01 сентября 2020 | 09:42

В чем красота математики и как влюбить в нее ребенка

Возможно ли развить математические навыки у любого ребенка и для чего они нужны, объяснил основатель и директор онлайн-школы "Пифагор" Асан Жолдасов в эфире проекта i-balaqai. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Возможно ли развить математические навыки у любого ребенка и для чего они нужны, объяснил основатель и директор онлайн-школы "Пифагор" Асан Жолдасов в эфире проекта i-balaqai. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Реклама
Реклама

Такая разная математика

Асан Жолдасов объясняет, что математика разная в зависимости от времени, глубины, тематики.

"Если говорить о школьных, детских годах, то начинается с элементарной арифметики. Потом дальше растет и развивается. Она и в разных странах разделяется. В тех же западных странах. Часто советские математики высмеивали факт западной математики. Если в той же Америке, Европе книжки по математике открывать, там элементарные вещи объясняются на пальцах, недостаточно примеров, глубины нет", - рассказывает он, уточняя, что и российские, и казахстанские книги по математике достаточно качественного содержания.

"В защиту запада могу отметить, что их книги могут быть глубокими, но не для всех. Они берут какой-то стандартный минимум, что якобы нужно знать каждому, а дальше кто хочет глубже, тот копает глубже".

Существует олимпиадный рейтинг. Так, Казахстан среди стран СНГ занимает 3-4-е место после России, Украины, то уступая, то обгоняя Беларусь.

Среди казахстанских школ также есть рейтинг.

"Часто люди думают, что у КТЛ своя математика, у Физмата своя математика, у НИШ своя. В этом правда есть. Думают, что у них математика хорошая, это тоже вопрос. Говоря о тех же Назарбаев интеллектуальных школах, иногда я очень сомневаюсь, насколько глубока там математика. Если почитать официальные документы на их сайте, можно увидеть, что для них никогда не было принципиально важно углубиться и вырастить ученого. У них стоят другие цели - воспитание личности человека", - отмечает Асан Жолдасов.

"Каждая школа строит свою стратегию и движется в рамках нее. У каждой сильные, слабые стороны, концепции. Но не каждый человек осознает, что ему надо в математике".

Математические способности

"Ребенок с родителями, тренерами или учителем сидит и занимается. Решает за него учитель, а ребенок смотрит как кино. "Понял, понял, понял", - пытается повторить несколько видоизмененный шаблон и считает, что он понял тему. Через полгода он ее забыл", - приводит пример спикер.

Таким образом, существует заблуждение, что если изучить много тем, то ты выучишь математику.

"Я ненавижу, когда ко мне приходят родители и говорят: "Асан, пожалуйста, скажи он математик или гуманитарий?" Я такое разделение перестал делать давно, поскольку заметил, что в любом ребенке можно развить математические навыки в разных степенях. Вопрос интереса, конечно, стоит".

На пути подготовки олимпиадников было много сломлено шаблонов и показано, что из любого ребенка можно воспитать математика.

"Главный вопрос - его заинтересовать, влюбить в математику. Влюбить можно, только показав красоту и потенциальное применение в жизни", - подчеркивает он.

На вопрос о реализации потенциала его учеников Асан Жолдасов ответил, что многие потеряли себя, так как не могли самостоятельно сформировать цель.

"Я надеялся искренне, что те ребята, которые выигрывали всевозможные олимпиады Казахстана и мира, вернувшись, уйдут в науку, в бизнес, либо будет реализация в какой-либо сфере. Фактически оказалось - нет, многие потерялись. Потерялись, потому что я не научил тому, чего сам не умел, качественно ставить цели, идти к ним. Казалось бы, они умеют, но зачастую цели им ставил учитель, математик или мама. Сами они не умеют, чего-то хотеть не умеют, коммуницирование идет сложно у них. Много потерь было из-за этих ошибок", - признает он.

После трехлетнего перерыва в обучении учеников старших классов казахстанский математик вернулся к преподаванию.

"В 2018 году я прошел ряд курсов, где я начал менять себя и понял, что это в совокупности должно идти со многими навыками. Посмотрели бы вы на меня на первом курсе. Я был очень молчаливым мальчиком, который не разговаривал толком по-русски. Моя педагогическая практика помогла мне раскачать другие скиллы. Многие математики этого не развивают. Часто эгоизм им мешает, потому что многие математики видят себя умнее гуманитариев. "Гуманитарий - не человек", - так ошибочно мыслят многие математики, к сожалению. Факт в том, что многие гуманитарии в разы успешнее и сильнее", - резюмирует он, отмечая, что существует и обратный эффект заблуждения.

Зачем нужна математика

"Отличие математиков с детства, если он задает вопрос: "А почему?". Если эту "почемучку" сохранить максимально долго, эти люди математики. Если вы возьмете гениального профессора, он выглядит как маленький ребенок, которому все интересно", - Жолдасов уточняет, что сомнение и любопытство - лучшие союзники для развития математических навыков.

Спикер поведал историю, когда решение одной задачи научило его справляться с трудностями и понять смысл многих вещей:

"Нас в 8 классе интересным подходам учил известный математик Айбатыр Жумагулов. Писал на доске одну задачу и 4 часа на нас смотрел. Если первые полчаса мы пытались решить, то потом просто выжидали окончания урока. На следующий день мы думали, что учитель озвучит решение. Но он писал ту же задачу и сидел на нас смотрел. Неделю мог нас мучить одной задачей. Специально, чтобы мы осознавали, что эту проблему ты должен преодолеть. Одна задача помогла столько всего сделать и понять смысл вещей больше, чем 100 задач, которые мы решили".

Спикер рекомендует родителям не переживать насчет будущего, а обучить ребенка фундаментальным вещам, которые останутся неизменными: уметь думать, рассуждать, строить логическую цепочку и вариации, предполагать, оптимизировать. В этом огромную помощь может оказать развитие математических способностей.

Математика почти везде необходима, говорит он.

"Если мы бы в цифрах были более честны, анализировали лучше, те или иные управленческие решения, может, были бы быстрее, актуальнее, сильнее. Опять же, если оцифрованность страны была бы лучше, управление видело бы правильные решения, которые фактически может не до конца реализовывались. Скорость изменений, принятия решений была бы быстрее. Тем самым меньше бы потеряли людей во время последних событий. Никто не знает будущего, но уметь мыслить, рассуждать, строить логическую цепочку, догадываться, видеть решения любой ситуации - это классные навыки, которые будут востребованы сейчас и в будущем", - отмечает он.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Смотрите самые интересные видео в TikTok Tengrinews.kz! Подпишитесь прямо сейчас


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная