25 декабря 2016 | 05:03

Бывший сотрудник КНБ раскрыл махинации с нефтью

Алдаберген Аймагамбетов. Фото: Лилия Беликова/aktobetimes.kz

Бывший внештатный сотрудник КНБ и КГБ Алдаберген Аймагамбетов рассказал журналистам "Актобе Таймс" о беспределе, творящемся на железной дороге в Кандыагаше, и преступном транзите нефти.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Бывший внештатный сотрудник КНБ и КГБ Алдаберген Аймагамбетов рассказал журналистам "Актобе Таймс" о беспределе, творящемся на железной дороге в Кандыагаше, и преступном транзите нефти.

По данным издания, Аймагамбетов не только чекист-аналитик. До опалы он являлся начальником отдела оперативной системы управления вагонами Актюбинского отделения пути. Поэтому знает, о чем говорит.

Реклама
Реклама

Речь пойдет о нефтеперерабатывающем предприятии ТОО "Вернал Ойл Казахстан", расположенном в Кандыагаше. В начале декабря силовики во время крупной облавы на "нефтяников" провели обыски в восьми компаниях по делу о хищении нефти, в том числе нагрянули и в "Вернал Ойл". 

В 2009 году суд признал компанию участником международной аферы, построенной на контрабанде "черного золота". Предприятие закупало нефть у российских компаний якобы для последующей переработки. На деле же нефть не поставляли на завод, а под видом некоего "композита" направляли в Иран и Латвию, а оттуда в другие страны. Отправка переименованной нефти позволяла преступникам снизить размер налоговых и таможенных сборов - отсюда и ущерб госказне.

"Махинации с нефтью в Кандыагаше, как я потом выяснил, начались в конце 2006 года, - заявил собеседник издания. - В мае 2008-го я обратился к президенту "Казахстан темир жолы", прокурору области и партии "Нур Отан" с открытым письмом, в котором указывал на происходящее. Уже там я писал, что вагоны с нефтью, которые прибывают из России, не попадают на подъездные пути грузополучателя, а отправляются с той же станции в другие страны. После этого меня пригласил к себе областной прокурор, я все объяснил. Было возбуждено уголовное дело, и в 2009 году работников фирмы "Вернал Ойл Казахстан" осудили".

"Суд тогда признал, что своим обманом сотрудники фирмы причинили ущерб государству в 5,5 миллиарда тенге, - продолжил Аймагамбетов. - Я удивлялся. На самом деле, уверен, там были упущены сто миллиардов тенге".

Чтобы развеять сомнения, капитан КНБ раздобыл судебный приговор, состоящий из 80 страниц, и провел четкий анализ с созданием таблиц и схем. Выяснил, что в основу дела были положены лишь два коротких по времени промежутка контрабанды нефти, а именно - с 17 по 31 марта 2007 года и с 22 февраля по 8 апреля 2008 года, то есть всего лишь 60 дней отправки нефти под видом "композита". И это при том, что внутренние проверки НК "КТЖ" показали: махинации длились на протяжении и 2007, и 2008 годов.

"Два года - это 730 дней. Отнимем отсюда учтенные судом 60 дней, куда 670 дней делись?" - удивляется Аймагамбетов.

По мнению актюбинца, суд обвели вокруг пальца, предоставив акты приема-передачи цистерн, составленные от руки. "С 1996 года в "Казахстан темир жолы" внедрена автоматизированная система управления вагонами, в которой регистрируются все движения вагона от момента прибытия на станцию до отправления его со станции. Ничего от руки не должно быть написано", - объясняет бывший железнодорожник.

После обращения в прокуратуру Аймагамбетова начало "преследовать" руководство. "Мне вначале влепили выговор, потом строгий выговор. А в январе 2009 года, когда я был в отпуске, украли сейф со всеми документами. Затем меня незаконно уволили, после восстановили. А потом еще дважды уволили. Но я снова добиваюсь восстановления", - рассказал он.

Лишенный доступа к системе контроля вагонов, чекист раздобыл документы, подтверждающие, что суд не учел еще несколько вагонов с нефтью. "Вот, к примеру, вагон, прибывший на станцию Кандыагаш 18 марта 2008 года, - актюбинец демонстрирует бланк, на котором все происходящее с вагоном обозначено специальными кодами. - Прибывает на станцию с индексом груза 20100 - это нефть. Затем проводят операцию под кодом кор242 - это корректировка груза. И вот уже этот груз становится под кодом 22506 - "композит". Здесь не отображены 5 операций - подача вагонов на подъездной путь, выгрузка нефти, подача под погрузку, его погрузка и уборка с подъездного пути. То есть нефть как привезли на станцию, так ее и отправили".

Об изъянах судебного процесса Аймагамбетов в 2015 году написал в Администрацию Президента. В феврале 2016-го Департамент госдоходов возбудил уголовное дело по вскрытым фактам отправки нефти. Сейчас проводится досудебное расследование. Его ходом актюбинец не доволен и надеется, что дело передадут в ДКНБ, но прокуратура причин для такой передачи пока не видит.

Ущерб же государству, нанесенный махинаторами нефти, может быть огромным. "В похищенном сейфе хранилась справка о том, что только в 2007 году со станции Кандыагаш ушли 3 647 вагонов с "композитом". Вполне вероятно, что вместо "композита" там была нефть. И проверить это для следственных органов не должно составлять труда. К тому же, если учесть, что нефть в Россию уходила не казахстанская, а завозили ее из России, то применяться должен импортно-экспортный транзитный тариф. А это еще большие деньги. Поэтому я считаю, что ущерб не 5,5 миллиарда, а 100 миллиардов", - рассуждает экс-сотрудник КНБ.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная