СКАЧИВАЙТЕ НАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Как казахи невест воровали

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Начинаю публикацию глав из моей книги "Қарашаңырақ", посвященной традициям и обрядам наших предков.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Начинаю публикацию глав из моей книги "Қарашаңырақ", посвященной традициям и обрядам наших предков.

Сегодня, в преддверии Международного женского дня, поговорим о похищении невест.

Итак,

КАК КАЗАХИ НЕВЕСТ ВОРОВАЛИ

Когда-то воровали красиво. На лошадях. Отчаянно. Тайком…

В ответ снаряжались погони.

Вооруженные всадники неслись по степи, обуянные праведным гневом. От дробного топота конских копыт взметались к небу тучи пыли. Сурки и хомяки предпочитали не высовываться и тихо сидели в своих подземных норах. В ужасе разлетались в разные стороны птицы, и никто не мог рассчитывать на то, что "лежачие полицейские" смогут хоть на секунду тормознуть толпу преследователей…

Словом, воровство было традицией. Не самой доброй, но – традицией. И воровали по-разному. Примеров – мильон: с хорошим концом и с плохим, с мирным разрешением вопроса и с объявлением войны, с громкой оглаской и тихо, по-свойски.

Воровали по воскресеньям и по понедельникам. По утрам и по вечерам. В обеденный перерыв и в тихий час. В одиночку и толпой. Часто обдуманно, часто спонтанно, но всегда – с приключениями.

Принято считать, что похищение невесты ("қыз ұрлап қашу") - это наш фирменный степной знак. Что якобы так принято исстари. Что такой малозатратный и эффективный вариант создания семьи могли придумать только мы – казахи. Но, как ни досадно, идея принадлежит не нам. Женщин воровали всегда. И везде. И даже пораньше нашего.

Принято думать, что всему плохому нас научили извне. Особенно пить, курить, материться и на диване лежать перед телевизором. Не хочется спорить. Пусть так.

Как правило, все плохое просачивается к нам с Запада.

Есть подозрение, что обычай похищать невест нам навязали греки. Или римляне. Или евреи... Впрочем, какая теперь разница? Дурной пример заразителен, сами знаете. А мы народ простодушный. И доверчивый.

Как назло, свободных девушек в степи в ранешние времена почти не было. Все были помечены и промаркированы. У каждой чуть ли не с пеленок имелся свой жених. Кстати говоря, жених в это время тоже лежал где-нибудь с голой попой в бесике. Но ведь не все в жизни можно разложить по полочкам и номерки проставить. Случалось, влюблялись, а платить нечем: мальчик бедный. А за украденных калым не полагался. Как бы. Вот и приходилось воровать.

Хотя и это враки.

Допустим, украли. Допустим, девушка осталась. А она не могла не остаться: родители обычно не принимали, если она ночь провела в доме похитителя. Даже если у них там ничего и не было. Не прикасался. Тогда сторона жениха, если его не догнали и не оторвали башку, отправляла через некоторое время к родителям невесты делегацию и просила прощения. Это называлось "аяққа жығылу". Буквально – "пасть в ноги".

Падали обычно с калымом. И чем больше калым, тем лучше. Потому как было важно примирить оба рода. Иначе – вражда. А это плохо. Житья не будет.

Как это происходило на практике

Могу обрисовать примерный вариант. А чтобы было понятнее, перенесем события в наши дни.

Вот, помнится, был случай.

Шла однажды скромная девушка из рода жагалбайлы по имени Жибек в "Мегу" пошопиться. Заодно в "Старбаксе" кофе попить и с подружками потарахтеть. А тут вдруг из-за поворота выскочили на джипах с затемненными стеклами джигиты из рода тобыкты и, читая на ходу тобыктинский рэп, накинули ей на голову мешок и увезли в неизвестном направлении.

А она Бекежана любит, бедняжка! Пусть он и отсидел свои пять лет по бакланству и вообще у него там в прошлом сплошь темные пятна. То ли в карты все спустил, то ли за деньги дрался. Но он давно завязал, образумился, маму слушается, поступил на курсы, английский учит…

Что дальше?

А дальше тобыктинцы отправили наутро к жагалбайлинцам солидную делегацию, которая в полном составе упала им в ноги и развернула список сатисфакции. Жагалбайлинцы список внимательно изучили и сделали необходимые поправки:

- плюс за моральный ущерб,

- плюс за расстройство планов,

- плюс инфляция,

- плюс девальвация,

- плюс папин инфаркт,

- плюс мамина мигрень,

- плюс амортизация расходов,

- плюс по мелочам,

- плюс непредвиденные расходы,

- плюс происки Запада,

- плюс антиказахские санкции,

- плюс неожиданная смена правительства,

- плюс то да се…

Тобыктинцы прочитали, повздыхали, ну и согласились. А куда деваться? Виноваты же…

И на этом инцидент был фактически "исперчен".

При таком раскладе, выходит, потерпевшим остается только Бекежан. Да и то как сказать. Если по правде, то Жибек вообще была засватана за третьего. За того, кого она ни разу в жизни и не видела: сынок какого-то там краевого прокурора (отец когда-то, будучи еще студентом зоотехнического, жил с этим прокурором в одной общаге). Так что им по-любому не светило. Хотя и Бекежан мог ее украсть. Если б вовремя сообразил. А вот не сообразил. И теперь кусает локти.

Между прочим, в своде законов Тауке хана "Жеті жарғы" был пунктик, согласно которому воровство сосватанной девушки приравнивалось к преступлению. За это полагалось наказание. Могли штраф наложить, а могли и просто повесить. На верблюде. Но такое случалось крайне редко, потому что коррупция процветала уже тогда. И мне кажется, что зря ей нынче объявляют войну. Я имею в виду коррупцию. И не то чтобы зря с ней воюют, а скорее всего – напрасно. Потому как она имеет у нас исстари другие названия – туыстық, достық көңіл, адами қарым-қатынас и т. д. Так что объявлять ей войну - это все равно, что обижаться на бабушку за то, что она не дедушка. Коррупция, вернее адами қарым-қатынас и туыстық, является у нас образом жизни.

Мне иной раз даже кажется, что коррупцию как явление придумали именно мы – казахи. Пока сицилийская мафия еще не появилась на свет, мы – казахи – уже вовсю действовали.

К примеру, всякую тяжбу выигрывал тот род, у которого были завязки в ханской ставке. По-нынешнему – в Ак Орде. То есть те, кто стоял ближе к Главному столу. Поэтому в степи действовало давнее правило: у кого сила, за тем и право. Богатей мог, конечно, украсть простушку, а вот простак – байскую дочь… это уж, извините, вряд ли. А ровня как-то договаривалась.

Так было раньше.

А как происходит в наши дни?

Тоже по-разному.

В таких случаях у нас спрашивают: "Көргенімді айтайын ба, жоқ естігенімді айтайын ба?" То есть о чем мне вам спеть: о том, что слышал, или о том, что видел? Обычно отвечают: " Все, что ты слышал, это полное фуфло. Расскажи лучше то, что видел". "Көргеніңді айт, себебі көрген шын, естіген өтірік".

Ну вот я и расскажу, что видел. И даже, можно сказать, принимал непосредственное участие.

Было это в середине восьмидесятых. Друг мой лепший (назовем его Оратаем) неосторожно втрескался по самые не хочу в одну видную мамзель. Долго бегал за ней (назовем ее Перизат), и в итоге уболтал-таки, шайтан. Что-то у них там такое закрутилось, завертелось, издали по всем внешним показателям похожее на любовь. Спелись, короче. Хорошая пара - это ведь необязательно страсти-мордасти. Чаще всего это когда один любит, а другой позволяет себя любить. Ну вот у них там как раз такой вариант. Оратай с ума сходит, суетится, прыгает от счастья, на задние ноги приседает, носится с выпученными глазами, а та, значит, пава, вся из себя недоступная.

Однако ейным родителям такие амуры активно пришлись не по нутру. Они ведь чего хотели?

Они хотели, чтоб по-людски: чтоб доча сначала институт закончила, чтоб огляделась, чтоб посмотрела, а потом, может быть, да как-нибудь... Да и куда торопиться? Девушка она солидная, аппетитная, с формами, так сказать. Коса толщиной с локоть. Такая не засидится. Да и выбор ее не очень одобряли. Они считали, что Оратай ей не пара. Простоват. Деревенщина. Что он ей даст?

Они видели будущее своей дочери с другим. Они хотели зятька с тюнингом и чтобы со стразами, с наворотами. Зря, что ли, в институт ее поступали? Такие деньжищи заплатили! Расчет же был на то, что она там не будет без дела ходить, а кого-нибудь себе найдет. Не учиться же она там собралась, в самом деле. Зачем ей книжки читать? Свихнуться же можно. Просто там выбора побольше, и перспективы поширше. И чтобы породистый был, солидный. Со статусом. А это че такое? Шоферюга беспросветный. Вечно в мазуте, и бензином от него несет. Такого добра в любой деревне как грязи.

И тогда молодые между собой сговорились, решили, что Оратай Перизатку умыкнет. По старинке. Хрен они потом что сделают. Никуда не денутся. Ну родаки, имеется в виду.

И стали мы разрабатывать план похищения. Мы – это куча балбесов, дружбаны Оратаевские. Он же нам все рассказал под страшным секретом и попросил помочь. А чего бы не помочь? Вдруг и нам когда-нибудь приспичит жениться? Заодно и опыта в таком деле наберемся. Лишним не будет. Пригодится. Как оно вообще делается-то? Мы ж по детству и яблоки из колхозного сада таскали, и картошку из Ушконыра машинами возили, в тайные погреба ссыпали. А тут целый живой человек. Как его красть-то?

Ну ладно, махнули, не мы первые, не мы последние. Воровали же предки как-то…

Хотя поначалу мы его отговаривали. Недоумка этого Оратая. Потому что не очень понимали, что он в ней такого нашел? Тоже мне сокровище. Она со спины вообще на Тайсона похожа. И хук у ней слева – двенадцать атмосфер. Если в лоб попадет, неделю потом будешь воробьям фиги показывать. И характер у ней – не дай бог, как говорится. Все знают. Те же собаки аульные, как ее увидят, на другую сторону улицу перебегают.

Да и вообще, с женщинами же как? Это они в невестах все такие – мур-мур-мур. А как замуж выскочила, то через год мужа на философию уже тянет.

Тот же Сократ, помнится, говорил, мол, женишься ты или нет, все равно тебе кранты. А он же не дурак был – Сократ. Он – философ авторитетный.

Но Оратай ни в какую. Влюбился говорит, оглашайте приговор. А против любви, сами знаете, козырей нет.

И стали мы думать, как ее украсть? Перизатку эту с левым хуком.

* * *

Но недолго думали. Оказывается, сценарий уже есть. Его Перизат сама сочинила и сама нам расписала в подробностях.

Согласно этому сценарию она скажет дома, что поехала в Шамалган фотографироваться для какой-то там справки в институт. Мы в это время должны ждать ее возле фотосалона. Там мы ее быстро сфотографируем и увезем в город.

А в городе у ней подружка живет, возле Никольского рынка. Квартиру снимает у какой-то старушки. Про нее никто не знает, а значит так просто не найдут. Там мы пару дней перекантуемся. Будет это в пятницу – как раз конец недели. А в субботу никто на работу не пойдет. Они хватятся и поедут искать. А она уже сутки дома не ночевала. Ну и все, вы ж понимаете…

И когда братаны ее – а у нее их четверо – за ней приедут в качестве қуғыншы (так в старину называли преследователей), то тут она им и объявит: опоздали, мол, извините…

Мы ее выслушали и заценили. Да чего там говорить – план толковый, не подкопаешься. Единственное, теперь не совсем было понятно, кто кого ворует? Оратай Перизатку или она его? (Он сидел тут же и молча слушал, пока его тайсонша нам все раскладывала).

Ну ладно, это уже не так важно. Главное ведь - все согласно обычаю. Как положено. И что еще немаловажно – не надо потом никакой калым платить за Перизат. Я б лично ни гроша за нее не дал, а наоборот, попросил бы, чтоб мне компенсировали. И то – за две жизни вперед. Но меня это, слава богу, не касалось, и моего мнения никто не спрашивал.

Одним словом, выходило, что мы со всех сторон защищены старинными народными традициями и действуем по плану. И, кстати говоря, план этот надо держать в тайне. Никому ни слова!

Первым делом стали думать, где взять машину? Нас ведь уже пятеро: Оратай с Перизат и нас еще трое – лихие джигиты-соучастники. Не будем же мы воровать невесту на велосипедах.

А у Оратая как раз на автобазе работал Бердибек. Серьезный мужик, не болтливый. На микроавтобусе. Мы к нему: давай, мол, подключись. Дело святое. Он говорит, бензин ваш, ну и накиньте сверху пятерку за риск.

Бензин мы отсосали у главного зоотехника с его "Волги", а пятерку Аброй дал. Он тоже где-то прослышал про наше дело, и ему захотелось поучаствовать в такой авантюре. Он на той же базе механиком работал. За это мы ему сказали, чтоб он заплатил Бердибеку. Аброй пообещал, что заплатит.

А у Аброя был еще родной братишка – Абзал. Он решил впрячься за братана в случае чего. Все-таки рисковое дело, непростое. И мы его тоже взяли. Лишним не будет.

А потом к нам подошел Кайрош. Он сказал, что тоже готов подставить плечо, что у него есть ружье и что мы тоже можем на него рассчитывать. Мы ему сказали, что ружье необязательно, но у нас не осталось мест в машине. На что он сказал, что они поедут на своей. Мы спросили: кто это "они"? Он сказал, что, кроме него, хотят поехать Тукуш с Сакеном. А у Тукуша есть свой "Москвич", который они купили без очереди за счет отца – участника форсирования Днепра. Ну, если на своей, подумали мы, и согласились. В итоге нас собралась целая шайка на двух машинах. И всеми командовала предводительница пиратов – Перизат. Она же по совместительству – невеста.

В назначенный день мы украдкой подъехали к фотосалону, возле которого стояла Перизат с большой хозяйственной сумкой. Ее она предусмотрительно набила продуктами. Она ж знала, что уезжает и не скоро вернется и что с ней будут мужики, которых надо кормить. Молодец, короче.

Она спросила, все ли в порядке, нет ли хвоста, и села к нам в микроавтобус. Хвоста не было, и мы рванули в город.

Надо сказать, что у всех было какое-то приподнятое настроение: то ли азарт охотничий, то ли мандраж. У некоторых даже ручонки слегка тряслись от волнения. Да это и понятно: не каждый же день людей воровать доводилось. Это ж вам не банальная картошка из Ушконыра или люцерна с полей. Тут живой человек. К тому же мы где-то слышали, что за такие фокусы есть статья: от пяти до восьми.

Я ехал в тукушевском "Москвиче", который неотступно следовал за нашим микроавтобусом. По дороге мы еще подсадили бабушку, которая голосовала на шоссе, согнувшись в три погибели под тяжестью своей поклажи. Бабуля попросила подвезти ее до Каменки, там у нее внук живет, и она везет ему гостинец. Конечно, сказали мы, отчего бы не подвезти. Заодно со старушкой в салоне мы меньше вызывали подозрений.

По дороге она настороженно спросила, почему мы все время движемся за зеленым микроавтобусом. Мы не стали вилять и сказали, что украли невесту и едем в город. Она сказала: молодцы! Так поступают настоящие мужчины!

- Меня тоже в свое время украли, - гордо объявила она.

И мы приободрились.

- Правда, в первый раз неудачно, - добавила она и задумалась.

- То есть как? - удивились мы. - Вас что, воровали несколько раз?

- Да, - кивнула старушка. - Меня воровали дважды. В первый раз меня украл Кадырбек. Он жил в соседнем ауле. Но его догнали мои братья и сломали ему ногу. И руку. И ребро. И ударили еще чем-то тяжелым по голове, и он потом до конца жизни заикался. Я так и не вышла за него замуж.

- А потом?

- А потом меня украл Сарыбай, - улыбнулась старушка и печально вздохнула, - царство ему небесное.

- Его что, убили?!

- Нет. Он, к счастью, умер своей смертью. Два года назад.

- А в тот раз его что, не догнали?

- Нет, - простодушно ответила старушка. - Он был хитрый и увез меня на лодке, по реке. Братья кинулись вплавь, но догнать не смогли.

Мы надолго приумолкли. Можно сказать, поскучнели. У меня перед глазами возник почему-то заикающийся Кадырбек со сломанными рукой и ногой. И ребром. И еще я, как назло, отчетливо вспомнил всех четырех братьев Перизат. Все под метр девяносто и под центнер весом. Старший был комбайнером, второй – трактористом, третий – чабанил, а младший работал кузнецом и мог намотать гвоздь на свой мизинец. Я сам видел.

Возле Каменки старушка сошла и пожелала нам: "Удачной концовки!" Что она на самом деле имела в виду, так и осталось для нас тайной.

В любом случае, в город мы доехали без эксцессов и остановились возле Никольского рынка. Дальше пошли пешком. Поднялись в квартиру, где нас ждала подружка Перизат. Вначале она удивилась, что разбойников так много. С другой стороны, восхитилась: это ж так захватывающе! И необычно! Ей даже в какой-то момент самой захотелось быть украденной!

Мы ввалились к ней в тесную однокомнатную квартирку, раздвинули стол, пацаны побежали за выпивкой, а девчонки принялись распаковывать содержимое сумки. И всем сразу как-то сделалось хорошо. Весело. Петь стали. Откуда-то гитара появилась. Потом соседи пришли, и тоже не с пустыми руками.

- А чего это вы празднуете? - спросили.

- Да мы тут невесту украли.

- Вот здорово! - сказали они. - Это надо отметить!

И мы стали отмечать.

* * *

А в это время в поселке творилось вот что.

Все спали. Суббота. Ближе к обеду стали потихоньку просыпаться и завтракать. Никто не заметил, что Перизат нет.

- Она фотографироваться уехала, - сказала мать, и все тут же про нее забыли.

Потом каждый рассосался по своим делам. Кто дальше спать, а кто ковыряться по хозяйству. Ближе к вечеру маманя обронила, что Перизат все еще нет.

- Наверно, по магазинам ходит, - предположил отец, и все спокойно сели ужинать.

На следующий день, в обед, когда все завтракали, младший брат спросил:

- Перизат все еще спит?

- Нет, - сказала мать, - она, наверно, к подружке пошла.

И все тут же про нее забыли.

А мы, злостные похитители, к этому часу съели уже всю сумку и затосковали. А если честно, то нам просто надоело ждать. Никто с дубинками под окнами не маячил и в двери не ломился. И тогда мы забеспокоились: почему нас не ищут? Может, мы и не нужны никому? Точнее, не мы, а в данном случае Перизат. Она сначала повозмущалась для проформы, а потом насупилась:

- Ну и черт с ними! - сказала. - Выйду замуж так, без скандала.

Но так наш сценарий ломался, и мы послали гонцов в поселок. Разузнать, что там да как? Гонцы вернулись с плохими новостями: паники не наблюдается, никто никого не ищет и тревогу не бьет. Тишина.

Оратай обрадовался, а Перизат от обиды всплакнула.

Мы стали думать, что предпринять? Как сообщить этим балбесам, что их драгоценную дочь стибрили? Недолго посовещавшись, решили послать к ним Тукуша. Во-первых, он вне подозрений, потому что давно и безнадежно женат. А во-вторых, он уже поучаствовал в похищении и любопытство свое утолил.

Тукуш подрулил на своем "Москвиче" к Перизаткиному дому, зашел во двор и затеял со старшим братом разговор в сократовском стиле: о житье-бытье, о том о сем, и как бы между прочим пробросил тему об испорченных современных нравах, о забытых традициях, о том, что надо бы их потихоньку возрождать. А еще он добавил, что будто бы по деревне прошел слушок, что кое-кто кое-где и кое у кого выкрал дочь средь бела дня.

А старший брат Перизат – здоровенный такой малый, передовик производства, орденоносец и обладатель многих благодарственных грамот – в жизни был невозможным тормозом и с первого раза даже не въехал, о чем вообще речь. Тогда Тукуш залепил ему без обиняков:

- Это вашу Перизат украли.

И медленно пошел со двора.

У комбайнера вытянулось лицо, и он от неожиданности чуть не проглотил сигарету. Так он простоял минуты две. До него потихоньку доходило. Где-то в закоулках его комбайнерского ума мучительно складывался пазл. И как только сложился, он издал трубный звук, напоминающий призывный рев самца муфлона на заре в брачный период. На этот рев сбежались все остальные, и знатный комбайнер путано скомандовал приказ: "Вые… Бл… Щеще… Короче, свистать всех по коням!"

Маманя заохала, отец закручинился, а братья кинулись было в погоню, но самый младший, который кузнец, сказал, что перед дорогой надо бы подкрепиться, поскольку неизвестно, сколько будет длиться погоня, а силенки понадобятся. И братья благоразумно принялись не спеша кушать. Не отправляться же по такому важному вопросу голодными.

Основательно заправившись, братья помылись, побрились, оделись во все чистое и отправились в погоню на машине кузнеца. У него был жигуль-копейка.

Больше всех обрадовался третий брат – это который чабан. Потому что теперь они могли безнаказанно набить морду любому подозрительному, поскольку обуяны праведным гневом. В этом смысле у них было железное алиби: их защищало многовековое моральное право.

Вначале они поехали к Сергали-қалқан құлақу (погоняло такое - Лопоухий).

Младший вспомнил, что года три назад этот қалқан құлақ приглашал в клубе Перизат на танец. Поэтому с точки зрения продуктивной дедукции логика была вполне оправдана.

Сергали в этот день белил у себя в саду яблони. Он водил по шершавым стволам грубой ветошью, которую макал в ведро с известкой, и мурлыкал под нос досмукасановскую "көзімді жұмсам да көрем сені" ("стоит мне на минутку закрыть глаза, как твой немеркнущий образ тут же возникает в моем затуманенном сознании").

Черт его дернул бухтеть именно эту песню…

Это я к чему?

Понимаете, выпадают в жизни такие моменты, когда цепь случайностей таинственным образом взаимодополняет друг друга и приводит к однозначным выводам. Наивная песенка влюбленного джигита послужила для братьев как бы дополнительной мотивацией к проявлению этого самого праведного гнева.

Когда Сергали докрашивал юную лимонку, к нему в сад залетели четыре ухаря и без слов стали колотить его восемью руками и восемью ногами. А самый младший – который кузнец – так разошелся, что, увлекшись, надел ведро с известкой Сергали на голову. Отчего Сергали сделался весь белый и стал вопить, потому что известка попала ему в глаз. А братья, не давая опомниться, вынули его из ведра и пару раз прислонили его с разгону об забор. Той же головой. Отчего забор сделался поломанным. После этого братья устроили ему допрос: где Перизат?

Сергали, естественно, не знал. Да и откуда он мог знать?

Тогда браться сказали, что, если он не вспомнит, тогда они повесят его на его же свежевыкрашенной лимонке. И тут Сергали, напрягшись изо всех сил, вспомнил, что ребята с автобазы вроде говорили про Оратая, который собирался кого-то там украсть. Вот только кого именно, Сергали не расслышал. Да ему и не надо: мало ли кого собираются красть – дело это не новое. Он думал про картошку. Хотя какая сейчас картошка? Ее ведь надо воровать осенью. А сейчас – лето.

Братья бросили Сергали возле его же лимонки и отправились домой к Оратаю. Перевернули там все вверх дном, но воришку не нашли.

К вечеру они прочесали весь поселок из одного конца в другой. Покоцали по дороге еще двоих-троих подозрительных и, наконец, ближе к ночи добрались до города, где в маленькой квартирке прятались злоумышленники.

Чабан хотел было сразу же выкинуть Оратая с балкона вниз головой, но Перизат сказала, что он тут ни при чем, что она сама так захотела, и теперь хоть режьте, хоть убивайте, но он ейный муж. Согласно древнему обычаю.

Братья хотели было отдубасить хотя бы его подельников за компанию, но что бы это дало, в конце концов? Все уже.

Такая вот получилась "Кавказская пленница". Вернее, казахская. И все было исполнено по сюжету древнего захватывающего ритуала – "қыз алып қашу". Правда, с некоторыми отступлениями и современными вкраплениями, но куда нынче без них?

И что? А ничего. Живут. Полюбовно. Детишек вырастили. Троих. Двух сыновей и дочь. Ей, кстати, девятнадцать недавно исполнилось. Студентка. В город ее поступили. В политехнический. Трех бычков пришлось продать. Совсем невеста…

Страница Ермека Турсунова в Facebook. 

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 498.88  course down  542.94  course down  5.9  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer