19 февраля 2021 | 20:04

Что мешает развить инклюзивное образование в школах Казахстана

В эфире I-BALAQAI инклюзивное образование в казахстанских школах обсудили депутат мажилиса парламента Жулдыз Сулейменова и президент общественного фонда "Центр социальных инклюзивных программ" Салтанат Мурзалинова-Яковлева. Они объяснили, какими могут быть первые шаги казахстанского общества в сторону инклюзивного обучения. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В эфире I-BALAQAI инклюзивное образование в казахстанских школах обсудили депутат мажилиса парламента Жулдыз Сулейменова и президент общественного фонда "Центр социальных инклюзивных программ" Салтанат Мурзалинова-Яковлева. Они объяснили, какими могут быть первые шаги казахстанского общества в сторону инклюзивного обучения. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".

Салтанат Мурзалинова-Яковлева привела данные исследования международной организации Autism Speaks, где говорится, что каждый 40-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра. К 2050 году, по прогнозу этой же организации, уже каждый второй новорожденный будет с аутизмом (спектр широкий - от совершенно невербальных, несоциализированных ребят до высокофункциональных, уточняет гость эфира). Также, по ее словам, в этом году увеличилось количество детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Реклама
Реклама

Президент общественного фонда назвала препятствия, которые замедляют переход к инклюзивному образованию:

"Первое – это, наверное, разница в дефинициях, понимании того, что есть инклюзия, интеграция, адаптация. Не все понимают. Эта ситуация, когда таким экспериментальным образом была запущена инициатива инклюзивного образования. При этом недостаточной была готовность где-то. Это нормально для старта любой инициативы".

Таким образом, родители детей с особенностями были против обучения в государственных общеобразовательных школах. Так как не было необходимых условий, которые существуют в коррекционных учебных заведениях. Есть два выхода из ситуации, отмечает Салтанат Мурзалинова-Яковлева: оснащение школ для полноценной инклюзии или возвращение в коррекционные школы. Кроме того, она подчеркивает, что взаимодействие нормотипичных и особенных детей может быть разное - не только общие занятия, но и спортивные, творческие активности.

"Когда идет разговор о коррекционных школах, я рассказываю, что есть интернат для глухих, слабослышащих ребят, где родители говорят, что им проще вместе общаться. У них свой социум. Но наши ребята приезжали к ним в гости, играли в футбол на улице, проводили занятия по робототехнике. Это тоже инклюзия. То есть можно не только учиться вместе, можно устраивать какие-то социальные активности", - поясняет спикер.

"Постепенно придем к тому, что мы можем говорить о совместном преподавании физики ребятам с ментальными особенностями и нормотипичным, которые в физике асы", - добавляет она.

Депутат Жулдыз Сулейменова подчеркивает, что, помимо школьной инфраструктуры, к инклюзивному образованию не готовы учителя и родители.

"Не каждый родитель хочет озвучить диагнозы. Руководство школы не имеет права озвучивать данные диагнозы всем учителям. Почему? Потому что это конфиденциальная информация. В этом блоке я поняла, что нам нужна помощь. Инклюзия - это не только дети с особенными потребностями. Дефиниция расширена, в это понятие входят одаренные дети, аутисты, дети из социально уязвимых слоев населения", - рассказывает Сулейменова.

Для развития инклюзивного образования в казахстанских школах нужно готовить кадры. Прошло два семинара, где учителей обучали новым подходам и психологическим приемам. 

"Как обучать детей с одинаковым уровнем подготовки, но в то же время с разным уровнем принятия окружающей среды. Когда дети из центра инклюзивного образования пришли в нашу школу. Да, они разные, у них разное восприятие окружающего мира. Но у них ценности уважения, сострадания хорошо развиты. Ценность дружбы, ценность уважения и открытости. Каждый раз мы говорим, это одно, а мы должны воспитывать", - резюмировала депутат.

К обсуждению инклюзивного образования присоединились логопед, коммуникационный терапевт Марина Тредлер, Израиль; руководитель консультационного отдела Оулу (Финляндия) Паулина Канерво. Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, Яндекс.Музыке и во "ВКонтакте".

Выражаем благодарность компании RTS Decaux за предоставление локации для съемки программы.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная