Аманжолов Машкурбек

  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
    Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
  • Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек
    Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек Фото ветерана: Аманжолов Машкурбек

В связи с 70-летием Победы на страницах СМИ читаем много публикаций детей, родственников участников ВОВ. Мы решили тоже внести лепту в этот проект. Наш отец, Аманжолов Машкурбек, родом из Алматинской области. Участник ВОВ, но умер в 1978 году от болезней и ранений получивших в бою, прожив только 20- и 30-летний юбилей Победы. Он был человеком с большим чувством юмора, самоиронии и очень скромным. Писал стихи на казахском языке, в том числе арабской вязью, имел прекрасный голос. Когда-то даже повезло спеть со знаменитой Куляш Байсеитовой, но редко рассказывал про войну.

Помним, как его все убеждали вплоть до 1978 года встать в очередь на квартиру в Алматы, он откладывал, ссылаясь на то, что таких как он еще много и пусть сначала Герои и инвалиды войны получат. Но вскоре умер, не воспользовавшись ни одной льготой государства, которое он также защищал. И до войны у него жизнь была не из легких. Единственный брат был осужден как враг народа (позже был реабилитирован), и сам он подвергался запретам, гонениям как сын бия.

Только в тяжелые послевоенные годы получил высшее образование, женился, стал преподавателем, работал в партийных органах. Мы, поздние дети, очень редко приставали к нему с расспросами о войне, а он сам не любил ее вспоминать. Вырастил, выучил нас, но не дожил до тех дней, когда мог почувствовать заботу детей о нем. Война сделала свое коварное дело. И накануне 70-летия ВОВ хотели своими скудными воспоминаниями почтить память об отце, хотя он, оказывается, в основном рассказывал о своих однополчанах, о военных буднях.

Он ушел на войну в 1941 году с 1-й Алматы, в 32 года. Попал в часть в городе Бабушкино под Москвой на 2-й Белорусский фронт. Прошел в боях русские, украинские города и деревни. Прошел Польшу - города Цеханув, Нове-Място, Варшава, Зольдау, а также города Восточной Пруссии (Германии) - Дойтш-Айлау, Заальфель, Данциг и т.д. Названия городов переписаны из документов, приложенных к наградам, и из Благодарностей за проявленное мужество в боях.

Вернулся с фронта в конце 1945 года. Попав на фронт вполне зрелым, он растерялся в первые дни от ужаса войны, происходящего вокруг. С большой горечью рассказывал, как после каждого боя поле оставалось усыпанным телами бойцов. А летом трупы солдат вздувались, перетянутые ремнем…

Но война гнала их вперед. Ему пришлось быть и пехотой, и связистом, под пулями, взрывами прокладывал связь, прицепившись к броне танка или на мотоцикле. Иногда перед атакой солдатам давали выпить водки. Кто-то отказывался, кто-то принимал для храбрости, кто-то для согрева. Проходя с боями сгоревшие дотла деревни, разрушенные города, не верилось, что когда-то здесь была жизнь, шептались деревья, бегали дети, спешили на работу взрослые.

В Польше советские бойцы весной проходили в брод реку, и вдруг на встречном берегу неожиданно началась стрельба. Стоя немалое время в холодной весенней реке, отстреливаясь от немецких пуль, все-таки вышли на берег и в мокрой солдатской одежде продолжили бой для выполнения задания командования. После того дня отец с воспалением легких попадает в госпиталь, из которого опять уходит на передовую, что оставило отпечаток на здоровье после войны.

Во время боев попадались иногда немецкие склады продовольствия, которые поражали солдат аккуратно разложенным и разнообразным ассортиментом, которыми бойцы порой досыта наедались. В одном из очередных жарких боев поднаторевший в боях отец бежал прямо навстречу свинцовым пулям и кричал по-казахски "За Родину! За Сталина!" Пули косили бежавших в атаку солдат, и вдруг прямо перед отцом оказались обезумевшие от страха глаза двух немцев... Оказалось на расстоянии стрелять во врага это другое, чем в упор стрелять в человека - врага… Долго перед ним стояли эти глаза, и его охватывало отчаяние от того, зачем люди убивают друг друга вместо того, чтобы растить детей, получать образование, ходить в гости, в кино, на работу?

В один из очень холодных зимних боев он удивлялся, почему ему так тепло в брюшной полости и только почти в конце атаки увидел, что вражеские пули прошли касательно по животу и его же кровь грела его в бою. Конечно, было потеряно много крови, но поблагодарив бога за то, что пули не попали прямо в живот, он с перевязанными ранами был опять с отрядом в бою.

Однажды во время атаки рядом где-то упала бомба. Осколками его ранило и глубоко засыпало землей. Но выбравшись из этого земляного удушающего плена, он почувствовал, что плохо слышит... После войны он очень комплексовал от этого подарка войны. Еще случай - еду бойцам привозили на танках. И однажды один молодой татарин, получив свою порцию, прыгнул с танка и вдруг взрыв! Это взорвалась граната, висевшая у него на поясе. Все внутренности вывалились наружу и лежали на земле, а он еще живой стонал и шептал "Енам, енам!" Каждый в трудные минуты шептал это слово "анам, мама". Собрав все внутренности, его еще живого увезли в санчасть. Не знаю, остался ли живым этот солдат.

После нескольких Благодарностей от Главнокомандующего И. В. Сталина и после полученных двух высокого статуса военных медалей "За отвагу" за проявленное мужество на разных участках фронта отец за очередное мужество, проявленное при выполнении задания командования, был представлен в 1944 году к ордену. Он неплохо владел русским языком и периодически по приказу командиров вел разъяснительную работу среди бойцов не русской национальности. И так получилось, что именно в это время он осмелился отстаивать свое мнение с офицером подразделения, что нелепо лишило его очередной награды, ордена... Но для солдата тогда было главным быстрей победить врага и вернуться живым к родным, обзавестись семьей, и этот случай с орденом быстро забылся.

В 1945 году он получил еще медаль "За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 годов", очередную Благодарность и в конце 1945 года вернулся домой. Вот и все, что осталось в нашем юношеском восприятии рассказов о войне при его жизни до 1978 года, во время его встреч с участниками войны или при редких рассказах в гостях. Мы, дети участников ВОВ, воспринимаем боль, горе Великой Отечественной войны более близко через наших отцов и матерей, чем наши дети, внуки. Его жене, нашей матери, сейчас 91 год, она ветеран тыла, Заслуженный учитель Казахской ССР и окружена нашей заботой. Мы надеемся, что этот скромный рассказ не совсем про героические подвиги, а про тяжелые будни войны напомнят всем, особенно сегодняшнему поколению, что такое ВОЙНА, какова цена ВОЙНЫ и как важно любить, ценить нашу жизнь.

С уважением, дети, внуки, правнуки Гвардии рядового Аманжолова Машкурбека, город Алматы.

Нравится