10 февраля 2020 | 13:39

"Удивительная командировка в город-авианосец. Военный корреспондент о жизни на корабле

Фото Григорий Беденко

Свыше пяти тысяч человек личного состава, которые меняются каждые полгода. Порядка 70 единиц самолетов и вертолетов. Собственный пресс-центр, телестудия и веб-сайт. Три вида кухни и 50 тысяч блюд ежедневно. 100 тысяч тонн стали, которые тянут два ядерных реактора. О жизни в полноценном городе под названием "авианосец "Гарри Трумэн" корреспонденту Tengrinews.kz рассказал военный журналист Григорий Беденко. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Свыше пяти тысяч человек личного состава, которые меняются каждые полгода. Порядка 70 единиц самолетов и вертолетов. Собственный пресс-центр, телестудия и веб-сайт. Три вида кухни и 50 тысяч блюд ежедневно. 100 тысяч тонн стали, которые тянут два ядерных реактора. О жизни в полноценном городе под названием "авианосец "Гарри Трумэн" корреспонденту Tengrinews.kz рассказал военный журналист Григорий Беденко. 

"В 2005 году удалось побывать в удивительной командировке", - так начинает нашу беседу Григорий Беденко, и в следующие 56 минут этот человек расскажет о своем путешествии в Персидский залив настолько красочно, что у слушателей сложится впечатление, будто все видели своими глазами. 

Реклама
Реклама

Григорий Беденко - журналист и фотограф. Военная тематика его конек, не раз бывал в горячих точках. В 2005 году, будучи журналистом на телевидении, был приглашен пресс-службой посольства США на легендарный авианосец "Гарри Трумэн". 

"Кладбища были переполнены". Разрушительное землетрясение в Иране глазами казахстанского фотографа

"Гарри Трумэн" - названный в честь 33-го президента США авианосец типа "Нимиц" (крупнейшие военные корабли на атомном реакторе). Был заложен в 1993 году, спущен на воду в 1996-м и введен в состав флота в 1998 году. Стоимость постройки обошлась в 4,5 миллиарда долларов.

Один из 10 крупнейших авианосцев класса "Нимиц" с водоизмещением более 100 тысяч тонн (то есть масса воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля, которая по сути равна массе всего корабля независимо от его размера, материала и формы).

Авианосец по-прежнему действует. В мае 2019 Дональд Трамп принял решение не списывать авианосец. По некоторым подсчетам, это решение обойдется бюджету США в 20 миллиардов долларов в ближайшие 20 лет.

Снимок был предоставлен Григорию Беденко пресс-службой авианосца.

НАЧАЛО КОМАНДИРОВКИ 

"Это был 2005 год, когда в Ираке было еще достаточно горячо. Военная кампания продолжалась. Авианосцы постоянно находились в Персидском заливе. Я тогда работал на телевидении корреспондентом. Мне позвонили из посольства США, у них как раз назначили нового пресс-секретаря, которую перевели из московского посольства. До этого она работала с российскими журналистами, которые уже бывали на авианосце. Когда она спросила, кого можно отправить из Казахстана, ей порекомендовали меня. Разумеется, я всеми руками и ногами был за", - вспоминает Григорий Беденко.

Организовали поездку делегации во главе с казахстанским генералом Ратмиром Камратовым (главнокомандующий военно-морскими силами Вооруженных сил Республики Казахстан с 6 ноября 2008-го по 17 июля 2009 года - прим. автора). Цель командировки - дружественный визит делегации казахстанского Министерства обороны в штаб-квартиру 5-го флота США, который расположен в городе Манама, Бахрейн. На все про все - три дня, из которых два - на авианосце.

Делегация журналистов вылетела из Алматы в Дубай, оттуда в Бахрейн, в город Манама. Там их встретили представители пресс-службы и разместили прямо в штаб-квартире. 

"Вся территория земного шара поделена американцами на зоны - в Индийском океане "орудовал" 5-й флот. 6-й флот в Тихом океане. Представьте, огромный штаб размером с небольшое министерство, куча генералов и адмиралов, и тут на стене висит карта - на ней размечена зона ответственности 5-го флота США", - делится эмоциями журналист.

В 2003 году авианосец снимали в фильме "Слезы солнца" с Брюсом Уиллисом и Моникой Беллуччи в главной роли. Кадр из фильма.

ПРИБЫТИЕ НА АВИАНОСЕЦ 

Авианосец находился в районе Катара. Полет от Бахрейна занял примерно час. Как рассказывает журналист, кресла в этом самолете расположены спиной к движению. Сделано это для того, чтобы пассажиры не травмировались из-за резкого торможения во время посадки, когда происходит сильная перегрузка. Ведь транспорт снижает скорость от 200 с лишним километров в час до нуля за доли секунды. 

"На авианосец меня доставил небольшой транспортный самолет Grumman C-2 Greyhound. Это такая интересная машинка, она садится на палубу авианосца, и ее ловят аэрофинишером (устройство для торможения самолетов - прим. автора). Полоса - метров 300, поэтому, если не успел затормозить, уходишь на второй круг либо свалишься в воду. Перед полетом вручили спасательный жилет, каску и очки. Сказали перед приземлением обязательно надеть. Провели инструктаж и показали аварийный люк, чтобы в случае посадки на воду можно было эвакуироваться. А еще показали, где лежит люминисцентная трубка и свисток. Если вдруг после приводнения необходимо будет подать сигнал, переламываешь трубку, и она светится, на крайний случай свистишь в свисток. Вот такие меры безопасности", - рассказывает Григорий.


Противолодочный самолет Grumman EA-6 Prowler во время предполетного обслуживания. 

"В транспортном самолете нет никаких иллюминаторов, летишь в закрытом помещении. Всю нашу фото и видео-технику доставили отдельным рейсом. И когда я спустился на палубу после приземления, впечатления были незабываемые: огромная махина и постоянное движение, самолеты взлетают и садятся практически бесперебойно. Поражаешься тому, как они 24 часа в сутки координируют движение", - продолжает свой рассказ журналист.

Во время фото-, видеосъемок на палубе журналистов сопровождали двое. В случае если оператор застоялся на одном месте или мог помешать движению, они одергивали его за жилет. Говорить и кричать бесполезно - ничего не слышно.


F-14 на стоянке. На заднем плане можно разглядеть палубный военно-транспортный вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk. 

На вооружении у "Гарри Трумэна" находилось порядка 70 самолетов и вертолетов: Boeing F/A-18E/F Super Hornet и многоцелевые истребители Grumman F-14 Tomcat (о нем ниже - прим. автора), палубные вертолеты SH-60 (Seahawk), вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk, противолодочный самолет Grumman EA-6 Prowler, летающие радары Grumman E-2 Hawkeye, самолеты радиоэлектронного противодействия Lockheed S-3 Viking.

"При этом по виду техники становится понятно, что это рабочие лошадки, со вмятинами, царапинами. Не как на параде, видно, что они используются", - делится воспоминаниями Григорий.

F-14 Tomcat - легендарный истребитель четвертого поколения. Был на вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006-м. Ныне поставляются на экспорт в Иран, где используются в настоящее время.

Особую популярность у любителей военных самолетов получил после фильма Top Gun с Томом Крузом в главной роли. 

Кадр из фильма.  

ВНУТРИ АВИАНОСЦА

К прибытию генерала Камратова все полеты приостановили, а палубу хорошенько отдраили, два человека поливали из брандспойтов, и 30 человек специальными швабрами отмывали палубу.

"Экипаж полностью меняется каждые полгода. Все дело в радиации (авианосец является атомоходом). Пока авианосец стоит пустой на базе, вся авиация находится на наземных базах, каждый на своей. Когда авианосец выходит в море, вся техника слетается на него. И дальше авианосец идет в ордере - корабли сопровождения, эсминцы, фрегаты, подводные лодки. Дойдя до точки военных действий, они разделяются, и авианосец работает по своей программе, с ним продолжают работать фрегаты, которые перекачивают топливо, его нужно много. Количество личного состава - около пяти тысяч человек. Из них около двух тысяч - это авиакрыло, включая летчиков и обслуживающий персонал. Всего порядка 70 единиц авиатехники. Находится огромный пресс-центр и телестудия. Есть собственный веб-сайт, редакция располагается там же, на авианосце. Силовая установка - два ядерных реактора общей мощностью 382 MВт. При этом энергии не хватает, по вечерам они запускают дополнительные дизели, которые расположены в углублениях корпуса. Когда включают, сразу шумно так становится", - говорит Беденко.  


Техобслуживание летающего радара Grumman E-2 Hawkeye.  

"А еще там есть нижняя палуба, "курилка". Из пяти тысяч членов экипажа авианосца курили где-то человек 30. Помню, вечером вышли на эту палубу, и смотрю - в воде какие-то всполохи-вспышки, как молнии под водой. Оказалось, что когда крутятся четыре винта (четыре пятилопастных винта весом по 30 тонн каждый - прим. автора), создается статическое электричество под водой. Вот тогда я осознал весь циклопический масштаб авианосца", - делится ярким воспоминанием журналист.

Самая нижняя палуба находится практически на ватерлинии, там проходит обслуживание самолетов.


Вид на флай-дек из каюты мини-босса (сменного руководителя полетами). Кроме истребителей, на палубе слева стоят летающие радары Grumman E-2 Hawkeye и самолеты радиоэлектронного противодействия Lockheed S-3 Viking. 

На авианосце смотрят телеканал Fox и Pentagon Channel, который вещает для военных. Есть отдельный собственный канал авианосца, вещают прямо с авианосца. Пищеблок работает круглосуточно. В сутки готовят 50 тысяч блюд. Представлены три вида кухни: традиционная американская, тайская и мексиканская. На выбор. Можно покупать еду в автоматах. Есть длинный стеллаж, на котором выложены фрукты - яблоки, мандарины, бананы. Четыре подразделения с разными цветами жилетов, едят по очереди. Пока одни работают, другие едят. В медблоке оказывают помощь и проводят экстренные операции.

"Для высших офицеров есть отдельное кафе с красивым оформлением, как американцы любят. Ощущение, что зашел в ресторан на земле. Все для комфортного служения. Любопытно, они с собой берут даже местных арабов, которые торгуют различными сувенирами прямо на авианосце. Мы брали интервью у одной сотрудницы экипажа. Она покупала у них какую-то безделушку, так как за все время службы они не могут сойти на берег. Она тогда сказала: "Служим в аравийском регионе, и хочется привезти арабский сувенир, единственная возможность купить что-нибудь экзотическое - только здесь", - рассказывает Григорий. 


На летной палубе. Слева - стоянка Grumman EA-6 Prowler. Справа - "суперхорнеты". 

"На утро было запланировано интервью с капитаном. Его каюта находится на высоте примерно 16-этажного здания. В надстройке над палубой (на фото). А на авианосце нет ни одного лифта, только по лестнице. И представляете, поднимаешься к нему по винтовой лестнице, то еще испытание. У них есть аэробосс и мини-босс, у каждого своя каюта в этой надстройке. А управление авианосцем находится в отдельном помещении, оно затемнено и выглядит немного сюрреалистично. Это сделано для того, чтобы их ничего не отвлекало", - поясняет журналист.

Григорий Беденко вспоминает, что, несмотря на исполинские размеры, жилого места на корабле немного. В каюте по 20-30 койко-мест, которые не отличаются удобством. Да и вообще, спать на авианосце - та еще задачка.


Красноречивая надпись: "Отправь их в ад!".

"Ассоциация с капсульными отелями. Залез в кровать, застегнул шторку на молнию. Внутри можно включить лампу, книгу почитать. А в центре каюты стоит круглый стол со встроенной шахматной доской. Есть туалет, душ, горячая и холодная вода. Спать было непросто. Во-первых, неудобно, во-вторых, из-за паровых катапульт, которые запускают самолеты. Когда работают эти катапульты, по всему авианосцу сотрясение происходит. И так всю ночь: "вжух... бум! вжух... бум!". 

Скорость авианосца составляет 30 узлов, что равно 56 километрам в час. Качки практически не чувствуется, но средь океанских волн может и пошатать изрядно. Но персонал подбирают тщательно, это люди, которые готовы морально и физически ко многому.

"Да и больших проблем за время службы не испытаешь, ощущения замкнутости нет. Однако отношения между мужчиной и женщиной считаются неуставными, такое не поощряют. Мужские и женские каюты находятся отдельно. Примечательно и то, что летчики все молодые, до 30 лет. При этом они все имеют опыт боевых действий, так что уровень подготовки наивысший", - подытоживает свой рассказ о персонале журналист.

ПОКИДАЯ СУДНО

Под конец нашей беседы Григорий признался, что хотел бы остаться на авианосце еще на несколько дней - посмотреть все, исследовать, особенно энергетический отсек. Покидали авианосец уже на вертолете. По той же схеме - жилет, шлем, очки. Аппаратуру также доставляли отдельно, и за это журналисту особенно обидно, ведь снять с воздуха не получилось. Зато с тех пор Григорий мечтает побывать на строительной верфи и воочию увидеть, как же строят такие удивительные города под названием "авианосец".

Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная