1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"В 90-х в Алматы сидели на героине. Сейчас сидят на "синтетике"

Интервью на тему ✅ "В 90-х в Алматы сидели на героине. Сейчас сидят на "синтетике" ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото:elements.envato.com

Национальное исследование по потреблению наркотиков среди молодежи Республики Казахстан (ESPAD), проведенное в РК в 2017-2018 годах в возрастной группе 13-18 лет, показало, что зависимость от психоактивных веществ (кроме алкоголя и табака) выявлена у 1,6 процента опрошенных.

По официальным статистическим данным, основной возраст наркозависимого в РК приходится на 40-45 лет. Эта группа в основном представлена лицами, зависимыми от опиоидов. Среди лиц, зависимых от синтетических наркотиков ("спайсы", "соли"), основной возраст приходится на 30-35 лет; от летучих растворителей - на 20-25 лет.

По заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением наркотических веществ, лидируют Павлодарская, Костанайская и Актюбинская области. При этом все чаще молодые люди "подсаживаются" на так называемую "синтетику", которая вызывает очень быструю и тяжелейшую зависимость.

Чем опасна "синтетика"? К чему может привести употребление так называемой "легалки"? Как сейчас лечат наркозависимость в Казахстане? Об этом корреспондент Tengrinews.kz поговорил c врачом-психиатром, наркологом Республиканского научно-практического центра психического здоровья (РНПЦПЗ) МЗ РК, кандидатом медицинских наук, координатором исследования Глобального фонда Гульмирой Садвакасовой.

TENGRINEWS:

Какова сейчас ситуация с наркоманией? Сколько наркоманов у нас сейчас по всей стране?

Гульмира Садвакасова

Давайте начнем с того, что есть пациенты, которые к нам дошли и встали на учет. На сегодняшний день их порядка 18 тысяч, это те, которые состоят у нас на динамическом наблюдении с заболеванием "наркомания". Это статистика официальная.

Но есть и другая статистика, неофициальная. Мы проводим эпидемиологические исследования каждые 2-4 года в виде анонимного опроса молодежи, то есть поколения, которое больше всего вовлекается в наркозависимость. И там на сегодняшний день цифры другие. По последним данным, грубо говоря, 2 процента молодежи так или иначе вовлечены в немедицинское употребление наркотических средств. И, скорее всего, эта цифра гораздо больше.

Но по официальной статистике количество наркозависимых уменьшается. По сравнению с цифрами 5-летней давности снижение идет на 35 процентов.

TENGRINEWS:

Какие виды наркомании на сегодняшний день распространены среди казахстанцев?

Гульмира Садвакасова

Из 18 тысяч состоящих на учете половина - это пациенты, которые употребляют наркотики опиоидного ряда: героин, опий. Большинство - лица, употребляющие инъекционные наркотики.

Но сейчас значительно распространяются новые виды психоактивных веществ - это синтетические стимуляторы, синтетические каннабиоиды, "спайсы". Если пять лет назад у нас на учете состояло 40 человек, сейчас - порядка 600. Цифра резко выросла. И это на фоне того, что у нас в целом статистика по наркомании уменьшилась. Таким образом, мы делаем вывод, что превалирование в употреблении сейчас идет в сторону синтетических наркотиков.


Фото:elements.envato.com

 

В 90-х годах в Алматы было очень много наркоманов, время такое было, тяжелое. Сидели на героине. Сейчас многие сидят на "синтетике".

В то время наркоманы бежали на "точку" покупать дозу. Сейчас же доступ к наркотикам абсолютно другой. "Дилеров" и "точек" как таковых сейчас нет. Но мы наблюдаем очень высокий доступ через Интернет.

Ну и Алматы до сих пор - это клоака. Потому что крупный мегаполис, очень большой наплыв из соседних стран, Китай рядом.

TENGRINEWS:

Как синтетические наркотики действуют на организм?

Гульмира Садвакасова

Вещества на то и называются психоактивными, потому что влияют в первую очередь на центральную нервную систему (ЦНС), на высшую сферу психической деятельности. И, естественно, в большей степени здесь задействована так называемая система вознаграждения. То есть у нас в головном мозге есть система, которая отвечает за процесс удовольствия, за процесс побуждения к действию. Эта система вознаграждения, она как раз является главной мишенью новых наркотиков, да и вообще всех наркотиков.

Во-первых достаточно быстро идет вовлечение в употребление "синтетики", потому что это высоконаркогенные вещества. То есть быстро формируется зависимость. 1-2 употребления приводят к тяжелым психическим расстройствам. Идет поражение сосудистой системы, центральной нервной системы, головного мозга, почек.

Сейчас мы наблюдаем, что синтетические наркотики в меньших дозах вызывают более тяжелые последствия. По сути, идет выхолащивание ЦНС, опустошение нейромедиаторов, гормонов радости, эндорфинов. Таким образом, во-первых, врачи видят тяжелые психические расстройства, тяжелые депрессии, и самое страшное - "синтетика" развивает очень выраженную тяжелую тягу. Человек, который вовлекается в употребление синтетических наркотиков, впоследствии пытается употреблять их чуть ли не каждый час. Отсюда, соответственно, очень быстро погибают пациенты. Смертельные случаи происходят от остановки сердца либо от различных тромбозов.

TENGRINEWS:

Сколько времени в среднем проходит от начала употребления и до "конца"?

Гульмира Садвакасова

Очень быстро у молодых людей формируется вторая стадия зависимости. Это происходит буквально в течение года. Третью стадию я практически не видела, потому что люди не доходят до третьей стадии, погибают. И период формирования зависимости, опять-таки, зависит от того, какой наркотик употребляется, какой социальный статус у человека, какие у него биологические особенности. Но это не более 2 лет, и за это время происходит полное "опустошение" центральной нервной системы.


Фото:elements.envato.com

 

Даже если, как говорят наркозависимые, "безобидный" наркотик - анаша - уже присутствовал в его жизни, и он допускает эти вещи, к сожалению, очень высокий риск того, что человек впоследствии перейдет на синтетические наркотики.

TENGRINEWS:

Каковы первые признаки наркозависимости?

Гульмира Садвакасова

Главное, конечно, - это изменение в поведении человека. Причем достаточно часто я слышу от родных, что человека как будто подменили. У него развивается агрессия. А когда мы говорим уже о развернутой стадии зависимости, появляются элементы галлюцинаций. Человеку кажется, что его преследуют.

На фоне галлюциноза у человека появляется ощущение того, что он может взлететь. То есть вообще полностью реальность отсутствует. Оценка реальности становится извращенной. Например, вместо того, чтобы выйти в дверь, он выходит в окно.

"С меня тело - с тебя меф". Как алматинская молодежь подсаживается на наркотики

TENGRINEWS:

Наркомания в нынешнее время лечится?

Гульмира Садвакасова

Однозначно. На сегодняшний день Казахстан стремится к международным стандартам. Первое, что важно для пациента, - признание того, что наркомания - это все-таки болезнь. Это не вредная привычка, а на самом деле тяжелое заболевание ЦНС, которое необходимо лечить. Пациент, к сожалению, доходит до этого гораздо позже, чем этого хотелось бы нам, врачам: когда уже идут дефекты личности, тяжелые социальные последствия. Такого пациента гораздо тяжелее реабилитировать.

На сегодняшний день лечение проводится в рамках ГОБМП, оно оказывается во всех центрах психического здоровья, во всех регионах. У нас головной центр в Алматы (Республиканский научно-практический центр психического здоровья. - Прим. автора) и большой центр в Павлодаре, который занимается медико-социальной реабилитацией наркозависимых. Туда входят детоксикация, восстановление соматического состояния всего организма и психологическая поддержка, терапия, социальная адаптация, ресоциализация. Комплексная программа в рамках ГОБМП рассчитана на год.

TENGRINEWS:

Сколько времени нужно, чтобы человек полностью вылечился от наркозависимости?

Гульмира Садвакасова

Если пациент хочет прийти к трезвости, в первую очередь он должен понимать, что его состояние, его головной мозг, его система изменяется один раз и навсегда. Наркотики, к сожалению, полностью перестраивают эти вещи. Но, благодаря психотерапии, психокоррекционным методам есть возможность какое-то исходное состояние восстановить. Единственное условие - пациент должен всегда находиться в трезвости. Трезвость - необходимое условие для того, чтобы головной мозг восстанавливался.

Важно и нужно донести до пациента, что, если он хочет реабилитироваться, наркотики должны полностью уйти из его жизни. Конечно, это легко говорить, но гораздо тяжелее бывает на практике.

Основная масса пациентов приходит к нам через "сарафанное радио". 30 процентов пациентов приходят к нам по информации от других пациентов, родственников.

TENGRINEWS:

В каких случаях лечение от наркомании оказывается в принудительном порядке? Их закрывают в палате, привязывают к кровати?

Гульмира Садвакасова

Принудительное лечение и полная изоляция определяются по решению суда, который также определяет и срок лечения. Второй вид - это добровольное лечение, это когда пациент приходит на лечение сам. Как только пациент заходит в программу, задача специалистов - как можно дольше удержать его в программе. Потому что чем дольше он находится на лечении, в трезвости, получает психокоррекционную терапию, тем выше шанс того, что пациент придет к ремиссии, к воздержанию.

Основные методы лечения - это медикаментозная терапия (потому что это заболевание ЦНС), психологическая коррекция, психологическое консультирование, ну и психотерапия. Потому что, опять же, нужно пациента научить заново жить - без наркотиков. Завершающий этап - это ресоциализация, вернуть его в общество и, возможно, даже обучить тем навыкам, которых у него не было.


Фото:elements.envato.com

 

TENGRINEWS:

Сейчас очень много частных центров, оказывающих услуги по лечению наркомании. Как там работают?

Гульмира Садвакасова

Частные центры не подчиняются нам. И мы, к сожалению, не можем контролировать, какую методику они используют в лечении. Если у нас в РНПЦПЗ есть четкий клинический протокол, есть четко прописанные методы, технологии, медикаменты, то там может быть и по-другому. И мы не знаем, как они лечат, чем они лечат, какая у них эффективность. К сожалению, в превалирующих случаях это больше коммерческий интерес.

TENGRINEWS:

Какие мифы о наркомании вы могли бы развеять?

Гульмира Садвакасова

Первое - это то, что наркотики - вредная привычка: "Ты просто бросить не хочешь, это вредная привычка", "Если ты захочешь свою привычку изменить - измени ее". Если произошли изменения в головном мозге, то они уже, к сожалению, необратимы. Поэтому первое, что нужно понимать, - это болезнь, и ее нужно лечить как болезнь.

Второй миф: среди наших пациентов распространено мнение, что если ты не употребляешь инъекционные наркотики, то ты не наркоман. И на этом, к сожалению, выстраивается наркоторговля. Их реклама гласит: "Это не наркотик, это "легалка". И на это многие попадаются даже взрослые, зрелые люди.

Следующий миф - это то, что лечение недоступно. Лечение доступно, оно есть, и я всегда говорю: не надо этого бояться, потому что, пытаясь где-то скрыть эти вещи, вы просто теряете своего родного человека, он может погибнуть. И откладывать лечение, пытаться с помощью шаманов лечить - однозначно бесполезно. Здесь нужно обращаться только к квалифицированным специалистам.

Миф, что наркомания не лечится. Частично это так. Наркомания - это зависимость, и в процессе лечения важно приобрести навыки, которые будут помогать оставаться в трезвости. И если эти навыки приобретены, какие бы ситуации ни возникали, он выстоит. Чем дольше человек находится в трезвости, тем больше шансов у него оставаться в трезвости всю жизнь. Лечиться необходимо полноценно, и желательно, чтобы лечение проводили квалифицированные специалисты.

Есть миф, что к нам, врачам, тяжело попасть. Это тоже неправда.


Фото:elements.envato.com

 

TENGRINEWS:

В основном какого возраста и пола люди преобладают среди наркоманов?

Гульмира Садвакасова

Мы как-то проводили анализ по возрастам, и я была поражена, что у нас есть женщины, которым под 60 лет, и они впервые стали употреблять наркотики! Я считала, что в таком возрасте этого не бывает. То же самое в отношении мужчин. Приходит мужчина 50 лет, который начал недавно употреблять синтетические наркотики. Говорит: "Сидели во дворе, пиво пили, мужики предложили".

Основной контингент - это молодые люди 25-35 лет. Но настолько сейчас стираются границы, нет никаких гендерных границ. Причем количество девочек у нас не меньше, чем мальчиков. И возрастные градации стираются. Я хочу сказать, что это на самом деле эпидемия, которая поражает практически все население.

TENGRINEWS:

Лица, которые однажды встали на учет, они всю жизнь состоят на учете по наркомании?

Гульмира Садвакасова

К сожалению, сейчас это проблема. Мы живем в век цифровизации, когда все данные о нас аккумулируются в государственной электронной базе. Таким образом, даже если человек снялся с учета, все данные о нем сохраняются. И для нас, лично для меня, я считаю, это большой проигрыш в борьбе с этим заболеванием. К сожалению, мы усиливаем стигматизацию нашего общества. Хотя приказы утверждают, что, если пациент находится в ремиссии 2 года и более, он может водить авто и трудоустраиваться. Но правда такова: если ты стоишь на учете, то тебя уже вряд ли куда-либо возьмут.

Нам говорят: "Почему у вас так мало пациентов, вы их не выявляете". А как мы их будем выявлять, если они нам не доверяют? Если мы выстроили много "барьеров"? Естественно, не всякий пациент готов прийти к нам.

Я сама, как врач, который 20 лет работает в наркологии, понимаю, почему пациенты к нам не идут. И первый барьер - это учет. Потому что за этим, к сожалению, тянутся очень тяжелые социальные последствия для человека. Они просто боятся.

И здесь применимы международные стандарты, которые гласят, что врач все-таки - это не каратель. Наша задача - лечить. Если необходим учет, то тогда, возможно, это нужно делать в системе МВД. То есть если наркозависимый совершает правонарушение, там свой учет должен вестись. Для нас не важно, есть у пациента правонарушение или нет, если он пришел к нам за помощью, мы эту помощь должны оказать в любом случае.

Беседовала Айнаш Ондирис.

Реклама
Реклама