19 августа 2021 | 11:56

"В Алматы рельеф посложнее". Как казахстанские спасатели тушили пожары в Турции

Руководитель отряда МЧС Казахстана в Турции Айбол Акпаров рассказал в интервью корреспонденту Tengrinews.kz о работе казахстанских пилотов при тушении пожаров в окрестностях турецкого города Даламан.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Руководитель отряда МЧС Казахстана в Турции Айбол Акпаров рассказал в интервью корреспонденту Tengrinews.kz о работе казахстанских пилотов при тушении пожаров в окрестностях турецкого города Даламан.

Казахстанские спасатели в рамках гуманитарной помощи Турции уже больше недели тушат лесные пожары на юго-западе страны. Два экипажа вертолетов Ми-8АМТ работали с утра и до вечера, вылетая в очаги возгорания. Накануне пожары все-таки удалось потушить, и старший сводного оперативного отряда МЧС РК полковник гражданской защиты Айбол Акпаров смог рассказать нам о нелегком и опасном труде казахстанских спасателей. 

Реклама
Реклама

TENGRINEWS:

Расскажите, в каком режиме происходила работа в Турции, как взаимодействовали с турецкими коллегами и координировали работу спасательных групп из разных стран?

Айбол Акпаров

Все работы проводились в дневной период времени, то есть от рассвета до заката. Получается, это с 6 утра и до 7 часов вечера по местному времени. Работаем мы с 11 августа, с момента прибытия. В пятницу утром у нас отлет, так как все пожары в этом районе ликвидированы и локализованы. Работали целый день, в 6 утра приходили в аэропорт, заправлялись, и борт взлетал. На месте работал штаб министерства сельского и лесного хозяйства Турции. В штабе работал один из наших офицеров, который координировал действия пилотов. За каждым вертолетом было закреплено определенное направление. Весь день над территорией летали турецкие беспилотные аппараты, которые снимали термальные точки, координаты и передавали информацию в штаб. Там принимали решение, какой вертолет взлетает, и мы вылетали на место. Забирали воду для тушения пожаров в море или в пожарных водоемах.

TENGRINEWS:

Сколько вылетов приходилось совершать за день и какую площадь вы охватывали при тушении?

Айбол Акпаров

По-разному, в первые дни работали очень плотно, в среднем один борт вылетал два раза, до и после обеда, по два часа работы. Какой-то конкретной площади наших работ назвать не могу, мы загружали в водно-сливные устройства по 3-4 кубических метра воды и заливали обозначенную площадь. Тушили пожары к северо-западу от турецкого города Даламан, в основном летали над горными лесами.

TENGRINEWS:

Какие трудности возникали в ходе работ по тушению пожаров, с какими опасностями сталкивались пилоты?

Айбол Акпаров

Сложностью была высокая температура, высокая скорость ветра, до 5-10 метров в секунду, высокая вероятность пожароопасной обстановки. Плюс, конечно, условия высокогорья. Пожары в условиях высокогорья – это достаточно сложные условия, все-таки не степная местность. К примеру, пилотам приходилось учитывать угол подхода вертолета к точке пожара. В горной местности быстро меняется направление ветра с запада на восток, за этим тоже нужно следить. Также пилотам необходимо контролировать количество топлива на борту, сколько воды забрали, где находится ближайший водоем. У нас пилоты достаточно опытные, они просчитывали, сколько  топлива заправить, чтобы было равномерное распределение веса. В целом для нас такая работа не в новинку, в Алматы горный рельеф даже посложнее, чем на том участке, где мы осуществляли работу. 

TENGRINEWS:

Можете вспомнить самый сложный день или самый трудный вылет?

Айбол Акпаров

Трудности начались, еще когда мы прибывали в Турцию. В общей сложности два казахстанских борта преодолели более 4,5 тысячи километров, включая участки над морем. Один вертолет вылетел из города Нур-Султана, через Костанай, Актобе, Актау. Второй летел из Алматы через Кызылорду и Актау. От Актау оба вертолета преодолели Каспийское море и горы в окрестностях Махачкалы в Дагестане. Потом от Тбилиси мы летели над Черным морем, а над ним погода очень переменчивая и неустойчивая. Приходилось лететь в тумане. Из-за высокой облачности летели практически в 100 метрах от моря. Потом долетели до турецкого города Самсун, и там из-за непогоды пришлось остаться на ночь. На следующий день также в условиях плотной облачности долетели до Даламана. Маршрут получился непростой, однако наши Ми-8АМТ приспособлены для работы в морских условиях. Они оснащены баллонетами, это камеры из эластичного материала, наполненные сжатым воздухом, которые в случае аварийной посадки на водную поверхность позволяют вертолету держаться на плаву. Мы были готовы садиться на воду в случае необходимости.

TENGRINEWS:

Как экипажи встретили новость о крушении российского самолета Бе-200 при тушении пожаров?

Айбол Акпаров

Да, российский самолет действительно упал в 700 километрах от Даламана, в сторону Антальи. Это была очень неожиданная и скорбная новость для наших ребят. В целях повышения безопасности провели дополнительный инструктаж, проверили технику на исправность. 

TENGRINEWS:

Какой опыт удалось перенять у коллег из других стран, как общались с ними?

Айбол Акпаров

Здесь работала большая команда спасателей и пожарных из разных стран. Бок о бок с нами работали коллеги из  США, Азербайджана, Грузии, Австрии, Польши, Швеции. Со всеми общались на английском, общую работу координировали из штаба, а помимо работы, времени для общения почти не оставалось. Конечно, для нашего отряда это был большой опыт, мы узнали о многих нюансах тушения столь масштабных пожаров. К примеру, здесь отрабатывали порядок действий при тушении с вертолетов, когда они занимают позицию вокруг горы и начинают ходить в строю. То есть один борт подлетает к очагу, сбрасывает воду, за ним идет второй борт и тушит эту же точку, первый летит набирать воду, и так по циклу. Другая тактика была, когда разбивались на группы по два-три вертолета и тушили раздельные точки. Наши пилоты получили неоценимый опыт в тушении природных пожаров, который можно применять и в нашей стране. Мы впервые работали при такой плотности, когда в небе одновременно находилось до 15-20 судов.

TENGRINEWS:

Помимо пилотов, кто еще был в составе сводной группы и какую работу они выполняли?

Айбол Акпаров

С нами прилетел инженерно-технический состав для обслуживания вертолетной техники. Механики и бортмеханики, они обслуживали вертолеты между вылетами. Также в составе группы был один врач, который постоянно дежурил здесь и был готов оказать помощь. Один офицер работал в штабе и координировал работу на местах. И конечно, я, как начальник группы, руководил работами. 

TENGRINEWS:

Как турецкая сторона выразила свою благодарность за помощь в тушении пожаров и как они оценили работу наших специалистов?

Айбол Акпаров

Завтра утром мы должны вылететь домой, и планируются торжественные проводы. В целом турецкие власти очень высоко оценили наших пилотов и выразили большую благодарность за гуманитарную помощь, которую мы оказывали на безвозмездной основе по поручению Главы нашего государства. 

Напомним, в конце июля в 17 разных провинциях Турции разбушевались многочисленные возгорания. Пожары уже добрались до населенных пунктов Гюверджинлик в районе Бодрума, Дидиме в провинции Айдын и Еникей в Аланье.

По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 7 августа в Турцию направили два вертолета Ми-8АМТ АО "Казавиаспас" с водосливными устройствами и 16 спасателей для оказания помощи в тушении лесных пожаров.

11 августа оперативная сводная группа МЧС Казахстана в составе 16 спасателей и 2 вертолетов казахстанской сборки Ми-8АМТ АО "Казавиаспас" прибыли в город Даламан.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная