25 ноября 2022 | 07:33

Поручения Токаева по застройке в Алматы: как победить "человейники", рассказали эксперты

Святослав Антонов Корреспондент
Фото: facebook.com/savealmaty

Эксперты рассказали, как сделать Алматы комфортным городом, при этом удовлетворяя запросы населения по строительству нового жилья, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Эксперты рассказали, как сделать Алматы комфортным городом, при этом удовлетворяя запросы населения по строительству нового жилья, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Напомним, ранее Президент Касым-Жомарт Токаев во время выступления в Алматы заявил, что нарекания вызывает неудобная планировка зданий и дорог в городе. Он также подчеркнул, что застройщики должны учитывать интересы жителей, но при этом в Алматы нужно увеличивать темпы жилищного строительства и осваивать новые территории.

При застройке территорий нужны планы

Реклама
Реклама

Архитектор-урбанист и создатель Gradoblog Almaty Владислав Филатов считает, что для создания комфортных условий при застройке города и строительстве новых районов самое важное - это разработка мастер-планов.

"Современная урбанистика получается как раз таки из разработки мастер-планов, соблюдение которых обязательно по закону. И качественная городская среда будет зависеть от тех ценностей, которые заложены в этом документе. Давайте вслух проговорим некоторые из них:

  • Упор на развитый и комфортной общественный транспорт.
  • Строительство объектов образования, здравоохранения, отдыха, досуга и торговли, вело- и пешеходная доступность.
  • Уход от доминирования личного автомобильного транспорта, приоритет пешеходам.
  • Смешанная застройка.
  • Строительство плотной квартальной сетки улиц в новых районах.

Даже если строительство ведется в сложившейся застройке, повторюсь, нужно разрабатывать мастер-план. И делать это должны не отдельные застройщики, а государство или частные компании, независимые от застройщика проектные бюро", - рассказал Владислав Филатов.

Архитектор отметил, что в процессе разработки таких документов, как мастер-план района, принято периодически собирать жителей района для проработки на каждом этапе всех решений. Это повышает легитимность конечного документа. Это как раз соответствует поручению Президента учитывать интересы жителей, а не строительных компаний при застройке. Как отметил Филатов, это может стать основанием для реформы местного самоуправления и продвижения принципов Жаңа Қазақстан.

Районы Алматы слишком большие

Урбанист также считает, что для эффективного контроля за застройкой необходима реформа районных акиматов Алматы.

"Хочу подметить, что районы города Алматы слишком крупные и имеют в своем составе совершенно разные в градостроительном плане части. Нагрузка на районные акиматы не позволяет эффективно следить за всеми изменениями. Яркий пример тому - Бостандыкский район. Где район начинается в районе городского акимата и на западе заканчивается в районе КазГАСА, моей альма-матер. Такой территорией сложно управлять. Перед тем как приступать к проектированию мастер-планов районов, следует раздробить существующие, выбрать глав новых администраций, дать полномочия и бюджет на работу с местными жителями", - добавил эксперт.

Филатов считает, что если в каждом небольшом районе будет своя администрация, которую жители будут знать в лицо, можно будет наладить эффективную работу с населением.

Мастер-планы помогут бороться с точечным строительством

Эксперт отметил, что мастер-планы также помогут избежать точечной застройки в жилых кварталах города. В ходе разработки мастер-плана необходимо не только определять назначение земель района, но и выяснять обстоятельства, приведшие к такому статусу земель, отправлять письма в органы и решать эти вопросы. Тогда можно будет выявить участки во дворах, которые были проданы частникам еще десятилетия назад.

"Нужно четко прописывать целевое назначение территорий и строго следить за исполнением. В случае простоя участка без строительства отчуждать его в пользу государства", - добавил Филатов.

По словам эксперта, вне зависимости от того, идет строительство на новой территории или в уже сложившейся застройке, следует разрабатывать мастер-план указанной территории и развивать ее согласно утвержденному мастер-плану развития района. Мастер-план, как документ, должен быть закреплен в законодательстве нашей страны, чтобы он имел силу.

Все в шаговой доступности

Президент отметил, что для развития новых районов города необходимо строительство досуговых центров. Архитектор добавил, что одних центров мало и нужно развивать инфраструктуру новых районов в комплексе еще на этапе проектирования.

"Перед строительством новых районов нужно разрабатывать подробные мастер-планы. Чтобы досуг был вшит в градостроительную ткань заново осваиваемых территорий. А досуговые центры, дворцы школьников, дома творчества и мастерские должны служить дополнением к уже имеющейся досуговой инфраструктуре "на земле". Неудобство же дорожной сети легко избегается путем целенаправленного проектирования районов с удобными улицами, большим количеством пешеходных переходов и с велодорожками и полосами для общественного транспорта. Люди должны иметь доступ к различным способам передвижения, отличным от личного авто. В плане борьбы с пробками все способы хороши, которые предполагают возможность пересесть на велосипед, самокат или общественный транспорт. Еще лучше, когда места работы, учебы, отдыха и покупок располагаются по месту жительства", - рассказал Владислав Филатов.

Архитектор отметил, что при строительстве новых микрорайонов можно брать пример с центра Алматы. В новых районах нужно строить школы, больницы, институты, бизнес-центры, парки и храмы в вело- и пешеходной доступности. В крайнем случае - чтобы можно было сесть на общественный транспорт, если есть необходимость.

Филатов отметил, что видит перспективы в развитии таких районов, как верхний Тастак, в квадрате улиц Розыбакиева, Варламова, Абая и Толе би. На основании этого квадрата можно создать новый пилотный район со своей администрацией, полномочиями и бюджетом. Развивать его следует с учетом ценностей качественной застройки.

Правила для застройщиков

Урбанист и исследователь городской застройки Алматы Давид Камински отметил, что проблема точечной застройки, которую затронул Президент, решается очень просто - принятием юридической, нормативной и регламентирующей базы для застройщика, по примеру ведущих городов мира. В этих документах должны быть отражены интересы города и ограничение аппетитов застройщиков. По мнению архитектора, это должно быть не просто в примитивной форме ограничения по этажности и высоте здания и расстояниям между зданиями, а в гораздо более сложной форме.

"Например, когда застройщик в нагрузку строит социальные объекты, транспортные объекты, вплоть до линий трамвая или метро. Также необходимо учитывать визуальное влияние на город - визуальные оси, инсоляцию окружающих зданий, влияние на городскую ткань и другие факторы. К сожалению, в наших нормах ничего этого нет. Точечная застройка перестает быть точечной лишь тогда, когда она учитывает интересы города как некую общность в проекте застройки. Когда присутствуют лишь интересы застройщика, тогда дело всегда сводится к недопустимым перегибам и созданию замкнутой среды, вырванной из контекста города", - рассказал Давид.

Архитектор отметил, что учесть интересы жителей при застройке можно только принятием гораздо более сложной нормативной и регулирующей базы. Как отметил Давид, важно также не допустить перегибов с обеих сторон. Горожане, проживающие рядом с территорией застройки, тоже не имеют прав на частную территорию застройщика, но при этом крайне важно выбирать меньшее из зол - застройщик обязан учитывать интересы города как общего организма, при этом подразумевается, что некие общие интересы локальных жителей будут совпадать с городскими интересами, даже если это не признается ими.

Как избежать строительства "человейников"

Эксперт также рассказал, как можно избежать появления "человейников" - плотно застроенных каменных джунглей без инфраструктуры и удобств для жителей этих домов.

"Прежде всего, нужно ограничить строительство полностью изолированных кондоминиумов. Первые этажи должны полностью быть торговыми или общественными. Личным пространством МЖК должен быть лишь внутренний двор и жилые площади. Также необходимо регламентировать плотность жилой застройки в зависимости от доступа к скоростному общественному транспорту. То есть хочет застройщик высокую плотность - обеспечь вблизи линию метро или трамвая за свой счет. По сути, необходимо законодательное внедрение международного стандарта TOD (примечание.: стандарт, разработанный организацией Института политики в области транспорта и развития из США, состоящий из восьми принципов городского проектирования и землепользования, каждый из которых поддерживается конкретными задачами и легко измеримыми показателями).

По сути, также важно провести анализ международных нормативов на предмет применения в Алматы. Застройщик в условном иностранном государстве и застройщик у нас - по сути одно и то же. Капитализм преследует только одну цель - максимальная прибыль при минимальных издержках. И крайне важно не терять время и не изобретать велосипед, а внедрять те меры, которые привели к балансу интересов города, жителей и застройщика", - добавил урбанист.

Эксперт также прокомментировал слова Президента о необходимости ежегодно увеличивать объемы жилищного строительства на 10 процентов и нехватке территории для этого в городе.

"Основная проблема состоит в том, что порядка 60-70 процентов застроенной территории Алматы занято частным сектором. Это подразумевает малоэффективное для города использование территории. В плане инженерных коммуникаций, транспортной доступности, доступности социальных учреждений. Как бы защитники уютного частного сектора ни отстаивали частный сектор, преследуют они только свою цель - сохранение замкнутой, изолированной среды, в которой комфортно будет только им, но не другим городским жителям. Одно из главных требований к современной застройке - создание мультифункциональной среды, когда застройка не ограничивается только МЖК, но в нее внедряются и здания другого функционального назначения, и самое главное - доступность скоростного общественного транспорта. То есть новая застройка в городе должна на 70-90 процентов идти не за счет освоения новой территории, а за счет реконструкции одноэтажного частного сектора", - рассказал Давид Камински.

Как отметил архитектор, строительство объектов муниципального социального культбыта должно идти не случайно, на свободных участках земли, а планомерно, и в основе застройки должен лежать генеральный план. Так как сейчас существует практика абсолютно случайного строительства городских объектов, которые не были предусмотрены генпланом города. В качестве примера архитектор приводит здания спортивных комплексов Almaty Arena, Halyk Arena. Место для их размещения было выбрано абсолютно случайно, и главный критерий был - наличие незастроенной территории. При этом наличие такого главного фактора, как доступность скоростного общественного транспорта, даже не учитывалось.

Ранее эксперты в области альтернативного транспорта и дорожной безопасности разобрали тезисы выступления Президента Касым-Жомарта Токаева в Алматы в отношении городского транспорта.

Самое важное - в нашем новостном Telegram-канале. Подписывайтесь и получайте самые важные новости

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная