ПОДЕЛИТЬСЯ
31 января 2020 | 10:09
"Зависимых стало больше". Что мешает победить "синтетику" в Казахстане
С января 2020 года в Казахстане к уголовной ответственности привлекают людей, рекламирующих наркотики в Сети и на фасадах домов: в УК появилась новая статья "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов". Раньше это расценивали как мелкое хулиганство или нарушение правил благоустройства и наказывали маленькими штрафами. Но проблема заключается в том, что трафаретчики и закладчики - это далеко не главное звено длинной цепочки, по которой наркотики доходят до потребителя.
ПОДЕЛИТЬСЯ
С января 2020 года в Казахстане к уголовной ответственности привлекают людей, рекламирующих наркотики в Сети и на фасадах домов: в УК появилась новая статья "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов". Раньше это расценивали как мелкое хулиганство или нарушение правил благоустройства и наказывали маленькими штрафами. Но проблема заключается в том, что трафаретчики и закладчики - это далеко не главное звено длинной цепочки, по которой наркотики доходят до потребителя.
Корреспондент Tengrinews.kz попытался разобраться, что мешает в борьбе с "синтетикой" в Казахстане.
Главари прячутся
По новой статье Уголовного кодекса рекламирующих наркотики могут посадить в тюрьму на три-восемь лет. Если же эти действия станут причиной чьей-либо смерти или повлекут иные тяжкие последствия, то распространителей могут и вовсе пожизненно лишить свободы. По информации МВД, с января 2020 года в разных регионах уже начали несколько таких досудебных расследований.
Правоохранители говорят, что и 2019 год был "плодородным": им удалось заблокировать больше пяти тысяч интернет-ресурсов, распространяющих синтетические наркотики.
"Мы взяли в штат специалистов в области информационных технологий, которые хорошо знают эту сферу и помогают находить администраторов ресурсов. Наши люди мониторят социальные сети и мессенджеры круглые сутки. Также нам помогают территориальные подразделения, КНБ по своей линии работает", - заверяет начальник Управления департамента по противодействию наркопреступности МВД Берикхан Нургалиев.
По его словам, главная трудность разоблачения "синтетических" наркобаронов заключается в том, что чаще всего они находятся далеко за пределами Казахстана. На местах же орудуют мелкие посредники.
"Главари хорошо прячутся, и мы вынуждены обращаться за помощью к коллегам из других стран. Нашли мы, к примеру, канал, администратор которого сидит в России, значит, работаем сообща с МВД России. Так было, например, в истории с баннерами, на которых была реклама наркотиков. Ее заказчик находится в Санкт-Петербурге, сейчас правоохранительные органы этого города ведут по нему отработку. А в Караганде был лишь исполнитель, в отношении него ведется досудебное расследование", - продолжает Берикхан Нургалиев.
Он добавляет, что навстречу борцам с наркобизнесом идут и представители платежных систем – по запросу они предоставляют информацию о владельцах подозрительных электронных кошельков.
"След теряется"
"Однако в основном наркодилеры пользуются российскими платежными системами, а это значит, что МВД надо отправлять запрос в Россию и ждать ответа месяц или два. За это время деньги с кошелька пересылают на сотни других, след теряется", - отмечает в свою очередь глава Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА) Олжас Сатиев.
Он называет и другие причины, по которым казахстанским полицейским трудно бороться с распространением "синтетики" через Сеть.
"У людей, продающих синтетические наркотики, хорошие обороты, и они содержат целые IT-департаменты, которые разрабатывают не только программное обеспечение, но и VPN-каналы для защиты своих данных. Плюс сейчас все это переходит в Telegram, который изначально создавался как ресурс, защищающий своих пользователей".
Специалисты говорят, что каналы по продаже наркотиков в интернете постоянно обновляются. Их закрывают либо правоохранительные органы, либо сами создатели, чтобы открыть новые. По словам Олжаса Сатиева, для разоблачения тех, кто стоит у их истоков, нужны огромные деньги.
"В странах Западной Европы эту работу отдают на аутсорс частным компаниям и лабораториям, у которых есть оборудование стоимостью в миллионы долларов. А теперь представьте, как работают у нас… У ребят зарплата - 150-200 тысяч тенге, регулярные проблемы с техникой, бюрократия. Конечно, они стараются, но в таких условиях трудно добиться результата", - считает Олжас Сатиев.
Узбекский блогер подаст в суд из-за рекламы наркотиков на баннерах
"Да и распространенная в мире практика ловли на живца у нас не работает. В нашем законодательстве нет норм, которые позволяли бы создавать фейковые каналы или сайты для продажи "синтетики". Опять же доказать вину распространителя тяжело, нужно обязательно поймать его с поличным, сфотографировать, снять видео. А такие встречи ведь назначаются обычно в темное время суток в глухих переулках".
Между тем врачи говорят о том, что почти невозможно избавиться от "синтетической" зависимости, можно лишь достичь стойкой ремиссии. По их словам, в зоне особого риска находятся подростки и молодежь в возрасте до 30 лет.
"Рост стабильный"
"Тяжелые наркотики вызывают физическую ломку, а синтетические – психологическую. От них страдает в первую очередь психика, появляются бред, панические атаки, галлюцинации, путается сознание, теряется ориентация во времени и пространстве. Человек быстро худеет, за неделю может 10 килограммов потерять. Это симптомы шизофрении, и зависимых ошибочно отправляют в психиатрические клиники", - поясняет главный врач клиники по лечению зависимостей, нарколог высшей категории Руслан Алиев.
Он подчеркивает, что если у человека появилось хотя бы два из указанных признаков, то нужно обращаться к наркологам. По закону первый этап лечения возможен в принудительном порядке.
"Нужно как можно скорее очистить организм от шлаков, которые поражают мельчайшие сосуды в почках и легких, вызывают пневмонию, нефриты, пиелонефрииты, онемение верхних и нижних конечностей, дистрофические изменения. Эта терапия длится от пяти до 20 дней. Далее идет психотерапия, на нее нужно от 28 дней до полугода", - продолжает врач.
По его словам, "синтетика" впервые пришла в Казахстан в 2006 году. А примерно в 2012-м в страну под видом солей для ванн стали завозить новые, более агрессивные ее виды. В народе их прозвали "солями". У этих веществ постоянно меняется состав и растет число "поклонников".
"За год число зависимых, обратившихся в нашу клинику, выросло в два раза. В 2018 году в нашу клинику обратились 150 человек, а в 2019-м - уже 300. Рост каждый год бывает стабильным", - говорит Руслан Алиев.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также