой мой любимый момент в работе? Когда день окончен успешно: экскаватор не сломался и забой хорошо брался. А вообще у меня много хороших воспоминаний. Однажды на разрезе появилась лиса. Работа же идет в степи, где и обитает она, представительница дикой природы. В течение нескольких лет она приходила к экскаваторам ровно во время обеда – мужчины прикормили ее, приучили. Рабочие прозвали лису Васей, по рации передавая: "Вася была у меня, ушла дальше".
– Конечно! Нас привезли на автобусе за 500 километров. Вечером сели, в шесть утра на месте были. Наш мастер провел нам ознакомительную экскурсию, а после обеда на работу мы вышли. Я помню свое первое впечатление: какая красивая разработка! Когда смотришь сверху на экскаваторы, уголь, разрез – это все очень красиво.
Ерболу Алкееву до пенсии осталось 6 лет. И он, конечно, рассчитывает доработать их здесь. А ведь когда устроился в "Шубарколь комир", вспоминает, еще неженатый был. Сейчас у него с супругой трое взрослых детей, четверо внуков.
– Знаете, какой мой любимый момент в работе? Когда день окончен успешно: экскаватор не сломался и забой хорошо брался. А вообще у меня много хороших воспоминаний. Однажды на разрезе появилась лиса. Работа же идет в степи, где и обитает она, представительница дикой природы. В течение нескольких лет она приходила к экскаваторам ровно во время обеда – мужчины прикормили ее, приучили. Рабочие прозвали лису Васей, по рации передавая: "Вася была у меня, ушла дальше".
Азамат Абжалелов
отвечает за сортировку угля на конвейере
"Шубарколь комир" — это огромный механизм, работающий как часы. И каждый компонент этого механизма, начиная от добычи угля и заканчивая его переработкой, функционирует слаженно и без перебоев. Разрез — это сердце производства, а конвейерная лента длиной 1 км 200 метров — его основная кровеносная артерия. Добытый уголь поступает на сортировку в технический комплекс, откуда затем отгружается потребителям. Одним из ответственных за процесс транспортировки угля по конвейерной ленте является Азамат Абжалелов.
"Работа в этой сфере нелегка. Впрочем, настоящие трудяги понимают, что каждая работа имеет свои сложности", - говорит Азамат.
С детства Азамат мечтал стать предпринимателем, но оказался на заводе. И сейчас даже рад этому. В техническом комплексе вместе с ним трудятся 105 человек на двух вахтах, сортируя до 10 тысяч тонн угля в день.
"Освоив свою работу, я был назначен оператором конвейерной ленты. Я продолжал совершенствовать свои знания в этой области и мне нравится моя нынешняя работа. Что касается будущих планов, то, конечно, человек всегда ставит перед собой высокие цели и стремится к их достижению. Радует, что в компании активно работают с молодыми специалистами. В следующем году я готовлюсь поступить в вуз за счет предприятия. Шубарколь оплачивает обучение, и я был рад услышать об этой программе. Планирую поступить в Карагандинский технический университет им. Абылкаса Сагинова по специальности "Горное дело", чтобы стать высококвалифицированным специалистом в своей области".
Сабыржан Иманбаев
руководит коксохимическим производством
В 2005 году на территории "Шубарколь комир" появился новый завод. По производству спецкокса. Его используют при производстве ферросплавов. Потребность в спецкоксе в Казахстане довольно большая – около миллиона тонн в год, и 90% – это был импорт. Поэтому решено было менять ситуацию и налаживать местное производство.
Руководит коксохимическим производством Сабыржан Иманбаев. Он пришел сюда в 1990 году и прошел все ступени карьерной лестницы: мастер, замначальника участка, начальник участка, начальник смены, начальник производства.
Руководит коксохимическим производством Сабыржан Иманбаев. Он пришел сюда в 1990 году и прошел все ступени карьерной лестницы: мастер, замначальника участка, начальник участка, начальник смены, начальник производства.
"В 2005 году мне предложили возглавить новое направление коксохимического производства. И я перешел. Пришлось создавать коллектив, самому учиться на ходу. Но мне нравится, что мне давали и дают возможности для самореализации как инженера, руководителя, организатора производства. В этом большое удовлетворение ощущаю, когда что-то новое делаю и у меня получается. Но в то же время это большая нагрузка. Я начал ценить время в первую очередь".
Это завод по производству спецкокса
А вот так выглядит сам спецкокс
Производительность завода – 200 тысяч тонн в год. Казалось, что этого хватит. Но сейчас шубаркольцы уже в стадии пусконаладки второго завода. Его мощность - 400 тысяч тонн спецкокса в год. Кроме основной продукции, здесь планируется производить угольные смолу и масло.
"Новый завод более современный, здесь более совершенная технология, он более автоматизирован. Для наглядности: производительность первого завода 200 тысяч тонн, а второго – 400 тысяч тонн. А на нем работают столько же людей, как и на старом заводе. За счет автоматизации процессов количество людей не увеличилось. То же самое количество людей обслуживает предприятие в два раза мощнее. Вот это удивительно!
Вообще, кто бы мог подумать, что так будет! ."
Вообще, кто бы мог подумать, что так будет! ."
Сейчас спецкокс в основном поставляют на заводы Евразийской группы – ферросплавному заводу и алюминиевому дивизиону.
Сергей Ким
работает генеральным директором АО "Шубарколь комир", глава дивизиона "Уголь"
Сергей Павлович пришел в Шубарколь комир в 1989 году участковым маркшейдером. Маркшейдер – специалист, который работает при разведке месторождений полезных ископаемых, он занимается геодезическими измерениями и разметкой.
"9 лет я ходил по вахте, до 1998 года. Потом исполнял обязанности главного технолога, главного маркшейдера. В 2004 году мне предложили стать вице-президентом по производственным и техническим вопросам. Я не отказался. С 2004 года сменилось 9 президентов, я стал десятым. Плюс в 2017-2019 году был вице-президентом по ремонту. В 2022 году мне предложили стать первым руководителем. А в 2024 году я возглавил весь дивизион "Уголь ERG"", – так рассказывает о себе Сергей Павлович Ким.
— Как менялась ваша работа?
— Наверное, стоит вспомнить, как было и как стало. Это покажет, как меняются люди и отношение к работе. В 80-90-е когда я работал, вахты у нас были по 15 дней. Как-то один раз прошло с начала вахты 23 дня, я подошел к начальнику вахты и говорю: "Я наверное, домой поеду". Он посмотрел на меня и говорит: "А что надо?" (Смеется). Тогда работали столько, сколько надо, никто доплаты не просил за межвахту. Сейчас все четко и ясно. Как сейчас, наверное, лучше. Но как было раньше – тоже интересно.
Жили мы тогда тесно, одна кровать на двоих: кто-то с ночи пришел, кто-то в день ушел. Это сегодня есть СБП – санитарно-бытовые помещения. А тогда был вахтовый поселок, и никто не жаловался. А еще у нас был случай, когда заморозили котельную и весь поселок. Утром вставали, шли на работу, каждому выдавали паяльную лампу, и мы отогревали все замороженное.
— Вот это условия! – удивляюсь я.
— А еще могу рассказать, как добирались до Шубарколя на вахту. Одно время у нас было 13 самолетов. Поначалу железной дороги не было, а автобус в сильный буран, когда трассу заметало, мог идти до места назначения двое суток. Поэтому летали на самолетах. И как-то раз самолет забуксовал, обледенел, и мы толкали его на взлетном поле.
— Чему вас научила ваша работа?
— Я всегда говорю сотрудникам, что в работе важны два момента. Первый – трать деньги предприятия как свои. Второй – общайся с коллегами, как в семье.
— Наверное, стоит вспомнить, как было и как стало. Это покажет, как меняются люди и отношение к работе. В 80-90-е когда я работал, вахты у нас были по 15 дней. Как-то один раз прошло с начала вахты 23 дня, я подошел к начальнику вахты и говорю: "Я наверное, домой поеду". Он посмотрел на меня и говорит: "А что надо?" (Смеется). Тогда работали столько, сколько надо, никто доплаты не просил за межвахту. Сейчас все четко и ясно. Как сейчас, наверное, лучше. Но как было раньше – тоже интересно.
Жили мы тогда тесно, одна кровать на двоих: кто-то с ночи пришел, кто-то в день ушел. Это сегодня есть СБП – санитарно-бытовые помещения. А тогда был вахтовый поселок, и никто не жаловался. А еще у нас был случай, когда заморозили котельную и весь поселок. Утром вставали, шли на работу, каждому выдавали паяльную лампу, и мы отогревали все замороженное.
— Вот это условия! – удивляюсь я.
— А еще могу рассказать, как добирались до Шубарколя на вахту. Одно время у нас было 13 самолетов. Поначалу железной дороги не было, а автобус в сильный буран, когда трассу заметало, мог идти до места назначения двое суток. Поэтому летали на самолетах. И как-то раз самолет забуксовал, обледенел, и мы толкали его на взлетном поле.
— Чему вас научила ваша работа?
— Я всегда говорю сотрудникам, что в работе важны два момента. Первый – трать деньги предприятия как свои. Второй – общайся с коллегами, как в семье.
Пережив немало трудностей, сегодня "Шубарколь комир" является одним из крупнейших производителей энергетического угля в Казахстане. Этот уголь славится низкой зольностью и высокой калорийностью, и относится к экологически чистым энергоносителям.
"С 2000 года в корне поменялся подход к качеству угля: раньше был процент зольности от 16 до 22. А предприятию "Алюминий Казахстан" нужен был низкозольный, 7-процентный. И мы сделали его в течение 2 лет. Потом пришла мысль, что весь уголь нужно сделать таким. Это технология глубокой селекции. И сделали", - говорит Сергей Павлович.
Ежегодно предприятие добывает примерно 12,5 миллиона тонн угля в год. (Для сравнения: до прихода ERG, в 1999 году, добыча составляла всего 851 тысячу тонн.) И обеспечивает углем котельные Казахстана и другие предприятия Группы. Основа предприятия - два угольных разреза: "Центральный" и "Западный". Добыча угля здесь ведется открытым способом.
Eurasian Resources Group (ERG) – международная группа компаний. Одна из ведущих в сфере добычи и переработки природных ресурсов. Это треть горно-металлургического комплекса Казахстана, а также один из ключевых поставщиков электроэнергии. Компания ежегодно обеспечивает работой 169 тысяч человек – это каждое 40-е рабочее место в стране. В этом году ERG отмечает 30 лет своей деятельности в Казахстане.
Материал подготовлен при поддержке ERG