События в ЮКО: О чем говорит закон? Мнение Мурата Абенова
Вижу, как принимаются оперативные меры по предотвращению разрастания конфликта. Общественно-политическая стабильность - это основная цель. Хорошо, что включились местные власти, в данном случае к ним больше доверия.
В любом случае надо действовать максимально взвешенно и осторожно. Ведь главное, не просто успокоить людей, тем более не делать это силой. Если не устранить причину, конфликт может принять другую форму. В таких случаях нельзя идти на крайности.
Первое - это не нагнетать ситуацию. Не идти на эмоции. Не искать другую подоплеку, кроме криминальной. Принадлежность к какой-нибудь группе или социальное положение не должны быть ни оправдывающим, ни отягчающим обстоятельством. Это основной принцип.
Вторая крайность - замалчивание. Если обычные люди так возмущены, что идут на нарушение общественного порядка и даже преступление, значит, надо разобраться в причине. Будет ошибкой желание упростить ситуацию. Тем более не заниматься самоуспокоением. Люди ждут не только слов, а еще конкретных действий в рамках закона и максимально полной информации. Поэтому в таких случаях нельзя торопиться оправдывать возможного преступника. Население сейчас грамотное, и любая попытка властей несправедливо принять одну из сторон может вызвать более серьезные последствия.
Ведь обычно возмущения возникают из-за подозрения, что виновный может уйти от ответственности. Главное - изначально поступать только по закону.
Давайте разберемся, чем могут быть возмущены родственники девочки?
Наверное, в первую очередь, попыткой на скорую руку оправдать подозреваемого тем аргументом, что "экспертиза показала - факта изнасилования не было". Какой был проведен вид экспертизы? Только осмотр физического состояния и исследования на повреждение органов? Но ведь есть и формы психологического насилия? Проводили ли эти исследования?
И еще возникает вопрос: кто имеет право давать такую скорую оценку - что изнасилования не было? Ведь любая вина или оправдание должно происходить в суде? Не придется ли потом подгонять результаты под заранее объявленный вердикт. Может, эта поспешность выводов, что преступления не было, и вызывает недоверие?
Так, если проанализировать все, что написано в СМИ, есть подозрения на то, что подозреваемый мог совершить другие, не менее серьезные преступления. Ведется ли расследование по возможным другим составам преступления?
Так, например, в Уголовном кодексе РК предусмотрена статья 121 "Насильственные действия сексуального характера". Отягчающими обстоятельствами является, если они совершены в отношении заведомо малолетнего и если потерпевшая находится в беспомощном состоянии. Такие преступления наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. А это уже тяжкое преступление. Не менее тяжкое, чем изнасилование. Кто скажет, что таких действий не было?
Есть еще такие серьезные преступления, как "Похищение человека" или "Незаконное лишение свободы". В обоих случаях отягчающим обстоятельством является, если потерпевший окажется несовершеннолетним.
И еще есть попытки оправдать возможное преступление, ссылаясь на школьный возраст парня.
Так вот, в соответствии со статьей 15 УК РК уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения уголовного правонарушения 16-летнего возраста. Как мы знаем, подозреваемому есть 16 - значит правоспособен отвечать за свои действия и, если виновен, должен быть наказан так же жестоко, как и взрослый. Более того, за такие тяжкие преступления, как "Насильственные действия сексуального характера" или "Похищение" к ответственности привлекаются по всей строгости даже с 14-летнего возраста.
Чтобы успокоить людей, надо сказать гражданам все честно и открыто, что расследование будет максимально прозрачным, невзирая на лица. С привлечением самых профессиональных экспертов, которых, к сожалению, у нас недостаточно. Что если есть вина подозреваемого, то суд будет справедливым.
Население сейчас другое, более грамотное, более информированное, более организованное, более активное. Надо это обязательно учитывать.