19 сентября 2016 | 20:12

Айдос Сарым высказался о противодействии терроризму

Асель Сатаева Корреспондент
Иллюстрация tengrinews ©

Депутаты нижней палаты Парламента обсуждают законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму и экстремизму", сообщает корреспондент Tengrinews.kz

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Депутаты нижней палаты Парламента обсуждают законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму и экстремизму", сообщает корреспондент Tengrinews.kz

Известный казахстанский политолог Айдос Сарым вошел в состав рабочей группы Мажилиса по обсуждению законопроекта, который, по его мнению, стал оперативным ответом на теракты, произошедшие в Алматы и Актобе.

Реклама
Реклама

"Я считаю, что это достаточно технократические решения, которые могут быть направлены на устранение наиболее ярких проявлений экстремизма и терроризма как таковых. Дело касается оружия, оборота оружия. Между тем, мне кажется, эти законопроекты должны рассматриваться как первый шаг, за которым должны последовать как минимум два-три дополнительных шага", - отметил Айдос Сарым.

По его мнению, те предложения, которые он намерен озвучить в составе рабочей группы по обсуждению законопроекта, в некоторой степени касаются философии казахстанского общества.

"Мы должны для себя очень хорошо прояснить, что такое свобода совести. У нас с 90-х годов есть такое крайне или излишне либеральное понимание свободы совести. Это означает, что каждый человек может верить во все, что ему угодно, не рассматривая в контексте общества, государства. Я не говорю, что все должны ходить строем, но тем не менее мы должны распределить веру человека и вероисповедание как институт. Второй момент: должен быть отдельный законопроект, который будет называться "О духовном управлении мусульман Казахстана", - выразил мнение Айдос Сарым. 

"В 2010-2011 годах после терактов мы пошли на то, чтобы определять в законе, уж чего не было до сих пор, название нашего мазхаба и так далее. Этот шаг был промежуточным, раз уж мы позиционируем себя частью исламского мира. Если мы считаем, что религия является важным общественным, культурным институтом, формирующим ценности людей, которые в конечном итоге влияют на многие события, происходящие в стране, то тогда надо идти и говорить о том, что нужно институализировать духовное управление Казахстана. В рамках государственного и частного партнерства предусмотреть институты взаимной поддержки и взаимной ответственности. Возможно, мы придем к тому, что признаем, скажем, наших имамов и мулл социальными служащими или гражданскими служащими. Это дискуссионный вопрос, но, мне кажется, это необходимо делать, поскольку речь идет не о политическом сезоне, не о следующих выборах, а ни много ни мало, а речь идет о судьбе страны через 20 лет, через 50, 100 лет. Если мы этого не сделаем, мы будем иметь некий обратный эффект, как мне кажется", - считает политолог. 

По его мнению, при обсуждении законопроекта о противодействии терроризму и экстремизму дискуссионным может стать вопрос о возможном запрете салафизма в Казахстане.

"Я дружу и разговариваю с очень большим кругом людей, которых можно назвать ведущими экспертами в сфере ислама. Многие считают, что государство может и обязано принять нормативно-правовые акты, которые будут направлены на запрет салафизма. Они говорят: если очень хорошо подумать, то можно выработать такие формулировки, которые попросту сократили бы возможность появления религиозного радикализма в исламе на очень длительный период. Я считаю, что на самом деле такое различение между салафитами делать не нужно. Нужно очень хорошо и четко подумать, прежде всего понять одну простую истину: если люди опровергают все самое ценное, что есть в нашей стране, и в том числе большие идеологические ценности в роли нации, государства, культуры, традиции нашего народа, казахского, то понятно, что эта среда сегодня может быть терпимой, а послезавтра может попросту вытолкнуть на политическое и общественное поля десятки, может быть и тысячи человек, которые будут свои, скажем так, воззрения не религиозные, а скорее этнокультурные, этноконфессиональные отстаивать оружием, взрывчаткой и прочим. Поэтому я думаю, что салафизм нужно запрещать как явление. Надо вырабатывать критерии того, что является казахским исламом или исламом в казахском понимании, в нашем понимании. Эти три шага мы должны предпринять", - выразил мнение Айдос Сарым. 

Отметим, сегодня депутаты рабочей группы Мажилиса Парламента рассматривали поправки в законопроект. В частности, речь шла о том, чтобы ограничить количество гражданского оружия у казахстанцев. 


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная