28 ноября 2016 | 17:00

Реформировать работу общественного транспорта предлагают в Алматы

Павел Атоянц Журналист
Фото Facebook Группа "Алматы. Что? Где? Когда?"

Проблемы с общественным транспортом в Алматы, особенно проявляющиеся в зимний период, связаны с несовершенством системы финансирования парков. О ее недостатках в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz рассказал руководитель ТОО "Алматыэлектротранс" Ризван Цинаев.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Проблемы с общественным транспортом в Алматы, особенно проявляющиеся в зимний период, связаны с несовершенством системы финансирования парков. О ее недостатках в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz рассказал руководитель ТОО "Алматыэлектротранс" Ризван Цинаев.

Цинаев описал альтернативный механизм, который может быть внедрен, если будут внесены некоторые поправки в законодательство. 

Реклама
Реклама

По его словам, сейчас на разных городских маршрутах доходность существенно разнится, тогда как расходы у всех одинаковые. Если для одного маршрута оптимальный тариф 80 тенге, то для другого, с меньшей проходимостью - 90 тенге, для третьего - 120 тенге, для четвертого - 200 тенге, а для пятого, который за рейс, допустим, возит десять пассажиров, и вовсе 350 тенге. Развивая мысль, Цинаев пояснил, что при нынешней системе единственным выходом теоретически было бы внедрение среднего тарифа, но как показывают элементарные расчеты, это решение оказывается ошибочным. Так, средний тариф в приведенном примере составил бы 128 тенге. Как можно подсчитать, у маршрута, у которого и при 80 тенге были высокие доходы, при 128 тенге они станут запредельными, а вот четвертый и пятый маршруты даже не будут выходить "в ноль".

"Сейчас некоторые парки говорят: "Нам не хватает автобусов", а на самом деле они не хотят обслуживать малодоходные маршруты. У нас маршрутная сеть так составлена, что кому-то достаются хорошие коридоры, а по окраинам маршруты убыточные. Их никто не хочет обслуживать. Чтобы сэкономить, владельцы автопарков ставят на эти маршруты малое количество автобусов. И в целом при нынешней системе парки ориентированы на конкуренцию, не соблюдают графиков, так как в своих доходах не зависят от того, будут ли соблюдать время, сходят с маршрутов раньше 23.00", - отметил Цинаев.

Альтернатива, за которую выступает собеседник, состоит в реформировании системы таким образом, чтобы доходы от всех маршрутов стекались бы к единому оператору по средствам электронного билетирования "Онай". А уже оттуда каждому парку выплачивалась бы равная сумма, исходя из того, что у всех затраты одинаковые.  Данную схему, как объясняет собеседник, пока не позволяет внедрить нынешнее законодательство.  

"Это должен быть один единый оператор, который будет заключать договоры с перевозчиками на услуги по перевозке пассажиров и оплачивать эти услуги, исходя из затрат перевозчиков. В законе это не регламентировано. Сегодня мы пытаемся эту схему запустить. При ней все будут работать не за перевезенных пассажиров, а за пройденный километраж и могут хоть пустыми ездить. Данная система позволит нормально распределять доходы между перевозчиками, исключить конкуренцию, добиться соблюдения графиков, потому что если автобус рано сойдет с маршрута, он недовыполнит план, и парк получит меньше денег. Также мы сможем требовать, чтобы и подвижной состав был соответствующий. За старые автобусы будем платить за один километр 100 тенге, а за новый автобус с кондиционером - 300 тенге. Сегодняшний тариф 80 тенге вполне приемлемый и покрывает все расходы", - рассказал руководитель ТОО "Алматыэлектротранс".

Цинаев добавил, что данная схема доведена до совершенства в Европе, а в прошлом году она была внедрена и в Москве. Опасения, что водители все равно будут укрывать доход, по его словам, напрасны. Во-первых, они будут мотивированы хорошей зарплатой и системой премий, а во-вторых, достаточно будет заходить в несколько автобусов в день, чтобы все водители знали, что рано или поздно их могут поймать.

Поправки в закон уже разработаны. Согласно им, функции единого оператора могут быть переданы местному исполнительному органу, то есть акимату.

"Если эти поправки примут хотя бы для Алматы, то тогда постановлением маслихата можно будет перейти к новой системе. Я думаю, до начала следующего года какие-то подвижки будут. Нужно реформировать систему, потому что, как зима, парки оказываются не готовы", - подытожил собеседник.

Напомним, утром 21 ноября алматинцы пожаловались на отсутствие либо долгое ожидание общественного транспорта. В Алматы выпало аномальное количество осадков, и многие автобусы не вышли на линии. Как позже объяснил руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Максут Исахов, многие автопарки вовремя не заменили летнюю резину на зимнюю и в целом не подготовились к холодам.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная