Продолжаю публикацию глав моей новой книги "Қарашаңырақ", посвященной обычаям и традициям наших предков.
Продолжаю публикацию глав моей новой книги "Қарашаңырақ", посвященной обычаям и традициям наших предков.
В прошлый раз мы говорили о том, как казахи невест воровали. Сегодня поговорим о том, как казахи выбирали себе пару.
Если уж речь зашла о начале начал – о создании семьи, то должен сказать, что в казахском институте брака и семьи присутствовала такая удобная вещь, как предопределенность (не путать с безысходностью).
Это упорядочивало мерное течение жизни, избавляло от энергозатратных душевных метаний и закладывало фундамент для долговременных человеческих отношений. Другими словами, не было путаницы и неразберихи. Не было нынешнего хаоса. Каждая маленькая девочка знала, кто ее будущий муж. И почти каждый маленький мальчик знал, кто его будущая жена. Потому что довольно часто сватовство проводилось заранее: детей связывали узами брака еще в утробах матерей (атастыру), и с того момента эти семьи становились друг другу "бел құда" (сваты с рождения). Случалось, детей "женили" даже в младенчестве. При таком раскладе будущие родственники назывались "бесік құда" (сваты с колыбели). Так обычно делали близкие друзья, желающие породниться.
Были еще и "бауыздау құда". Звучит не очень, если честно. Но плохого в этом искать не нужно. Это что-то похожее на клятву на крови. В таких случаях резали овцу и таким образом скрепляли родство.
В общем, как я уже сказал, каждый маленький мальчик заранее знал, кто его будущая суженая. Он рос с мыслью, что она тоже где-то там живет, тоже потихоньку растет и готовится стать его спутницей по жизни до самого конца. Ему это внушали с малых лет. Правда, увидеть ее он мог не сразу, а только потом. Когда начинал что-то понимать в жизни.
А еще бывало так, что богатые родители ездили по аулам в поисках подходящей пары для своего отпрыска. Проводили своеобразные кастинги – "қыз таңдау". Присматривались. И требования, надо сказать, были у них весьма пристрастные. "Тексізден қатын алма" - говорили. То есть: "Не бери в жены девушку бессовестную, беспринципную, из неблагородных, с плохой родословной и так далее".
Были еще и "қарсы құда". Это когда сваты роднились по второму разу, то есть женили или выдавали замуж остальных своих детей. Сватание по второму и третьему кругу преследовало цель – "сүйек жаңғырту". Буквально – "обновить кость". По смыслу – "освежить кровь". Поэтому не случайно говорят: "Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық" ("Зять – на сто лет, а сват – на тысячу").
Таким образом, все было предопределено и обговорено. Породниться решали взрослые. У детей, естественно, разрешения никто не спрашивал. Их мнением вообще мало кто интересовался. А зачем? Что может по такому важному вопросу сказать малое дитя? Поэтому и не было такого, чтобы маманя, вдруг показав пальцем на мальчика, обращалась к своей дочери с вопросом: "Салимушечка, а не хочешь ли ты замуж за вон того мальчика? Посмотри, какой он хороший да пригожий. У его папы шестьсот лошадей и большая белая юрта".
Или, скажем, папаша своему сыну: "Борсыкбай, иди сюда. Глянь на ту девчонку. Короче, ты на ней женишься. У них крутые завязки в ханской ставке".
Возможно, сегодня кому-то такой подход покажется странным, но кое-какие старинные установки по инерции дошли и до наших дней. Но тут, пожалуй, необходимо сделать одну существенную оговорку. Дошли они, мягко говоря, в сильно отредактированном виде.
Да, нынче многие родители, глядя на свое растущее чадо, также начинают заочную фильтрацию возможных вариантов. Перебирают, тасуют, сортируют и потихоньку настраивают детей.
Приведу типичный диалог:
Маменька:
- Смотри, Магрипушечка, ты помнишь Мыркымбаевых? Между прочим, их сынок учится в Гарварде.
Доченька:
- Он ростом метр шестьдесят. И он курносый.
Маменька:
- Ты странная. При чем тут его нос? С лица воду не пить. А то, что маленький, так это сейчас модно. Посмотри на итальянок. У них у всех мужчины меньше ростом.
Или:
Отец:
- Тыркымбай, иди сюда, разговор есть. Короче, так. У моего шефа есть дочь. Ей пора замуж, поэтому ты на ней женишься. Понял?
Сынок:
- Логику понял. Но я ее видел. У нее ноги кривые.
Отец:
- Ты что, дурак? При чем тут ее ноги, балбес?! Я тебе про дело говорю. И поверь мне: у баб все одинаково.
Возможно, я слегка утрирую, но суть от этого не меняется. Такие разговоры в той или иной форме происходят почти в каждой семье.
И все же, вы знаете, мне иногда кажется, что раньше о судьбах детей думали не так. В смысле не так поверхностно. Не так упрощенно. Думали глубже. И "ширше". А в самом глубоком и широком смысле эта традиция имела стратегически важное значение. В первую очередь важное с точки зрения продолжения рода. Поэтому родители заранее выясняли, не было ли у девочки в роду различных заболеваний. В особенности психических. Не было ли пьяниц и дебоширов, воров, коррупционеров и склочников. Хорошо бы, если у кандидатки в жены предки были знаменитыми поэтами или певцами, батырами или судьями. Это расценивалось как существенный бонус к ее природной красоте и умению за считанные минуты собрать дастархан.
Помимо всего прочего, такая традиция имела даже политическое значение. Случалось, "менялись" невестами даже враги – чтобы между ними не было в будущем распрей. Это говорило об их дальновидности. Как ты потом пойдешь войной на своего родственника?
А сейчас?
Вы можете себе представить, чтобы сынок генерала КНБ женился на дочке гаишника? Из стратегических интересов? Или же дочка прокурора выскочила замуж за сына воровского авторитета? Это только оппозиционеры могут себе такое позволить. Да и то потому, что у них там выбор ограниченный. У них круг общения не такой большой (не то что у наших парламентариев и прочей политической братии. Там выбор побогаче). Вот и приходится друг к дружке в гости ходить. А куда потом их чадам деваться, если они никого больше не видят?
Я хочу сказать, что сын Трампа никогда не женится на дочке Путина. Да что там Путин. Бог с ним, с Путиным. Вот вы бы отдали свою дочь за Трампа? Не за такого, как сейчас, а в молодости, естественно.
Что?!
Отдали бы?!
Я не ослышался?
Какой ужас…
Ну ладно. Это, конечно, ваше дело, но, если поразмыслить… Хотя… Может быть, зерно… В каком-то смысле… Обновить кровь… Сүйек жаңғырту, так сказать...
Все равно. Чур меня, чур. Трудно такое даже представить. Что с нашими суперпатриотами сделается? Они же слюной изойдут…
Хотя…
Хотя, вы знаете, межнациональные браки заключались и тогда. Я не имею в виду исключительно тюркские народы. Пусть даже религии у них были и разные – к примеру, те же калмыки или ногайцы. Однако образ жизни у них все равно был схожий с нашим, казахским. То есть номадическим.
Сейчас я говорю о православных. О христианках или даже о католичках. С ними тоже создавались семьи. Кто-то ради этого отказывался даже от собственной веры. Обычно так делали девушки. Они принимали мусульманство. Но бывало и наоборот. В более поздние времена. Когда молодые казахи, работавшие по найму в российских деревнях, женились на местных красавицах. Правда, такое происходило крайне редко. Вот тогда и появилось на свет понятие "шала қазақ". Так стали называть детей, которые рождались в результате смешанных браков. То есть их называли "не совсем казахами". "Казахами наполовину". И в этом определении не было никакого дополнительного негативного смысла. Просто определение. Это со временем оно приобрело мутноватый оттенок неприязни и даже отчужденности. Пренебрежения. Опять же, "патриоты" разных мастей постарались.
Между тем в мире живет огромное число наций. Я даже не знаю точное их количество. Но нигде в мире я не слышал ничего о шала-американцах, шала-китайцах или шала-японцах… Именно в том контексте, в каком это стало восприниматься теперь. У нас, здесь. У нас ведь, когда говорят "шала қазақ", имеют в виду не процентовку крови, а совсем другое. Близкое по смыслу к "чужаку", "лишенцу". Имеют в виду больше уничижительное – "недоказах".
Когда-то нацисты замутили теорию "о чистоте крови". Об избранности. Помните? "О недочеловеках". Нацисты называли так некоторые народы и нации. Тех же евреев, к примеру… Чем это закончилось, мы все с вами прекрасно знаем.
Ну ладно, не будем об этом. Я слегка отвлекся. Вернемся к главной теме.
Да, раньше в степи существовала предопределенность. И мне думается, такие замечательные традиции сильно облегчали всем жизнь.
Современные нравы сильно извратили бытовавшие правила. Это и понятно: сколько социальных потрясений и различных социальных слоев пережила наша Степь! Позднее многое попортили эмансипированные женщины. Борцы за права и одинаковые зарплаты. Они заговорили о каких-то чувствах, о любви, о страданиях. Они захотели романтики в отношениях. Захотели красивых ухаживаний. Нынче им подавай что-нибудь особенное, несерийное, непохожее на все остальное. Не с конвейера, так сказать, а желательно ручной сборки, да еще и со штампом мастера на каждой детали. Вот и мучаются теперь. Потому что никак не могут найти свое. Потому что обычно те, у кого есть шестьсот лошадей и большая трехэтажная белая юрта с балконами, не всегда читали Ахматову и не знают, кто такой Мукагали Макатаев. А у тех, кто знает, кто такие Мукагали Макатаев и Марина Цветаева, нет такого количества лошадей. Более того, у них нет ни юрты, ни кошары и нет даже "мечт" обо всем этом.
А в те благословенные времена, повторюсь, подходящую партию своим детям подбирали родители. И это было логично. Потому что они лучше всех знали, на ком жениться и за кого выходить замуж. И они еще знали, кто более остальных подходит по статусу, по компасу, "по энтлекту" и по географии. И это было очень удобно.
Чтобы было понятнее, поясню, что раньше к "Жигулям" никогда не прикручивали колесо от КамАЗа. Или же, скажем, никто никогда в степи не надевал одновременно кроссовки со смокингом. Не было такой нелепицы. Все было чин-чинарем и никакой путаницы. "Тең теңімен, тезек қабымен". То есть, как говорил мой незабвенный Мастер по кинодраматургии Валер Семеныч Фрид: "Петушки к петушкам, а раковые шейки в сторону".
Не было такого, чтобы дочь хана вышла замуж за пастуха или же наоборот. Хотя нет…
В сказках про такое говорилось. Вы все о таком читали. Или слышали. Как некий пастух женился на красавице-принцессе, и та ответила ему взаимностью, и они убежали вдвоем, под покровом ночи, в даль светлую, и за ними тут же снарядили стражников, и те их догнали, но увидели, как молодые любят друг друга, и умилились, и прослезились, и ускакали прочь, оставив влюбленных наедине посреди поляны, где буйно цвели мильон-мильон-мильон алых роз…
Да, красиво. Но, боюсь, в реальной жизни таких казусов не было.
Хотя, нет. Вру. Были. Были такие казусы. Но они редко заканчивалась мирно и безнаказанно. Романтичных беглецов обычно догоняли и наказывали. Иногда казнили. Прямо на месте.
Это сегодня дочь новоявленного олигарха может привести в дом сантехника. Или того хуже – сторожа с парковки. У них, видите ли, там "любофф". И взаимопонимание. Они ж мыслят примерно одинаково и мир познают через свой мобильник. И куда деваться тогда родителям? А некуда.
И вот отмывают потом этого сторожа от парковочной пыли, приводят в чувство, одевают в дорогих бутиках, придают ему "боле-мене" человеческий вид и тащат в приличный офис устраивать орынбасаром к главному боссу. А зятек ни в зуб ногой. Ничего не понимает. И не умеет. Хуже того, у него от такого количества новых штанов моментом срывает крышу, и вместо того, чтобы "оправдывать оказанное доверие", он обзаводится такими же дружками на "Поршах" и начинает "зажигать по полной". С полицейскими он разговаривает "на понял-понял", в ночных клубах хватает дамский персонал за "что попало", с охранниками дерется, всем остальным хамит. И приходится потом дочкиным "родакам" вытаскивать его то из одного дерьма, то из другого. А куда деваться? У них же "любофф"...
А если б она была умница-разумница, не перечила уважаемым родителям, не капризничала, не своевольничала, не влюблялась в кого попало, а придерживалась бы традиций, то она бы с колыбели была бы уже засватана за сына других уважаемых. И тогда такого безобразия не было бы. Как бы.
Поэтому и катаются теперь детки с миропониманием парковочного сторожа по Аль-Фараби задом наперед на джипах с моторами в шестьсот лошадей. И летают теперь вертолеты сопровождения при свадебных кортежах. И пекутся торты высотой с верблюда в форме дворцов и замков, и …
И создается такое ощущение, что нынче женятся не для того, чтобы семью создать, а для того, чтобы той закатить на весь мир, да на длинных машинах покататься, и платье свадебное надеть, фотки "киношные" понаделать и подружкам "по вотсапу" разослать, дабы смайликов набрать в придачу с кучей охов-ахов.
Странно, ей богу.
А потом бегают родители с высунутыми языками и выпученными глазами по строгим кабинетам, валяются в ногах у судей с прокурорами, закрывают пробоины на корабле толстыми зелеными затычками...
А почему так происходит?
"А патамушта!" Переиначилось. Смешалось. А ведь было когда-то наказано предками: "Тең теңімен"!
Вот и выходит, что у нас в стране только один человек сидит на своем месте. Все остальные так, погулять вышли. Все перепуталось, сломалось и встало с ног на голову. А помнили бы мудрые традиции, помнили бы заветы стариков, не было бы такого бардака.
Ладно, я пошутил.
Правда, пошутил. Чего вы все напряглись?
Страница Ермека Турсунова в Facebook.