ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
27 августа 2009 | 10:24

Непонятное пиратство

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Прошло уже десять дней с момента освобождения сухогруза Arctic Sea. Однако история его захвата приобретает все новые подробности. Главная тайна заключается в том, что именно транспортировало на своем борту судно, что заставило выходцев из благополучных стран попробовать себя в "благородном" пиратском ремесле.

Тайна захвата

Именно перевозимый Arctic Sea груз (а вернее предположения о нем) и вызвали наибольшую полемику в СМИ. Сразу после объявления о пропаже судна стала появляться информация о том, что сухогруз мог на самом деле перевозить наркотики, оружие и ядерные материалы (нашлись даже свидетели, утверждавшие, что видели людей со счетчиками Гейгера, исследовавших Arctic Sea в финском порту). Главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко резюмировал все эти предположения, заявив, что это "могло быть что-то очень секретное". Вероятность того, что захваченный сухогруз мог перевозить не только древесину, но и что-то еще, подтвердил в интервью "Российской газете" глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин. Именно для того, чтобы иметь возможность тщательно обыскать судно, 26 августа оно было арестовано по ходатайству СКП. Версий о возможных похитителях в прессе появилось тоже более чем достаточно. 18 августа британское издание The Daily Mail представило информацию о том, что на самом деле причастными к захвату могут оказаться российские спецслужбы. По данным газеты, это было сделано после того, как западные спецслужбы узнали, что на борту судна может находиться секретный груз. Предположительно, Россия везла на сухогрузе контрабанду в виде ядерного оборудования. Именно во избежание его попадания в чужие руки российская сторона и инсценировала захват Arctic Sea. Эта версия, впрочем, выглядит не очень правдоподобной. Крайне сомнительно, что такой груз мог отправиться в путь, сопровождаемый лишь 15-ю не прошедшими специальную подготовку моряками. Да и действия российской стороны, поднявшей такую шумиху, не выглядят вполне логичными. Вскоре "Московский комсомолец" написал, что за этим стояли спецслужбы одной из стран Евросоюза, а на борту сухогруза находилось контрабандное оружие. При этом указывалось на то, что захватчики могли и сами не знать, что именно они похищают - им просто заплатили деньги за то, чтобы доставить судно в указанное место. А после провала операции заказчики и похитители прибегли к тактике "я тебя не знаю и ты меня не знаешь". В пользу этой теории говорил тот факт, что захватившие Arctic Sea подошли к нему на легкомоторной лодке. Учитывая то место, где произошел захват, можно сделать вывод, что отправиться в путь они могли с территории Швеции. При этом издание рассказывало о том, что в операции по освобождению сухогруза был задействован даже спецназ ГРУ, помощь которого, однако, не потребовалось. В таком случае, можно предположить, что Arctic Sea перевозил на своем борту, не простые автоматы и гранаты, а что-то более существенное. Версию о перевозке оружия поддержала и Financial Times Deutschland, заявившая что осадка судна была больше, чем если бы на его борту находилась исключительно древесина. Издание сделало вывод исходя из анализа фрахтовых документов и фотографий сухогруза. Самую же красочную версию представил член совета директоров компании FarWest Владимир Филин в издании Правда.info. По его версии, судно перевозило в Иран "четыре стратегические крылатые ракеты Х-55 (без головных частей) и устройства, позволяющие закрепить их и обеспечивать воздушный запуск с боевых самолетов советского производства типа Су-24 при условии их переоборудования в качестве носителей одной крылатой ракеты". Эти ракеты могли быть использованы против Израиля, в случае ракетных ударов последнего по ядерным объектам Ирана. А ответственность на доставку оружия в Иран Москва планировала возложить на Украину, так как в 2000-2001 годах из Украины в Китай и Иран были поставлены по шесть крылатых ракет Х-55. Однако одна из западных держав, узнав об этом шаге Кремля, решила неофициально (чтобы не помешать объявленной "перезагрузке" отношений) помешать доставить опасный груз к месту назначения. Якобы для этого и была завербована группа людей, захвативших сухогруз. Сюда же привязывалось послание президента России Дмитрия Медведева своему украинскому коллеге: Москва решила, что "утечка" информации произошла из Киева, и отреагировала подобным образом. В похожем ключе высказался и бывший командующий силами обороны Эстонии адмирал Тармо Кыутс. "Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснить только то, что на борту судна находились крылатые ракеты, - сказал он. - Очевидно, что из-за наркотиков, в каком бы они ни были количестве, половина российского флота не пустилась бы в погоню за Arctic Sea по указу президента". На это заявление достаточно резко отреагировал постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин: "Такого рода фантазии морехода из Эстонии вызывают гомерический хохот. Зачем нужно было городить такой огород, чтобы везти что-то запрещенное через Балтийское море, затем пересекать Ла-Манш, идти через Бискайский залив, Атлантику, вплоть до африканского берега? Это, как говорится, полный бред".

Непотерянная находка

Тем временем российские власти продолжают придерживаться своей официальной версии (об истории захвата и освобождения судна можно прочитать здесь). 25 августа МИД России объявил о том, что на самом деле Arctic Sea никогда по-настоящему и не терялся. "Конечно же, сухогруз водоизмещением свыше семи тысяч тонн никуда не терялся. Его перемещение отслеживалось, координаты поступали из нескольких источников, в том числе от наших зарубежных партнеров", - говорилось в заявлении ведомства. Также сообщалось, что в разрешении инцидента принимали участие Финляндия, Швеция и Мальта при партнерском участии по линии НАТО, а также правительство Кабо-Верде. В этот же день выяснилась еще одна любопытная подробность. В тот момент, когда "Ладный" подошел к сухогрузу, капитан последнего попытался выдать его за принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно "Чендин-2". Оно якобы направлялось из Гаваны в Сьерра-Леоне, перевозя груз пальмовых пиломатериалов. Идентифицировать Arctic Sea удалось лишь после получения ответа на направленный северокорейской стороне соответствующий запрос. Представители КНДР недвусмысленно заявили, что "Чендин-2" находиться возле Кабо-Верде не мог, так как в тот момент он стоял в одном из ангольских портов. Солгал ли капитан Arctic Sea кораблю ВМФ России под угрозами со стороны захватчиков или сделал это по каким-то другим причинам, объявлено не было. Определенную ясность в дело о захвате судна могла внести идентификация личности пиратов. Однако после того, как стало известно, что все они жители относительно благополучных прибалтийских государств, вопросов только прибавилось. Всего в захвате сухогруза подозреваются восемь человек: один гражданин Эстонии, один гражданин Латвии, два гражданина России и четверо так называемых лиц без гражданства. Шестеро из них жили в одном из районов Таллина Ласнамяэ, заселенного преимущественно русскоязычным населением. Двое других предполагаемых пиратов проживали в Латвии. Своим родным и близким некоторые из обвиняемые в захвате судна объяснили свой отъезд тем, что у них появилась возможность неплохо заработать за рубежом. После же задержания они заявили, что являются экологами, чей корабль потерпел крушение. Сейчас все они находятся под стражей: такую меру пресечения для них избрал Басманный районный суд Москвы. В ближайшее время подозреваемым будут предъявлены официальные обвинения. Стоит отметить, что один из задержанных Андрей Лунев в прошлом сам побывал в плену у сомалийских пиратов. Кроме этого, большинство из задержанных ранее также привлекались к уголовной ответственности. При этом родственники некоторых из них настаивают на том, чтобы судебный процесс проходил в Евросоюзе, так как само преступление произошло в водах ЕС. В ближайшее время подозреваемым в захвате Arctic Sea будут предъявлены официальные обвинения. По российскому законодательству (по международной конвенции, суд над подозреваемыми в пиратстве входит в компетенцию страны, которая провела арест), им грозит до 20 лет лишения свободы. Многие эксперты отмечали, что принимаемые в отношении освобожденных российских моряков меры не совсем логичны. 11 членов экипажа вместе с предполагаемыми захватчиками были 20 августа доставлены в Москву. Однако никому из них до сих пор не дали встретиться с родными. При этом связь с прибывшими в столицу моряками была налажена только спустя несколько дней. До этого они даже не звонили домой. Четверо других членов экипажа во главе с капитаном остались на Arctic Sea, на борту которого следуют в Новороссийск, где сухогруз и обыщут самым тщательным образом. Аналитики полагают, что, возможно, подобные действия объясняются тем, что следствие пытается установить, не был ли кто-нибудь из членов экипажа в сговоре с захватчиками. Ведь пираты были очень хорошо подготовлены к захвату судна: знали о маршруте его передвижения, количестве находившихся на борту людей и стоимости как самого сухогруза, так и находившегося на его борту товара.
whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
Прошло уже десять дней с момента освобождения сухогруза Arctic Sea. Однако история его захвата приобретает все новые подробности. Главная тайна заключается в том, что именно транспортировало на своем борту судно, что заставило выходцев из благополучных стран попробовать себя в "благородном" пиратском ремесле.

Тайна захвата

Именно перевозимый Arctic Sea груз (а вернее предположения о нем) и вызвали наибольшую полемику в СМИ. Сразу после объявления о пропаже судна стала появляться информация о том, что сухогруз мог на самом деле перевозить наркотики, оружие и ядерные материалы (нашлись даже свидетели, утверждавшие, что видели людей со счетчиками Гейгера, исследовавших Arctic Sea в финском порту). Главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко резюмировал все эти предположения, заявив, что это "могло быть что-то очень секретное". Вероятность того, что захваченный сухогруз мог перевозить не только древесину, но и что-то еще, подтвердил в интервью "Российской газете" глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин. Именно для того, чтобы иметь возможность тщательно обыскать судно, 26 августа оно было арестовано по ходатайству СКП. Версий о возможных похитителях в прессе появилось тоже более чем достаточно. 18 августа британское издание The Daily Mail представило информацию о том, что на самом деле причастными к захвату могут оказаться российские спецслужбы. По данным газеты, это было сделано после того, как западные спецслужбы узнали, что на борту судна может находиться секретный груз. Предположительно, Россия везла на сухогрузе контрабанду в виде ядерного оборудования. Именно во избежание его попадания в чужие руки российская сторона и инсценировала захват Arctic Sea. Эта версия, впрочем, выглядит не очень правдоподобной. Крайне сомнительно, что такой груз мог отправиться в путь, сопровождаемый лишь 15-ю не прошедшими специальную подготовку моряками. Да и действия российской стороны, поднявшей такую шумиху, не выглядят вполне логичными. Вскоре "Московский комсомолец" написал, что за этим стояли спецслужбы одной из стран Евросоюза, а на борту сухогруза находилось контрабандное оружие. При этом указывалось на то, что захватчики могли и сами не знать, что именно они похищают - им просто заплатили деньги за то, чтобы доставить судно в указанное место. А после провала операции заказчики и похитители прибегли к тактике "я тебя не знаю и ты меня не знаешь". В пользу этой теории говорил тот факт, что захватившие Arctic Sea подошли к нему на легкомоторной лодке. Учитывая то место, где произошел захват, можно сделать вывод, что отправиться в путь они могли с территории Швеции. При этом издание рассказывало о том, что в операции по освобождению сухогруза был задействован даже спецназ ГРУ, помощь которого, однако, не потребовалось. В таком случае, можно предположить, что Arctic Sea перевозил на своем борту, не простые автоматы и гранаты, а что-то более существенное. Версию о перевозке оружия поддержала и Financial Times Deutschland, заявившая что осадка судна была больше, чем если бы на его борту находилась исключительно древесина. Издание сделало вывод исходя из анализа фрахтовых документов и фотографий сухогруза. Самую же красочную версию представил член совета директоров компании FarWest Владимир Филин в издании Правда.info. По его версии, судно перевозило в Иран "четыре стратегические крылатые ракеты Х-55 (без головных частей) и устройства, позволяющие закрепить их и обеспечивать воздушный запуск с боевых самолетов советского производства типа Су-24 при условии их переоборудования в качестве носителей одной крылатой ракеты". Эти ракеты могли быть использованы против Израиля, в случае ракетных ударов последнего по ядерным объектам Ирана. А ответственность на доставку оружия в Иран Москва планировала возложить на Украину, так как в 2000-2001 годах из Украины в Китай и Иран были поставлены по шесть крылатых ракет Х-55. Однако одна из западных держав, узнав об этом шаге Кремля, решила неофициально (чтобы не помешать объявленной "перезагрузке" отношений) помешать доставить опасный груз к месту назначения. Якобы для этого и была завербована группа людей, захвативших сухогруз. Сюда же привязывалось послание президента России Дмитрия Медведева своему украинскому коллеге: Москва решила, что "утечка" информации произошла из Киева, и отреагировала подобным образом. В похожем ключе высказался и бывший командующий силами обороны Эстонии адмирал Тармо Кыутс. "Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснить только то, что на борту судна находились крылатые ракеты, - сказал он. - Очевидно, что из-за наркотиков, в каком бы они ни были количестве, половина российского флота не пустилась бы в погоню за Arctic Sea по указу президента". На это заявление достаточно резко отреагировал постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин: "Такого рода фантазии морехода из Эстонии вызывают гомерический хохот. Зачем нужно было городить такой огород, чтобы везти что-то запрещенное через Балтийское море, затем пересекать Ла-Манш, идти через Бискайский залив, Атлантику, вплоть до африканского берега? Это, как говорится, полный бред".

Непотерянная находка

Тем временем российские власти продолжают придерживаться своей официальной версии (об истории захвата и освобождения судна можно прочитать здесь). 25 августа МИД России объявил о том, что на самом деле Arctic Sea никогда по-настоящему и не терялся. "Конечно же, сухогруз водоизмещением свыше семи тысяч тонн никуда не терялся. Его перемещение отслеживалось, координаты поступали из нескольких источников, в том числе от наших зарубежных партнеров", - говорилось в заявлении ведомства. Также сообщалось, что в разрешении инцидента принимали участие Финляндия, Швеция и Мальта при партнерском участии по линии НАТО, а также правительство Кабо-Верде. В этот же день выяснилась еще одна любопытная подробность. В тот момент, когда "Ладный" подошел к сухогрузу, капитан последнего попытался выдать его за принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно "Чендин-2". Оно якобы направлялось из Гаваны в Сьерра-Леоне, перевозя груз пальмовых пиломатериалов. Идентифицировать Arctic Sea удалось лишь после получения ответа на направленный северокорейской стороне соответствующий запрос. Представители КНДР недвусмысленно заявили, что "Чендин-2" находиться возле Кабо-Верде не мог, так как в тот момент он стоял в одном из ангольских портов. Солгал ли капитан Arctic Sea кораблю ВМФ России под угрозами со стороны захватчиков или сделал это по каким-то другим причинам, объявлено не было. Определенную ясность в дело о захвате судна могла внести идентификация личности пиратов. Однако после того, как стало известно, что все они жители относительно благополучных прибалтийских государств, вопросов только прибавилось. Всего в захвате сухогруза подозреваются восемь человек: один гражданин Эстонии, один гражданин Латвии, два гражданина России и четверо так называемых лиц без гражданства. Шестеро из них жили в одном из районов Таллина Ласнамяэ, заселенного преимущественно русскоязычным населением. Двое других предполагаемых пиратов проживали в Латвии. Своим родным и близким некоторые из обвиняемые в захвате судна объяснили свой отъезд тем, что у них появилась возможность неплохо заработать за рубежом. После же задержания они заявили, что являются экологами, чей корабль потерпел крушение. Сейчас все они находятся под стражей: такую меру пресечения для них избрал Басманный районный суд Москвы. В ближайшее время подозреваемым будут предъявлены официальные обвинения. Стоит отметить, что один из задержанных Андрей Лунев в прошлом сам побывал в плену у сомалийских пиратов. Кроме этого, большинство из задержанных ранее также привлекались к уголовной ответственности. При этом родственники некоторых из них настаивают на том, чтобы судебный процесс проходил в Евросоюзе, так как само преступление произошло в водах ЕС. В ближайшее время подозреваемым в захвате Arctic Sea будут предъявлены официальные обвинения. По российскому законодательству (по международной конвенции, суд над подозреваемыми в пиратстве входит в компетенцию страны, которая провела арест), им грозит до 20 лет лишения свободы. Многие эксперты отмечали, что принимаемые в отношении освобожденных российских моряков меры не совсем логичны. 11 членов экипажа вместе с предполагаемыми захватчиками были 20 августа доставлены в Москву. Однако никому из них до сих пор не дали встретиться с родными. При этом связь с прибывшими в столицу моряками была налажена только спустя несколько дней. До этого они даже не звонили домой. Четверо других членов экипажа во главе с капитаном остались на Arctic Sea, на борту которого следуют в Новороссийск, где сухогруз и обыщут самым тщательным образом. Аналитики полагают, что, возможно, подобные действия объясняются тем, что следствие пытается установить, не был ли кто-нибудь из членов экипажа в сговоре с захватчиками. Ведь пираты были очень хорошо подготовлены к захвату судна: знали о маршруте его передвижения, количестве находившихся на борту людей и стоимости как самого сухогруза, так и находившегося на его борту товара.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer