ПОДЕЛИТЬСЯ
31 января 2017 | 16:47
Эксперты проанализировали ежегодное Послание Президента к народу
Сегодня был опубликован очередной текст Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года. Впервые Глава государства обратился к казахстанцам в письменном виде. В своем Послании Назарбаев указал на необходимость создать новую модель экономического роста, назвав грядущие изменения Третьей модернизацией. Среди приоритетов, в том числе, обозначены борьба с коррупцией и экстремизмом, а также стимулирование предпринимательства и снижение роли государства в экономике. Изучив документ, эксперты рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о наиболее важных пунктах в Послании и поделились мнением относительно того, что нужно сделать для эффективной его реализации.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Сегодня был опубликован очередной текст Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года. Впервые Глава государства обратился к казахстанцам в письменном виде. В своем Послании Назарбаев указал на необходимость создать новую модель экономического роста, назвав грядущие изменения Третьей модернизацией. Среди приоритетов, в том числе, обозначены борьба с коррупцией и экстремизмом, а также стимулирование предпринимательства и снижение роли государства в экономике. Изучив документ, эксперты рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о наиболее важных пунктах в Послании и поделились мнением относительно того, что нужно сделать для эффективной его реализации.
Анализируя текст, политолог Данияр Ашимбаев подметил, что значительная часть Послания содержит тезисы из прошлогодних обращений. При этом собеседник отметил, что в целом документ состоит из достаточно актуальных поручений. "Например, в тексте говорится об ускоренном технологическом обновлении экономики, о повышении производительности труда и качества образования, о диверсификации экспорта. Все эти тезисы значимые, важные и интересные, но надо понимать, что большинство из них не являются новыми", - пояснил политолог.
В его видении это говорит о том, что многие задачи, которые ранее были поставлены перед правительством, не были реализованы. "Несмотря на проведенную гигантскую работу, все это до сих пор остается актуальным. Есть отдельные предприятия, отдельные институты, отдельные сферы, где произошла позитивная динамика роста, но сильного прорыва все-таки у нас не случилось", - сделал вывод политолог.
Ведущий эксперт Института мировой экономики и политики Аскар Нурша обратил внимание на тот факт, что отдельного внешнеполитического блока в новом президентском Послании нет. По его словам, это говорит о том, что приоритеты Казахстана в этой области остались неизменными. В то же время он отметил, что по характеру внешнеполитические задачи генерируются в трех смежных направлениях: инвестиционного сотрудничества с Китаем и задаче привлечения инвестиций, международного сотрудничества и продвижения национальных интересов в рамках ЕАЭС, ШОС, а также темы сопряжения экономического пояса Шелкового пути. Он придерживается мнения, что речь идет о подчинении внешней политики задачам экономической дипломатии. Еще одно направление в Послании относится к проблемам безопасности (контртерроризм и борьба с религиозным экстремизмом, кибербезопасность), что подразумевает усиление взаимодействия с партнерами по этим вопросам, добавил эксперт.
Политолог, эксперт КИСИ Мадина Нургалиева считает, что опубликованный документ больше экономический, нежели политический. Для политолога важным стал акцент на человеческие ресурсы и человеческий капитал. Согласно ее видению, в Послании были отмечены ключевые вопросы для граждан - образование, здравоохранение, соцобеспечение, жилищные проблемы. Например, Президент обозначил свою конкретную позицию касательно образования - поэтапного перехода на трехъязычное образование - и дал понять, что переход все-таки будет осуществлен. При этом было понятно, что Глава государства четко фиксирует проблему в уровнях преподавания в городских и сельских школах, отмечает политолог. Она считает, что этот акцент усилит ответственность профильного ведомства - МОН РК, которое будет реализовывать эту задачу. Более того, по словам Нургалиевой, это сподвигнет уполномоченный орган взвешенно внедрять реформаторские новинки в образовании.
"То же самое можно сказать о социальном обеспечении. Президентом были озвучены конкретные цифры. К примеру, с 1 июля будут повышены пенсии на 20 процентов для более двух миллионов, с 1 июля 2018 года базовая пенсия будет рассчитываться по новой методике. Со следующего года порог оказания адресной социальной помощи будет повышен до 50 процентов от величины прожиточного минимума. Кроме того, будут увеличены пособия на рождение ребенка и так далее. Конечно, в условиях экономических сложностей повышение на индивидуальном уровне не столь ощутимо, но в масштабе республики это важный показатель готовности выполнять социальные обязательства государства", - объяснила эксперт КИСИ.
Экономический обозреватель и главный редактор делового издания "Эксперт Казахстан" Сергей Домнин выявил плюсы и недостатки ежегодного Послания Президента. К положительным моментам он отнес тот факт, что в стране будут сформулированы экспортная и инвестиционная стратегии, в очередной раз поставлен вопрос производительности труда, а также, судя по тексту, государство окончательно определилось с приоритетным направлением в агропромышленном комплексе (organic food). Кроме того, эксперта радует тот момент, что еще одному помещению выставки EXPO нашли применение - там будет "технопарк IT-стартапов".
Что касается недостатков, то, по словам Домнина, в Послании предложена серия новых стратегий и госпрограмм, но так и не поставлен вопрос об эффективности реализации старых. Он считает, что это рождает большие опасения за качество реализации новых. "Законодательством предусмотрено, что оценку эффективности государственных программ проводят правительство и Администрация Президента. Первая проблема здесь в том, что публичной информации на этот счет практически нет. У госорганов нет обязательства публиковать результаты оценки эффективности. Вторая проблема - и о ней достаточно много говорили самые серьезные эксперты - в ситуации, когда правительство силами тех же госорганов, что отвечали за реализацию программы, ее же и оценивает, возникает конфликт интересов. В структуре исполнительной власти эта аналитическая структура должна быть выделена во что-то похожее на британский Prime Minister’s Delivery Unit", - считает собеседник.
В качестве еще одного недостатка он выделил тот момент, что человеческий капитал находится лишь четвертым в списке приоритетов, хотя, по его убеждению, он должен быть первым. По его словам, именно под показатели уровня человеческого капитала должны подверстываться остальные задачи и индикаторы.
Домнин придерживается мнения, что это Послание должно родить множество бизнес-идей. По его мнению, единственная проблема в том, что большая часть их, как всегда, сводится к взаимодействию с госсектором и распределению государственных средств. Делая вывод, собеседник говорит о том, что государство должно больше внимания посвящать разработке правил игры на отраслевых рынках, а не схемам распределения субсидий отдельным участникам рынка.
В свою очередь, Ашимбаев также считает, что успех Послания будет зависеть от того, какие для его реализации будут приниматься меры. Свое мнение эксперт аргументировал тем, что после каждого послания чиновники едут в регионы и начинают вести пропагандистские речи, забывая о самом главном. Но здесь нужно, по его мнению, проводить совершенно иную работу. К примеру, повышать эффективность управления.
Мадина Нургалиева соглашается с предыдущими экспертами и называет основные проблемы, на которые государство постоянно натыкается при реализации посланий. Согласно ее видению, центральные власти озвучивают достаточно креативные и эффективные идеи, а на исполнительном уровне реализация хромает. Она не исключает, что такой риск существует и сейчас. Чтобы этого избежать, на взгляд Нургалиевой, надо начинать с элементарных базовых вещей. "Если, к примеру, речь идет о переходе на трехъязычное образование, то начинать надо с ревизии того, что есть (методик, наработок, кадровых ресурсов и потенциала), а потом уже тщательно прорабатывать механизмы реализации. И никак иначе. С временной регистрацией эта проблема очень четко выявилась. Сначала приняли решение, исходя из благих побуждений, а после критики и даже летальных исходов стали устранять недочеты. Вот такого быть не должно. Еще одна проблема - это существование разрыва между центром и регионами. Этот экономический, бюрократический, коммуникационный разрыв тоже нужно сокращать", - заключила собеседница.
Полный текст Послания читайте здесь.
Показать комментарии
Читайте также