Стимул не сесть в тюрьму. Что происходит в Карабасе?
Примерно в часе езды от Караганды есть поселок под названием Карабас. Жизнь здесь, наверное, похожа на жизнь во множестве других поселков Казахстана. Как минимум жалуются здесь на одни и те же проблемы: где-то слабый напор воды, у кого-то электричество есть не всегда, прохудившиеся канализационные трубы. В наследство многоэтажкам досталось печное отопление в квартирах. А еще в самом центре поселка стоит колония, в которую попадают за разные правонарушения: начиная от мошенничества и заканчивая тяжкими преступлениями. Чем живет небольшой поселок в Карагандинской области, узнавали корреспонденты Tengrinews.kz.
Сразу отметим, что название поселка никак не связано с "Приключениями Буратино".
Если верить материалам местной библиотеки, на месте, где сейчас копают карьер, была сопка с черным камнем на вершине, который походил на голову животного. Поэтому первые переселенцы и назвали эту местность Карабас (с казахского - "черная голова").
Въезжающих встречает баннер с названием поселка и теплыми словами о любви к этому месту.
Сам поселок местные жители делят на три района: "Шлак", "Карлаг" и "Станция".
Начинаем нашу прогулку по "Шлаку". Как нам рассказала продавец, в будние дни, особенно в жаркую погоду, здесь мало кого можно встретить. Людей не видно даже на центральной улице.
Изредка проезжают машины и грузовой транспорт.
Галина живет в Карабасе 34 года. Жалеет, что не переехала в Абай или Караганду, когда была возможность.
"Я всегда в городах жила. А потом так получилось, что с мужем сюда переехали. Поэтому мне есть с чем сравнивать, и я понимаю, насколько здесь некомфортно. Хотя бы потому, что, живя в квартире, мы топим печку", - говорит она.
Вот такой черный из-за пыли, но белый по окрасу пушистый местный житель спрятался от жары, но не от объектива нашего фотографа.
Не встретив больше людей на центральной улице, решаемся зайти во дворы. Однако здесь спокойствие местных жителей "охраняют" бродячие собаки. Показав клыки, они дали понять, что здесь чужакам не рады.
А это карабасская детская площадка. С ранних лет она готовит подрастающее поколение к непростому будущему.
Недалеко от акимата мы встретили местную жительницу по имени Камила. Она рассказала, что живет здесь больше 30 лет и недавно ей пришлось доказывать, что у нее четверо детей.
"Сейчас у меня дочь поступает в университет. Когда начали оформлять документы, выяснилось, что по базе у меня нет ни одного ребенка. Хотя их у меня четверо. Вот бегаю теперь, справки собираю. Ладно, одного ребенка не внесли, но чтобы все четверо отсутствовали... такое разве бывает?" - недоумевает Камила.
Решаем, что пора переместиться в другую часть поселка. Местные подсказали, что до туда можно доехать на пригородном автобусе.
Пока ждем автобус, познакомились с сельчанином по имени Кайрат. Он рассказал, что из проблем его беспокоят частые перебои с электричеством. По словам мужчины, во время сильного ветра света в квартире может не быть до двух суток. После озвученной жалобы Кайрат попросил его не фотографировать.
"Я не фотогеничен. Еще скажут: что за лысый из Карабаса? Здесь тем более зоны кругом, подумают, что "откинулся", - смеется он.
К слову, в поселке действительно можно встретить тех, кто когда-то отбывал срок в местной тюрьме. Как рассказали нам жители, была когда-то такая практика, что бывшие заключенные после освобождения оставались жить в Карабасе. В наши дни вышедшие на свободу в Карабасе уже не задерживаются.
Не дождавшись автобуса, едем в другой район на пойманной попутке. Водитель отказался брать с нас деньги и пожелал удачи в написании репортажа.
В районе железнодорожной станции есть двухэтажные дома и частные жилища. Земля, стены зданий и листья деревьев здесь покрыты слоем черной угольной пыли.
В этом месте сразу вспоминаются строчки из страшилки, которые можно смело адаптировать под Карабас: "В поселке с черным-пречерным названием есть черная-пречерная улица Жамбыла, которая граничит с черной-пречерной базой по выгрузке угля..."
Недавно мы уже писали об этом месте. Местные жители больше 10 лет терпят соседство с базой, где выгружают и просеивают уголь. Пыль оседает на ближайшие дома, залетает в квартиры, ею дышат сельчане.
Если взглянуть на этот район на картах Google, то это место легко найти по черному пятну.
Выслушав жалобы местных жителей, мы отправились вместе с ними посмотреть на наращивание забора. Ограждение должно помочь от пыли, которая летит с базы в сторону жилых построек.
Мужчина, занятый сварочными работами, крикнул нам, чтобы мы его не фотографировали. В противном случае он пообещал засунуть нам камеру в одно место. К счастью, от слов к действию он так и не перешел.
Перейдя через железнодорожные пути, замечаем высокую бетонную стену с колючей проволокой.
Это РГУ "Учреждение АК-159/18" ДУИС по Карагандинской области. Оно расположено в самом центре поселка и соседствует с жилыми домами.
Сельчан такое соседство не пугает. На вопрос о том, случались ли побеги, они пожимают плечами.
"Сколько живу, такого не помню, у нас тут спокойно. Разве что связь иногда плохая, на зоне же глушилки стоят. Бывает, в интернет зайти не можем с телефона", - делится местная жительница Светлана.
Здесь же, во дворе, есть магазин под названием "Стимул".
"Конечно, у нас тут стимул не нарушать закон, сами видите, зона на расстоянии вытянутой руки. Дети у нас с пеленок знают, какие могут быть последствия у плохих поступков", - рассказывает жительница одного из домов.
К слову, это тюрьма общего режима, если говорить по-старому. Сейчас их называют учреждениями средней безопасности.
"В основном здесь содержатся осужденные, впервые приговоренные к лишению свободы. Средний срок - от 2 до 8 лет. Основные преступления - мошенничество, разбой, грабеж, нанесение телесных повреждений, повлекших смерть или тяжкие последствия, и так далее. В основном преступления средней тяжести и тяжкие преступления", - рассказали в ДУИС по Карагандинской области.
На данный момент в Карабасе проживает больше двух с половиной тысяч человек. Среди них есть и этнические казахи, которые вернулись на историческую родину из других стран.
Самому поселку уже 95 лет, основан он был в 1927 году. У Карабаса были как периоды расцвета, так и периоды упадка. Сейчас он словно застрял где-то посередине.
По дороге домой беседуем с девушкой-таксистом. Сама она живет в городе Абае. Попросила в следующий раз заехать к ним: "Покажем, какие у нас плохие дороги".
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.