01 сентября 2023 | 07:43

Астана не резиновая? Где и как ограничивают миграцию в города

Изображение от jcomp на Freepik

В Астане намерены начать контролировать миграционный поток путем учета. Акимат Астаны сегодня готовит соответствующий документ. Корреспондент Tengrinews.kz обратилась к столичным урбанистам с вопросом: как работает процесс контроля миграции в других странах?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В Астане намерены начать контролировать миграционный поток путем учета. Акимат Астаны сегодня готовит соответствующий документ. Корреспондент Tengrinews.kz обратилась к столичным урбанистам с вопросом: как работает процесс контроля миграции в других странах?

Несколько дней назад, 29 августа, заместитель премьер-министра - министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах правительства, высказалась о бесконтрольной миграции в столицу. А именно, как заявила министр, акимат Астаны сегодня готовит соответствующий документ, который позволит контролировать миграцию в столицу. Ограничения не будут касаться приезжающих на учебу и на работу - в том случае, когда вуз и работодатели будут обеспечивать их местами проживания. Также ограничений не будет для тех, кто приехал краткосрочно - отдохнуть или получить лечение.

Однако позже глава ведомства собрала пресс-конференцию, где выступила с еще одним заявлением. Дуйсенова уточнила: казахстанец, прибывший в Астану, должен быть зарегистрирован по месту проживания. Однако по самому прибытию никаких ограничений нет.

Реклама
Реклама

Мы обратились за комментарием по данному вопросу к столичным урбанистам. Исполнительный директор Казахстанской ассоциации урбанистов Q88 Мадияр Даурбаев подтвердил, что право на свободу передвижения и выбора места жительства закреплено в Конституции страны. И "права на свободное передвижение и выбор места жительства" не могут быть ограничены.

"Аналогичные нормы присутствуют и в таких документах, принятых ООН, как Всеобщая декларация прав человека (статья 13) и Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 12). В пункте 3 статьи 12 вышеуказанного пакта подчеркивается, что права на свободное передвижение и выбор местожительства" не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других", - пояснил он.

Мы поинтересовались, как работает процесс контроля миграции в других странах и насколько удачный этот опыт.

Как пояснил Даурбаев, нормы, ограничивающие внутренние миграционные потоки граждан в определенные города, в основном применяются в странах, не имеющих продолжительной истории демократических традиций, таких как Мьянма, Китай, Северная Корея, Узбекистан.

Подобные ограничения характерны и для государств, находящихся в состоянии конфликта: Сирия, Израиль, Палестина.

"Из близких стран можно привести пример Узбекистана, где со времен СССР сохранился институт прописки и для получения права жить в Ташкенте и Ташкентской области необходимо иметь жилье в частной собственности либо прописаться у близких родственников, имеющих свое жилье. Несмотря на это, за постсоветский период население Ташкента выросло почти на один миллион жителей, в то же время закон о прописке поэтапно ослаблялся, и сейчас ведется работа по его отмене как противоречащего Конституции", - говорит Даурбаев.

При этом эксперт добавляет, что со времени переноса столицы население Астаны увеличилось более чем в четыре раза - из обычного областного центра с населением в 300 тысяч она превратилась в быстрорастущий мегаполис с населением более 1,3 миллиона человек, что произошло во многом за счет высоких потоков внутренней миграции.

Также, как отмечает Даурбаев, все эти годы столице приходится усиленными темпами трансформировать и строить инфраструктуру, которая изначально соответствовала параметрам не столицы, а простого города.

"Проблема миграции в столицу лежит в плоскости почти 30-летнего этапа усиленного строительства столицы, за счет чего долгие годы имелся существенный дисбаланс в развитии Астаны и регионов. По инерции это строительство и сейчас носит во многом экстенсивный характер, который провоцирует миграцию. В частности, принятый на рассмотрение генплан столицы предусматривает увеличение численности населения до более чем двух миллионов человек - то есть массовое строительство будет развиваться и дальше. В то же время никогда и нигде в мире инженерная и социальная инфраструктура не поспевает за таким обширным строительством, что мы и видим на примере Астаны", - добавил эксперт.

По мнению эксперта, ограничение регистрации граждан в столице не даст никакого эффекта, так как экономически все равно будет привлекательно жить и работать в Астане (как легальными, так и нелегальными путями) благодаря строительной программе.

Вследствие чего, как поясняет Даурбаев, уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры при любом раскладе не будет поспевать за ростом населения.

"Выход из патовой ситуации может видеться в сворачивании строительной программы Астаны и в развитии регионов. В целом также необходимо более продуманно подходить к прогнозам увеличения населения города и исходя из этого планировать и строить инфраструктуру с запасом на перспективный рост", - резюмировал Мадияр Даурбаев.

Напомним, первый вице-министр труда и социальной защиты населения Акмади Сарбасов сообщил, что контролировать миграционный поток в Астану будут через учет.

Все новости с нашего сайта - в нашем новом Telegram-канале. Вы будете в курсе главных событий - подписывайтесь по ссылке!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная