Он - беглый преступник, он - великий режиссер, он - вдовец жертвы сектантов, он - счастливый семьянин. История жизни Романа Полански - это как минимум сценарий для фильма. Только финальная сцена пока не написана. Если следовать традициям европейского кино, то должно быть жирное многоточие, заставляющее задуматься. Если американского (точнее голливудского), то happy end.
Свое кино
Роман Полански никогда не был растиражированным и всем понятным режиссером. Он неспешно снимал свое кино и получал за него награды. Иногда большие, важные, значимые: в Каннах, на Берлинском, Венецианском фестивалях. А также во Франции, Великобритании и США ("Оскар", "Золотой глобус"). Но никогда не работал на потребу дня. Есть в его арсенале драмы, фильмы ужасов, триллеры. Так и в жизни режиссера - все, как в слаженном дуэте напуганной Розмари и великого Пианиста.
Преступление, за которое в Швейцарии был арестован Полански, произошло 32 года назад. Он в особо извращенной форме изнасиловал 13-летнюю девочку. Режиссер, которому тогда было 43 года, встретил Саманту Гейли (сейчас Саманту Геймер) и ее мать в ресторане 10 марта 1977 года. Фактурная фигурная юная особа понравилась режиссеру, с разрешения матери пригласившему ее дважды позировать ему для французского издания Vogue. Следствие потом отметит, что неслучайно местом действия стал голливудский дом друга режиссера Джека Николсона (он тогда находился за пределами города). Ведь там никто не помешает. Сценарий для вечера после фотосессии Полански написал уж чересчур взрослый: горячая ванна, шампанское, барбитураты…
Через две недели родители Саманты написали заявление в полицию. Сам факт интимной близости тянул лишь на одну статью - совращение малолетних. Но к этому добавились принуждение к оральному сексу и пичкание девочки наркотиками. В итоге, шесть пунктов. Полански подписался только под одним и согласился пройти психиатрическое обследование, для чего и сел в тюрьму на полтора месяца. Зная, что ему не запрещен выезд за границу, 1 февраля 1978 года он улетел в Великобританию. А оттуда - во Францию, где он - сын польских эмигрантов - появился на свет. Ведь эта страна не выдает своих граждан. К тому моменту с США его ничего не связывало - за девять лет до этого его беременная супруга Шэрон Тейт была зверски убита сектантами.
Погоня за тенью режиссера продолжалась более 30 лет. Он старательно избегал визитов в Великобританию, в другие европейские страны старался ездить инкогнито. А почуяв опасность, и вовсе отказывался от поездок. Однако в этот раз его участие в международном кинофестивале в Цюрихе было громко анонсировано - объявление висело на сайте. 26 сентября по приземлению в аэропорту, на его запястьях сомкнулись наручники.
Круги на воде
Очень интересно, что в тюрьме Полански ведет себя как обычно. По словам его адвоката, "он весел, бодр и не теряет расположения духа". В первую очередь, для Полански была важна поддержка семьи. Жена и двое детей были шокированы известием о случившемся. Его вторая супруга Эммануэль Сенье прилетела в Швейцарию сразу же. Однако режиссеру, место заключения которого не раскрывается, можно видеться с родными только час в неделю.
Журналисты со всего мира сейчас находятся в предвкушении. Никто не вешает ярлыков, не клеймит позором преступника. Все наблюдают за кругами на воде. Первым кругом можно назвать выступление в защиту Полански звезд мирового кинематографа, вторым - требовательную инициативу французских и польских министров, обратившихся к США в лице госсекретаря Хилари Клинтон. Несомненно, что будет еще не один круг. Мировые издания прогнозируют, что дело станет прецедентом. При любом раскладе.
Но при этом удивляют сообщения информационных агентств, что «режиссер заявил о том, что не хочет быть экстрадирован в США». Они, конечно, утонут в общем потоке информации, но кто и когда спрашивал у подозреваемых об их желании? Ведь у обычных смертных только есть право оспаривать запрос на экстрадицию. Кстати, у Соединенных Штатов есть два месяца на то, чтобы его сделать.
Казнить нельзя помиловать
Особенно интересно, какие параллели увидели колумнисты и прочие свободные журналисты. Самой популярной версией является прогиб швейцарцев под американцев. Причем первыми критиками этой многоактной пьесы стали именно швейцарские СМИ: сначала банк UBS выдает властям США информацию о 4450 клиентах, затем в Швейцарии с целью экстрадиции задерживают именитого режиссера…
Но это точка зрения общественно-политических изданий. А не стоит забывать, что сейчас интернет-пользователи очень активны – в блогах тысячи записей. Американец, интересующийся психологией, попытался ответить: смогут ли соотечественники принять, понять и простить Полански. Он приходит к выводу, что пожалуй не все. Особенно, указывает блоггер, это тяжело будет сделать на фоне совсем свежей истории "калифорнийского Фритцля", годами насиловавшего похищенную в 11-летнем возрасте девочку.
Другая девушка-любительница кино пересмотрела его фильмы, чтобы понять, кто на самом деле Полански в отношениях с женщинами. Там много красивых слов - об эротическом, юмористическом, но тревожном и сложном восприятии женских образов. Но потом автор заметки просит не воспринимать буквально фильмы режиссера. Ведь в них просто квинтэссенция того, что так интересно в нашем мире: сексуальное желание, доза извращения и непреодолимое притяжение к отталкивающему.
Свободу Анжеле Дэвис!
Удивительно, но эта история может быть очень полезной для режиссера. Не как для кинодеятеля. Хотя в магазинах видеопродукции может подняться спрос на его фильмы, а последней картиной - о притеснении себя любимого "Роман Полански: разыскиваемый и желанный" - заинтересуются массы.
Она может быть полезной просто как для человека. Полански, привыкший руководить процессом на съемочной площадке, три десятилетия назад потерял управление над собственной жизнью. Убегал, скрывался, отмалчивался… А теперь, как скорее всего и будет, преступление спишут. На основе показаний о неимении претензий от жертвы, при пособничестве международных организаций или звезд кинематографа, при вмешательстве политических лидеров (нужное подчеркнуть после оглашения приговора). Единственное, что не может быть формулировки "за истечением срока давности" - в США преступления на сексуальной почве не прощают. А между тем, Полански получит свободу действий. Не протест, а призыв, не убегать, а бежать… Такой вот поворот сюжета!
Он - беглый преступник, он - великий режиссер, он - вдовец жертвы сектантов, он - счастливый семьянин. История жизни Романа Полански - это как минимум сценарий для фильма. Только финальная сцена пока не написана. Если следовать традициям европейского кино, то должно быть жирное многоточие, заставляющее задуматься. Если американского (точнее голливудского), то happy end.