Вопрос номер один

В конце 90-х годов президент Беларуси Лукашенко очень любил разговаривать с журналистами. В каждой поездке по стране он обращался к выстроившемуся заранее строю корреспондентов и подробно рассказывал о своем видении мира.

Но таких подходов было больше, чем событий, так что вопросы и ответы своей повторяемостью уподобились заезженной пластинке. В президентском пуле даже родилась шутка по поводу схемы этих брифингов:

- Александр Григорьевич, вопрос номер семь.

- Ответ номер три.

Мне кажется, нечто сродни этому анекдоту происходит сейчас. Вокруг вроде бы стоит невыносимый крик о настоящем и будущем: Украина! Новороссия! Псаки! Путин!

А на самом деле - это тишина звенит. Все ясно заранее - что и от кого: тема номер семь - комментарий номер три с одной стороны и номер девять - с противоположной. Мыльный пузырь, который должен был лопнуть - не сам по себе, так проколом со стороны. И лопнул.

20 августа этого года начался XXI век. В Сети появился видеоролик казни американского журналиста. Не первая казнь, и не единственный ролик. Но этот способен перевернуть весь наш мир, поскольку сотворен талантливым режиссером, в ответ на запросы "зрителя", которому уже тесно и клиповое мышление. Не запоминаются лицо жертвы и даже слова, сказанные им на прощание. В памяти остается сама картинка - ее первый кадр важнее всего, что происходило потом. Предельно точно подобранная цветовая гамма наполнена массой смыслов. Желтые пески пустыни, перетекающие в поблекшее от зноя небо, оранжевый комбинезон смертника… Библейская эпичность, вечность бытия и его непреходящих проблем. А цвет одежды жертвы еще и как ответ-напоминание о робах узников тюрьмы Гуантанамо. И резко очерченный на этом фоне черный силуэт палача.

Кощунственно разбирать эстетику убийства. Но - привыкайте. Как говорится, если кажется, что за вами следят, это не обязательно шизофрения. Похоже, теперь с нами будут работать именно так. Прямо в лоб, в подсознание. Вы же не разговариваете с домашними прирученными животными, там важен заученный дрессурой тон: брысь, тпру, апорт, к ноге!..

Было время, когда кино называли ожившей живописью. Прошло. Теряется интерес к движению, переходу от одного состояния к другому, когда можно осмыслить причинные связи и понять глубинное содержание. Все выводы на уровне чувств: плохой - хороший, свой - чужой…

И только когда человек вырывается за рамки утвердившегося шаблона, картина мира снова начинает оживать. Вот вроде бы грузовики с гуманитарной помощью полупустые от того, что они совсем новенькие, и надо их поберечь. То есть, везем не груз, а КамАЗы? Или "из-за опасности обстрела с территории Украины российские пограничники вынуждены эвакуироваться". Защитники рубежей Родины сбежали с заставы, потому что там стало опасно, но граница все равно на замке?

Но вопросы возникают все реже. Зачем, если на любой из них всегда приготовлен ответ?

- Номер семь? Номер три, и далее по списку.

Конечно, цивилизация в целом не пропадет, в историческом измерении она всегда отыщет правильный ход. Было время, и советская "империя зла" казалось вечной - привыкай жить, как велено. А ведь все-таки исчезла вместе с дефицитом, запретами, "глушилками" и притягательным ароматом "загнивающего капитализма". Но сколько людей уложили в эти 70 лет всю свою жизнь целиком, даже не предполагая, что она могла пройти совсем иначе.

В недавнем интервью Геннадий Хазанов поделился своим представлением о политике и политиках - тех, кто вроде бы предназначен судьбой и нами для верного обустройства жизни:

- Когда у писателя не получается текст, он мнет бумагу и бросает ее в урну. И композитор. И художник. У политика расходный материал - это человеческие судьбы. Если не выходит, он тоже комкает их и выбрасывает. Другого материала там нет.

Хочу ли я полететь в корзину в плотном строю единомышленников, уверенных в правоте навязанных шаблонов, или право имею на собственную жизнь? Вопрос номер один.

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news4
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама