14 февраля 2023 | 08:03

Нападение в школе Петропавловска: психологи рассказали о возможных причинах

Святослав Антонов Корреспондент
Фото из соцсетей

Казахстанские психологи рассказали, что могло вызвать нападение на школьников в Петропавловске, какие факторы формируют агрессию в школе и зачем нападавший использовал маску и топор, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Казахстанские психологи рассказали, что могло вызвать нападение на школьников в Петропавловске, какие факторы формируют агрессию в школе и зачем нападавший использовал маску и топор, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Психолог Валерия Алимжанова отметила, что агрессия в школе сейчас широко распространена во всем мире. Именно поэтому в каждой школе сейчас обязательным является наличие психолога. Эти специалисты должны проводить психологическую диагностику учеников, но кроме того, обучать преподавателей, обсуждать с ними методы раннего выявления тревожных сигналов, указывающих на личность потенциального агрессора или возможные вспышки насилия. Однако, как показывает практика, несмотря на эти сигналы и пристальное внимание школьных психологов, невозможно на 100 процентов предупредить вспышки насилия, такие как произошла в школе Петропавловска. Именно поэтому, по словам специалиста, необходимо больше внимания уделять индивидуальному подходу к ученикам, знанию черт личности потенциального агрессора и факторов, которые могут вызвать такую агрессию. По словам психолога, есть три основных фактора:

1) психическое здоровье;

Реклама
Реклама

2) психологический климат в семье (если есть насилие в семье, то подросток может переносить его на одноклассников и учителей);

3) психологический климат в самой школе.

Валерия отметила, что к факторам психологического климата в школе можно, к примеру, отнести школьный буллинг. Зачастую подобные агрессоры ранее являлись объектами буллинга со стороны других учеников или же подвергались насмешкам и унижению. Даже если этого не было, зачастую они были аутсайдерами в классе, не принимали активного участия в школьной жизни и не имели навыков социального общения. По словам психолога, когда у человека не развиты социальные навыки и он не может привлечь к себе внимание обычным способом, то способ привлечения внимания может быть очень нетривиальным, включая показательное насилие.

Фото из соцсетей

"Мы можем это только предполагать, но, возможно, этот подросток в Петропавловске выбрал именно такой нетривиальный путь привлечения к себе внимания. В данном случае его белая маска и топор могли иметь ритуальное значение. Белый цвет может символизировать смерть, а маска изображает кого-то вроде трикстера. Таким образом он мог пытаться привлечь к себе хотя бы такое негативное внимание, однако в какой-то момент он перешел границы здоровой театральности и ритуальности и ступил на путь противоправных действий", - отметила психолог.

Прокуратура Северо-Казахстанской области сообщила, что, по предварительным данным, подросток, напавший на учеников, состоял на учете в психиатрическом диспансере. Валерия Алимжанова отметила, что это вовсе не означает, что его должны были изолировать от сверстников и не пускать на занятия в обычную школу. По ее словам, есть несколько уровней девиантного поведения, при котором подростка могут поставить на учет. Это невротическое, пограничное и психическое. И если при невротическом подросток может жить обычной жизнью, то начиная с пограничного он должен находиться под более пристальным наблюдением. При этом такой человек может принадлежать как к миру здоровых, так и больных людей, в зависимости от периодов ремиссии и вспышек психических расстройств. Психолог отметила, что вопрос изоляции таких людей от общества является весьма спорным, так как они могут годами стоять на учете и не проявлять вспышек болезни. Решение о том, допускать ли такого школьника до учебы, принимает его лечащий врач. В большинстве случаев дело не доходит до такой крайности, как это произошло в Петропавловске. Однако влияние определенного психологического климата и напряженной ситуации в школе может спровоцировать обострение заболевания.

Фото Tengrinews.kz/Амир Абдулхаимов

Такие вспышки могут быть непредсказуемыми, и тут особую роль играет работа школьного психолога. Однако, по словам Алимжановой, чаще всего на школу в 1000 и более учеников имеется всего один, а максимум два психолога, которые должны корректировать ученический состав с 1 по 11 классы. При этом на бирже труда достаточно много объявлений о найме на должность школьного психолога с зарплатой около 100-120 тысяч тенге. При такой зарплате в эту профессию тяжело привлечь по-настоящему хороших и опытных специалистов. По словам эксперта, для этого необходимо повышать статус таких психологов, так же, как сейчас повышается статус учителей.

Детский психолог Анастасия Стеблянко согласна со своей коллегой и считает, что нельзя демонизировать человека только на почве наличия психических расстройств. Зачастую нахождение в обычном здоровом обществе на человека с такими расстройствами оказывает положительное влияние и продлевает период ремиссии, когда не проявляются симптомы болезни. По словам психолога, примеров, когда такое нахождение в здоровом обществе, включая обучение таких детей с расстройствами в обычной школе, оказывало положительный эффект, больше, чем каких-то негативных случаев.

Специалист отметила, что люди с расстройствами достаточно редко выходят из ремиссии жестким путем, то есть резко. Как правило, это происходит более постепенно, и тут большая ответственность лежит на лечащем враче - психиатре, который должен обозначить изменения в поведении своего пациента и решить, стоит ли его в данный момент допускать в здоровое общество. Такое решение может приниматься комиссионно с другими специалистами и строиться на основании срезов поведения данного подростка или ребенка.

"В большей степени ответственность, конечно, лежит именно на личном психологе или психиатре, который имеет к этому ребенку индивидуальный подход, сопровождает его в течение какого-то времени, помогает с социализацией. Если мы говорим о школьных психологах, то это, как правило, психологи с педагогическим образованием. Они не знают клинической картины заболеваний, в большей степени заточены на обучение и могут работать только с социализацией условно нормальных детей. Где родителям брать индивидуального клинического психолога? Эти услуги зачастую недешевы, а психологи при поликлиниках загружены работой и не могут уделить внимание каждому пациенту. Возможно, в наших школах, помимо должности обычного психолога, также необходимо создавать должность клинического психолога, который бы индивидуально работал именно с детьми с расстройствами, тем более что сейчас упразднили коррекционные школы и такие дети учатся в обычных общеобразовательных классах", - рассказала Анастасия Стеблянко.

Иллюстративное фото:elements.envato.com

Специалист отмечает, что поведение, подобное тому, что было в школе Петропавловска, чаще всего можно наблюдать у психически нездоровых людей. У здоровых людей есть определенная система ценностей, включая понятие о ценности человеческой жизни, и понимание ответственности за нанесение вреда другим людям, которые сдерживают их. У людей с расстройствами такая система ценностей в период обострения размывается, и они могут проявлять подобную немотивированную агрессию. По словам психолога, ее не следует путать с обычной агрессией в школе, которая чаще всего происходит из-за неприятия одного человека другим либо же из желания агрессивного человека добиться своих целей от оппонента. Такие проявления агрессии можно считать здоровыми, они могут быть даже в словесной форме, без физического насилия. Однако состояние ярости характерно, скорее, для подростков с психическими нарушениями. Состояние обострения у таких людей, как отмечает психолог, можно сравнить с физическим заболеванием, но проявляется оно не болью, а изменением поведения.

В связи с инцидентом в Петропавловске появились спекуляции на тему влияния массовой культуры и социальных сетей на поведение нападавшего. Некоторые СМИ даже предположили, что он был участником некой интернет-игры по типу так называемых групп смерти в соцсетях, в которых давали задания убивать людей. Этим объясняется и некая ритуальность действий подростка. Однако психологи отмечают, что сами по себе соцсети, фильмы или игры не могут быть первопричиной такого поведения. На человека со здоровой психикой посты в соцсетях про маньяков, их образ в массовой культуре или различные игры не могут оказать такого влияния. Подобный контент может вызвать только образовательный интерес, но явно не побудить к тому, чтобы перешагнуть через систему ценностей в нашем обществе, эмпатию и понимание ценности жизни. По словам психолога, у обычного человека просмотр фильмов с жестокими сценами или подобные игры могут лишь создать определенную резистентность к уровню восприятия насилия, но никак не вызвать само насилие.

"У здорового человека есть барьеры и блоки, которые не просто переступить. При этом у человека с нарушенной психикой может быть недостаточно развита эмпатия, сочувствие и сопереживание, отсутствовать понятие о ценности человеческой жизни. У такого человека некие образы из массовой культуры действительно могут сформировать какие-то чувства, однако на первом месте тут все же само наличие расстройства и его степень. У человека должно быть сильно искажено восприятие, чтобы игры, просмотр фильмов или чтение каких-то постов склонили его к совершению таких поступков", - отметила Анастасия Стеблянко.

Иллюстративное фото: elements.envato.com

Психолог Райса Байдалиева также отмечает, что игры могут лишь усилить психопатологические причины, но они не являются первопричиной нарушений. А причинами нарушений могут быть особенности развития и среда.

"Можно сколько угодно гадать, что явилось конкретной причиной трагического события в Петропавловске, окончательный ответ должны дать следствие и психиатрическая экспертиза. Разумеется, причины следует искать в состоянии подростка. Психическое состояние подростка зависит от множества факторов и, разумеется, от особенностей взаимодействия с другими людьми, со сверстниками. Низкий уровень социально-психологической адаптированности имеет множество причин: особенности развития, среда, социальный статус, какие способы разрешения проблемных ситуаций сформированы. То, что в этом конкретном случае повлияло на подростка: нарушение идентичности, повышенная внушаемость, нарушение каких-либо других процессов, выяснит следствие", - рассказала Райса Байдалиева.

Напомним, что в Петропавловске произошло ЧП в школе № 4. Один из учеников 9-го класса пронес в школу топор и нож и до начала уроков напал на старшеклассников.

В прокуратуре сообщили, что, по предварительным данным, нападавший состоит на психиатрическом учете.

Позже в социальных сетях появилась фотография маски и топора, которые, предположительно, использовал нападавший.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная