29 апреля 2022 | 10:52

Льготное автокредитование: каковы шансы стать участником программы

Азаматхан Ахмадов Корреспондент
Фото:elements.envato.com

Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz оценил шансы среднестатистического казахстанца на участие в программе льготного автокредитования, а также рассказал о ситуации в автосалонах страны на сегодняшний день.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz оценил шансы среднестатистического казахстанца на участие в программе льготного автокредитования, а также рассказал о ситуации в автосалонах страны на сегодняшний день.

100 миллиардов - это много?

Бывший оператор утилизационного сбора за пять лет работы аккумулировал около 600 миллиардов тенге, из них 100 миллиардов в ближайшие дни обещают направить на запуск программы льготного автокредитования казахстанцев. 

Реклама
Реклама

"На первый взгляд выделенная сумма в 100 миллиардов может показаться фантастической. В действительности же, если учитывать, что в среднем на казахстанца будет выделяться по 10 миллионов тенге, программы хватит примерно лишь на 10 тысяч автомобилей. Что же касается спроса на авто в Казахстане, то в прошлом году на рынке было продано около 120 тысяч новых машин плюc, думаю, порядка 500-600 тысяч поддержанных. Удовлетворят ли эти 10 тысяч автомобилей реальный спрос казахстанцев на машины?" - задался вопросом эксперт.


Револьверная схема не поможет?

В январе в Министерстве индустрии и инфраструктурного допустили, что льготное автокредитование может быть запущено по револьверному принципу - когда ежемесячные платежи по кредитам возвращаются в программу и используются для финансирования следующих участников.

"Здесь мнения несколько разнятся. Насколько я знаю, револьверные условия в письменном виде нигде не были прописаны и у банков второго уровня на данный момент нет описания механизма процедуры. По крайней мере, в Ассоциации автомобильного бизнеса заявляли, что револьверной схемы не будет, а кто-то из чиновников утверждал обратное", - рассказал он.

Если программа все-таки будет работать по револьверной системе, в таком случае, конечно, больше казахстанцев сможет поучаствовать в программе, подтвердил глава Автомобильного союза.

"Другой вопрос - существенно ли больше казахстанцев сможет? Пока деньги участников "льготки", выплачивающих свои кредиты, накопятся по револьверной системе, сколько времени должно пройти? Выплаты ведь растягиваются на 7 лет", - заметил Эдоков.

Сказочное предложение в условиях дефицита

Эдуард Эдоков напомнил, что и до анонса программы по Казахстану наблюдались огромные очереди на машины в автосалонах. С запуском программы, по его мнению, получить желаемый автомобиль станет еще сложнее.

"Повышение цен на энергоносители и металлы, дефицит электрочипов, проблемы с логистикой, постпандемийные афтершоки - все эти базовые проблемы в производстве автомобилей по всему миру никуда не делись, а с ними и дефицит на автомобили с ежемесячным подорожанием", - отметил он.

Специалист подчеркнул, что на уже существующие факторы наложился геополитический кризис у соседей Казахстана.

"Часть новых автомобилей, которые покупал Казахстан, шла из России или через Россию. Последние события привели к остановке автомобильного производства у соседей. Кроме того, в Украине также остановились заводы по производству комплектующих для транспорта", - рассуждает эксперт.

Эдоков выразил уверенность, что часть спроса с российского рынка перекинется на Казахстан, что серьезно усугубит ситуацию в республике.

"Напомню, что спрос на машины в России, мягко говоря, немаленький. К примеру, в прошлом году в РФ было реализовано полтора миллиона новых автомобилей. Очевидно, что россияне начнут "пылесосить" казахстанский авторынок. Это еще больше усугубит и без того напряженную ситуацию с дефицитом автомобилей, очередями и ценами в автосалонах Казахстана. В текущих условиях машины в автосалонах могут начать прибавлять в цене по миллиону тенге в месяц", - сказал он.

Повлиять на ситуацию, по мнению эксперта, государство не сможет.

"Ну а что может сделать МИИР, например? Написать приказ: "Увеличьте производство автомобилей втрое - у нас тут льготное автокредитование"? Это так не работает. В производстве все между собой связано, и невозможно его нарастить по мановению волшебной палочки в рамках какого-то ведомства из-за запуска государственной льготной программы. Это экономика, промышленность", - подчеркнул он.

При этом глава Независимого автомобильного союза согласился, что анонсированные ранее условия программы - ставка в 4 процента, на 7 лет без первоначального взноса - действительно "сказочные". 

"Программа на самом деле уникальная - взять кредит в банке под 4 процента при нашей инфляции в 15-20 процентов. Еще и при том, что Нацбанк недавно снова увеличил базовую ставку, и теперь коммерческие кредиты начинаются от 20 процентов годовых. Фантастика, по-другому не скажешь", - считает Эдуард Эдоков.

Каковы шансы у рядового казахстанца?

"Подводя итог, можно сказать, что 10 тысяч автомобилей должны быть "разыграны" среди сотен тысяч желающих в условиях острейшего дефицита, который и вовсе делает прогнозы продаж автомобилей по программе практически невозможными. Ко всему прочему, нельзя исключать того, что в подобных условиях банки второго уровня могут начать "за шоколадки" двигать людей в этой очереди ближе к первым десяти тысячам в списке. Повторюсь, 10 тысяч - это для Алматы даже критически мало, а эти кредиты нужно по всему Казахстану распределить. Каковы тут шансы... Думаю, что критически низкие", - заявил председатель Автомобильного союза.

Между тем, по некоторым данным, в очереди на льготные автокредиты уже числятся десятки тысяч казахстанцев, пытавшихся принять участие в прошлых запусках программы и ждавших своей очереди на 7-процентный кредит.

"При прошлом запуске льготного автокредитования государство выделяло деньги из бюджета, в этот раз средства со счетов частной компании. Наверное, с тех пор списки у банков второго уровня до сих пор есть. Продолжат ли выдавать кредиты по старому списку или же его обнулят - вопрос открытый. Остается ждать разъяснений", - сказал он.


Когда занимать очередь?

Чтобы попытать удачу, необходимо прийти в банк, участвующий в льготном кредитовании, объясняет эксперт.

"Как только станут известны банки второго уровня, принимающие участие в программе, нужно сразу бежать и писать заявление с просьбой о льготном кредите. Это небыстрая процедура: банк будет изучать ваш скоринг, платежеспособность, кредитную историю, ежемесячный доход и так далее. Вероятность, опять же, невысокая, но ведь шанс есть всегда", - заключил Эдуард Эдоков.

Мы открыли еще один Telegram-канал. О деньгах и казахстанском бизнесе. Подписывайтесь на Tengri Деньги!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная