ПОДЕЛИТЬСЯ
27 июня 2023 | 19:55
Эксперты и акимат Алматы попросили депутатов пересмотреть закон о самокатах
Эксперты в сфере альтернативного транспорта, а также представитель акимата Алматы предложили депутатам вернуть на обсуждение закон о самокатах и привели свои аргументы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Эксперты в сфере альтернативного транспорта, а также представитель акимата Алматы предложили депутатам вернуть на обсуждение закон о самокатах и привели свои аргументы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В Алматы прошел экспертный круглый стол "Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?" На нем обсудили риски для безопасности пользователей самокатов и удобства других участников движения. Одной из самых животрепещущих тем стали последние поправки в законодательство о самокатах, которые ограничили их скорость на тротуарах до 6 километров, а также ввели обязательные шлем и водительские права при езде по проезжей части.
Эксперт по микромобильному транспорту Ануар Джусупов отметил, что самокаты в нашем обществе уже прошли "социально безответственный" период, когда люди только учились ими пользоваться, ездили неосмысленно и создавали опасность для окружающих. С 2021 по 2022 год число ДТП с самокатами в год сократилось с 57 до 41 - на 28 процентов. Однако реальное сокращение даже больше: с 2021 по 2022 год число поездок на самокатах выросло в семь раз. По тем же мопедам произошел рост с 274 до 747 аварий в год, отметил эксперт.
"Если говорить о безопасности самокатов на тротуарах, то тут у нас нет таких аналитических данных, но есть число обращений пострадавших в травмпункты и публикации в СМИ о том, как на самокате сбивают пешеходов. Если следовать логике, то за последние три года число таких сообщений и публикаций должно было расти в семь или даже в десять раз ежегодно, так как именно на столько росло число поездок", - отметил эксперт.
По словам Джусупова, масса самокатов не столь велика, чтобы они представляли большую опасность при столкновении, а максимальная скорость - не выше 25 километров в час. На практике в плотном трафике средняя скорость самокатов не превышает 15 километров в час, и на такой скорости уровень потенциального травматизма остается достаточно низким.
Другой эксперт по безопасности транспорта из общественной организации Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов считает, что принятые депутатами нормы не имеют достаточных механизмов компенсации в сфере альтернативного самокатам транспорта, на который могут пересесть отказавшиеся от них люди. К примеру, не была упрощена процедура получения прав водителями автобусов, что приводит к их дефициту и снижению качества работы общественного транспорта.
"Даже если в городе закупят много новых автобусов, на них просто не будет водителей. Это приведет к тому, что часть поездок будет заменена такси или личными автомобилями, что, в свою очередь, повышает риск ДТП.
Ситуация с ДТП в Казахстане несильно меняется в положительную сторону, у нас каждый год умирает в авариях около двух тысяч человек и в десять раз больше получают травмы. По этому вопросу депутаты тоже не предложили никаких конкретных мер. Меры по самокатам существенно не улучшают ситуацию с безопасностью дорожного движения, а может, даже ухудшают, особенно в крупных городах", - отметил Роман Барабанов.
По словам эксперта, работа депутатской группы была проведена для галочки, так как среди них не было специалистов, которые работали либо в сфере безопасности дорожного движения, либо в сфере городского транспортного хозяйства. Это видно в том, как составлены поправки.
Пользователи самокатов могут вернуться к личному транспорту, что только повысит риск дорожных происшествий и загруженность улиц.
С мнением экспертов согласен и представитель городских властей, курирующий развитие микромобильного транспорта в управлении городской мобильности, Мурат Туменбай. По его словам, депутаты не обращались к акиматам городов, где наиболее часто используют самокаты, чтобы те поделились опытом регулирования этой сферы. В акимате были удивлены, что такой закон разрабатывается и в составе рабочей группы нет специалистов.
"Передвижение со скоростью 6 километров в час. Если вы просто попробуете встать на самокат и поехать со скоростью 6 километров, то на нем не только проехать, но даже удержать равновесие будет нельзя. Второе, если раньше самокаты можно было применять для поездок на короткие расстояния и поездка обходилась в 300-500 тенге, то сейчас, если скорость упадет в четыре раза, то и цена такой поездки вырастет в четыре раза. Третье, если в районах города, где нет велоинфраструктуры, выгонять самокаты на проезжую часть, то если на май этого года у нас было семь ДТП с участием электросамокатов, их число вырастет в разы", - отметил представитель управления городской мобильности Алматы.
Как пояснил Туменбай, в четырех шеринговых компаниях Алматы зарегистрировано два миллиона пользователей. Число поездок в мае этого года превысило 3 миллиона, и самокаты проехали семь миллионов километров. При этом совершено всего семь ДТП. На мопедах за этот же период было допущено более 100 ДТП. Представитель акимата удивлен, почему депутаты в первую очередь не взялись за решение проблемы с мопедами.
Своеобразный вывод по выступлениям спикеров сделала другой эксперт в сфере транспорта Елена Ерзакович. Она предложила депутатам отправить законопрект на доработку, прежде чем его подпишет Президент.
"Депутаты заявили, что мопедами они займутся дальше. Если это будет происходить по такой же схеме, когда соберется группа лиц, которые не являются экспертами, пользователями или юристами, и начнет писать законы, в которых они не разбираются и не прислушиваются к экспертному мнению", - добавила Ерзакович.
Представитель акимата и другие эксперты согласились с ней.
Напомним, что 22 июня депутаты Сената одобрили законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации дорожного движения", согласно которому будет решен вопрос по регулированию электрических самокатов.
Эти поправки были разработаны депутатами Мажилиса и приняты в мае.
По закону водители электросамокатов будут привлекаться к административной ответственности по двум статьям административного кодекса. При этом в МВД признали, что не смогут контролировать скорость самокатчиков.
Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.
Показать комментарии
Читайте также