Бекбоев Токон Бекбоевич

  • Фото ветерана: Бекбоев Токон Бекбоевич
    Бекбоев Токон Бекбоевич
  • Фото ветерана: Бекбоев Токон Бекбоевич
  • Фото ветерана: Бекбоев Токон Бекбоевич
  • Фото ветерана: Бекбоев Токон Бекбоевич
    Фото ветерана: Бекбоев Токон БекбоевичФото ветерана: Бекбоев Токон БекбоевичФото ветерана: Бекбоев Токон БекбоевичФото ветерана: Бекбоев Токон Бекбоевич

Бекбоев Токон Бекбоевич родился 15 мая 1922 года в семье Бекбо Каниметова в колхозе имени 1 мая в городе Кант Фрунзенской области (ныне Чуйской области). Он был вторым из пяти детей в семье. Их мать погибла от бытовой травмы, когда ему было 6 лет. Некоторое время детей воспитывали две мачехи. Отца в 1937 году ограбили и убили во Фрунзе.

Младших братьев и сестер пришлось отдать в детский дом. Токон Бекбоев ушел жить к двоюродному брату Джумакадыру Исалиеву, который учился в то время в гидромелиоративном техникуме во Фрунзе и жил в общежитии. Позднее Токон Бекбоев сам поступил в этот техникум. Он также стал заниматься в аэроклубе. Именно там он совершил свой первый полет на учебном самолете.

В 1940 году Токон Бекбоев поступил в Чкаловское летное училище. Он испытывал языковые трудности в обучении, но учился упорно и хорошо. Первоначально курсантов готовили для полетов на СБ - скоростном бомбардировщике, потом на ТБ-3 - тяжелом бомбардировщике (Туполева). Однако на старших курсах их ускоренно переучили для полетов на штурмовике Ил-2, присвоили звание сержанта и отправили на фронт. Так Токон Бекбоев попал в 62-й штурмовой авиаполк, в котором и воевал до конца войны. (62-й ордена Суворова Гродненский штурмовой авиационный полк 233-й Ярцевской Краснознаменной штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта).

Трудное восприятие материала в училище и запоминание наизусть всех наставлений инструкторов и уставов военной службы не раз спасало жизнь Токону Бекбоеву на фронте. Летая именно так, как учили и как он это вызубрил, летчик сохранил не только свою жизнь, но и жизнь своего ведущего. Как можно судить по отрывкам из книги его фронтового командира Ефимова Александра Николаевича "Над полем боя", главным качеством для ведомого летчика является надежность. Так, ведущему летчику жизненно важно знать, что его тыл прикрыт и будет прикрыт всегда, чтобы ни случилось.

Как воевал Токон Бекбоев можно судить по выдержкам из этой книги. "Полетел со мной хороший летчик киргиз Токон Бекбоев. Он окончил Чкаловское училище и был оставлен там инструктором, но Токону хотелось сражаться с врагом. С большими трудностями Бекбоев все-таки попал на фронт и прибыл в наш 198-й полк, когда мы базировались на аэродроме Желудок под Гродно.

Токон Бекбоев быстро схватывал, чему учили его ветераны - офицеры В. Сергеев и В. Николаев. Участвуя в налетах на Осовец, Ломжу, Остроленку, в боях на Наревском плацдарме, он показал, что хорошо пилотирует самолет и неплохо разбирается в тактике. Не один раз ему доверяли летать замыкающим с фотоаппаратом, и всегда Бекбоев успевал зафиксировать результаты штурмовых ударов. Гоняясь за разрывами наших бомб, лейтенант привозил хорошие фотографии", - говорится в книге.

Токон Бекбоев совершил 97 боевых вылетов, то есть тех вылетов, которые были подтверждены данными фотосъемки. На его самолете был закреплен фотоаппарат, и его задачей было после штурмовки всем своим звеном (эскадрильей) снова пролететь над этим местом и сфотографировать ее результаты. Без таких снимков вылет в качестве боевого не засчитывался никому.

Штурмовики, на которых летал Бекбоев, были предназначены для поражений живой силы противника, его танков и артиллерии, и летали они на "бреющей" высоте, то есть "брили деревья и здания". Кроме того, в конце войны немецкая армия защищалась отчаянно, и каждый вылет был связан с преодолением сильного огня немцев. Так, в наградном листе к приказу № 46/н от 25 мая 1945 года о награждении Токона Бекбоева орденом Отечественной войны I степени написано: "16 января 1945 года...При выходе из планирования после очередного захода самолет получил сильные повреждения от огня. Презирая опасность и питая жгучую ненависть к немецким захватчикам, вместе с товарищем сделал второй заход и прямым попаданием бомб и обстрелом из РС и пушек поджег один танк, 2 автомашины, уничтожил до 10 человек живой силы". Также боец был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

Однажды во время боевых действий в Польше самолет Токона Бекбоева все-таки был подбит. Вся верхняя полуплоскость правого крыла была снесена пулеметным или пушечным огнем. Самолет резко потерял подъемную силу и управляемость, его все время кренило вправо. Ручку управления самолетом (РУС) приходилось удерживать в крайнем левом положении и с большой силой для того, чтобы самолет выдерживал горизонтальное положение. Токон Бекбоев не мог удерживать ручку, он снял ремень и привязал ее к конструкции кабины. Он по связи приказал стрелку Анатолию Носкову прыгать. Стрелок ответил: "Нет, я с тобой!" Внизу весеннем половодьем разливалась на километры Висла. До берега было далеко. Токон Бекбоев подумал о том, что в летном училище их так и не научили прыгать с парашютом. Кроме того, даже если он и сумел бы выпрыгнуть, плавать он точно не умел, поэтому шансов выжить в этом случае все равно не было. Пришлось лететь.

Самолет медленно, но летел. Если бы налетели "Мессершмитты", то наверняка добили бы еле ползущий самолет. Так они доползли до "нашего" берега, и тогда стало легче - можно было хотя бы прыгать с парашютом. Но Токон Бекбоев решил посадить самолет на своем аэродроме, к счастью, он был прямо по курсу. Летчик довел его и посадил сразу без маневрирования, а товарищи их уже и не ждали. Как отмечает сын бойца Мурат, то, что Токона Бекбоева не обучали прыжкам с парашюта и он не умел плавать, спасло жизнь ему и стрелку, а также сберегло боевую машину.

Последний боевой вылет у Токона Бекбоева был 30 апреля 1945 года. Но впитанные от учителей навыки еще раз выручили его в полете над белорусскими лесами в 1946 году. Главным и, пожалуй, единственным слабым местом Ил-2 был шатун коленчатого вала двигателя, он часто обрывался. Так и случилось во время этого полета. Командир полка Ф.С. Старовойтов учил своих летчиков, что при аварийной посадке на брюхо и, особенно, на деревья, надо беречь голову. Нужно в последний момент перед ударом снять ноги с педалей и упереться ими в приборную доску. Токон Бекбоев так и сделал. Самолет упал на лес, но летчик ничего не повредил и в последующем продолжал летать.

Позднее Токона Бекбоева перевели в его родной Кант на авиабазу, где он продолжал летать до тех пор, пока зрение не стало ухудшаться. Встал вопрос о продолжении летной службы либо выборе иного рода деятельности. И он перешел на службу в НКГБ СССР.

В 1950 году он женился на Аюповой Гульнар Биляловне. В 1951 году у супругов родился сын Мурат. Далее Токон Бекбоев служил на Памире на погранзаставе в Гульче. "Я помню, как мы вслед за службой отца переезжали в город Мары в Туркмении, в Ашхабад, Самарканд и Алматы", - пишет сын ветерана Мурат. Без семьи Токон Бекбоев служил в Чите и Улан-Удэ, но был там недолго. Невзирая на переезды, он заочно окончил юридический факультет Кыргызского государственного университета.

Демобилизовался Токон Бекбоев, живя в Алматы, в 1964 году. Однако продолжил работу, связанную с авиацией. Он работал замполитом 228-го объединенного авиаотряда Казахстанского управления Гражданской авиации. В Алматы в 1958 году родился его второй сын Тимур. Супруга ветерана защитила диссертацию и стала кандидатом медицинских наук, профессором. Также Гульнар Аюпова длительное время являлась главным педиатром Минздрава Казахской ССР.

Токон Бекбоев вышел на пенсию в 1983 году, когда родилась его внучка Елена Тимуровна. За ней он ухаживал с большим удовольствием, позволяя ее родителям продолжать получать образование. В 1984 году в Москве родился его внук Алишер Муратович. Ветеран в мирное время продолжал жить по-военному. Вставал всегда в одно и то же время, в 6 утра, делал физзарядку, затем пробегал 5 километров. После завтракал и уезжал на работу. С работы возвращался, как правило, в одно и то же время. Скончался Токон Бекбоев в 1986 году при плановой госпитализации из-за врачебной ошибки.

Нравится