06 октября 2021 | 13:11

Причину топливного кризиса в Казахстане назвал депутат

Рабига Дюсенгулова корреспондент
Иллюстрация:elements.envato.com

Депутат Мажилиса Айкын Конуров заявил о росте социальной напряженности среди перевозчиков из-за дефицита топлива, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Депутат Мажилиса Айкын Конуров заявил о росте социальной напряженности среди перевозчиков из-за дефицита топлива, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Он отметил, что предвестники перебоев с поставками топлива и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит.

"Обращаем внимание на то, что топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, - это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью", - сказал Айкын Конуров, озвучивая депутатский запрос на имя вице-премьера Романа Скляра.

Реклама
Реклама

По мнению депутата, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок не было, идет только констатация уже случившихся проблем.

"Последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства. Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС", - заявил Айкын Конуров.

Мажилисмен отметил, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен является хронической.

"Причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации - закупить более дорогое топливо в России. Такая парадоксальная экономика по принципу "продай дешевле, купи дороже" является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции", - добавил Конуров.

Парламентарий считает, что госорганы решают проблемы в "пожарном порядке". При этом, по словам мажилисмена, убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует.

"Фракция "Народная партия Казахстана" считает, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается по большей части только отечественных производителей", - добавил он.

Депутаты попросили правительство представить меры для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен.

"Просим предоставить следующие данные. Какой объем бензина и дизтоплива с учетом вывоза автотранспортом был фактически экспортирован в текущем году? Какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году?

Кроме того, фракция "Народная партия Казахстана" обращает внимание на деятельность мини-нефтеперерабатывающих заводов, в деятельности которых есть определенные проблемы и резервы для обеспечения страны топливом", - озвучил Конуров.

Топливный кризис пришел не сегодня - министр Мирзагалиев

Депутаты предложили:

  • на законодательном уровне предусмотреть обязательства по декларированию нефтепродуктов при их вывозе в страны Таможенного союза по примеру России, которая успешно применяет такую практику, несмотря на действие единой таможенной границы;
  • на законодательном уровне запретить таможенное оформление нефтепродуктов без их декларирования;
  • ввести обязательные требования к мини-НПЗ по выработке продукции, соответствующей стандартам евро-4, евро-5;
  • регламентировать список нефтепродуктов с указанием физико-химических параметров (точка кипения, вспышка, плотность), которые могут производить нефтеперерабатывающие заводы, с исключением "выдуманных" нефтепродуктов (СНО, ТДЖТ, бензин-растворитель, судовое топливо), на основе мирового опыта;
  • регламентировать на основе выработанного списка нефтепродуктов объемы их вывоза/экспорта через определение размера экспортных пошлин;
  • внести изменения в закон "О государственном регулировании производства и оборотов отдельных видов нефтепродуктов" в целях урегулирования вопросов контроля качества, сферы ответственности уполномоченных органов в данной области.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная