В тренажерном зале юноша раскачивал выходящий за рамки привлекательности торс. На плотно обтягивающей майке в полный рост было написано I have the body of a God (У меня тело Бога), что не могло не вызывать улыбку, поскольку Бог тела не имеет… Однако желание есть желание: хочется иметь тело мощное, "всемогущее", одним словом, божественное, тренажеры для этого, собственно, и существуют.
Тело - первое свидетельство нашей идентичности: Я - это мое тело. Все остальное - мысли, чувства - достаточно спорно. Всю человеческую историю при желании можно рассмотреть под углом телесности. Мужчина покоряет мир телом. Женщина прикрывается им как щитом.
Отношения души и тела для западного сознания - особая тема. Презрение к телу - религиозная традиция, и прежде всего, христианская. "Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо", - говорил Сократ.
"Дух бодр, плоть же немощна", - продолжил Иисус. Но современный западный человек эту идеологию принять не захотел, создав культ тела, телесного здоровья, молодости, питания и прочих соблазнов. И в этом смысле, как это ни парадоксально, фанатик-исламист, готовый в любой момент по-шахидски расстаться со своим телом, является более правоверным христианином, чем добропорядочный католик из какого-нибудь Нью-Джерси, бегающий по утрам и качающий трицепс.
Глобальный культуризм в самом широком смысле сегодня победил, став главной доблестью индустрии звезд, призванной создавать канон и эталон. Для тех, кто пережил Мерилин Монро и стал старше 36, тело - главная забота и залог успеха. Пример для подражания - Мадонна.
В 92 году, отмеченном кульминацией эротического жанра, мегасексуальным триллером "Основной инстинкт" с Шэрон Стоун, вышло его жалкое подобие - эротический детектив Ули Эделя "Тело как улика" с Мадонной. Собственно, с него и началось широкое экспонирование поп-дивой своей плоти. На экране это не сработало (к слову, самым большим достижением Мадонны в кино стала Эвита в одноименном мюзикле Алана Паркера, принесшая певице "Золотой глобус"), зато на сцене стало судьбой.
Мадонна превратила тело в супершоу с обязательным условием: чем ярче и непристойнее будут телодвижения дивы, тем более массовым (коммерческим) будет успех. И нынешний тур-2012 - прямое тому подтверждение.
Предельная телесность и порнографичность образа, который культивирует Мадонна, рассчитан на вполне определенный тип зрителя, ведущего телесное существование. В самом себе и в других его интересует прежде всего (а, возможно, и только) жизнь тела, его удовольствия, соблазны и свобода. При этом вопрос об осквернении каких-то моральных или религиозных ценностей (в чем неоднократно обвиняли поп-диву) просто нонсенс, поскольку находится за пределами самодостаточной телесной оргии.
Разница между Мадонной и поддержанными ею "Pussy Riot" только в мегамасштабе и эффекте (в одном случае - коммерческом, в другом - политическом), а по сути, панк-молебен и сакрально-телесное шоу едины в своем постмодернистком эпатаже.
Изначально, присвоив богохульный псевдоним Мадонна, Луиза Чикконе соединила шоу с антихристианским пафосом, намеренно играя библейскими символами то ли ради скандала, то ли по причине своей "каббалистической" неприязни. Парадоксу веры в девственность и непорочное зачатие (верую, ибо это абсурдно) Мадонна противопоставила парадокс плоти, изнасилованной в юности и прошедшей все искушения порно-индустрии, плоти, которую массовое сознание воспринимает во всей невинности и чистоте.
Интересно, что параллельно с туром Мадонны на экраны вышел боевик "Неудержимые-2", в котором не сдающий своих силовых позиций Сильвестр Сталлоне собрал весь золотой фонд жанра: терминатора Шварценеггера, гудзонского ястреба Уиллиса, одинокого волка Чака Норриса и мастера акробатического этюда Ван Дамма.
Эти музейные персонажи с изобретательностью и самоиронией к своим былым победам закручивают в лесах Болгарии такой головокружительный экшн, что экран рвется по швам от зрелища. Но главным элементом остается бронебойное и пуленепробиваемое тело Сталлоне. Слай по-прежнему в форме, да еще в какой! Визуальная терапия мощного тела действует безотказно на поклонников: "парасоциальные друзья" Рэмбо, как называют психологи одностороннюю симпатию к медийным героям, меньше комплексуют по поводу собственного тела.
Возраст - пустая формальность. Мадонне - 54. Сталлоне - 66. И при всем отличии замысла и воплощения, симпатию, восторг и кассовый сбор обеспечивает неувядающее, вечно молодое, почти бессмертное тело. Молодые боги массовой культуры как дыхание жизни, а их тело - как улика.