"Шприцы вытаскивали отсюда мешками", - с этих слов начинается беседа со сторожем кладбища в центре Астаны. "Здесь была самая настоящая ночлежка для бомжей", - продолжает Смагул ага. Выглядываю из окна дома смотрителя. Вокруг каменные надгробия. Сложно представить, что когда-то здесь была совсем иная картина. По сути, в центре Астаны, вблизи оживленных улиц, на кладбище абсолютная тишина. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов записали истории о возможном объекте будущей сакральной карты Астаны, который местные жители стараются обходить стороной.
"Шприцы вытаскивали отсюда мешками", - с этих слов начинается беседа со сторожем кладбища в центре Астаны. "Здесь была самая настоящая ночлежка для бомжей", - продолжает Смагул ага. Выглядываю из окна дома смотрителя. Вокруг каменные надгробия. Сложно представить, что когда-то здесь была совсем иная картина. По сути, в центре Астаны, вблизи оживленных улиц, на кладбище абсолютная тишина. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов записали истории о возможном объекте будущей сакральной карты Астаны, который местные жители стараются обходить стороной.
Каменные заборы и массивная железная дверь. На звонок в домофон отвечает мужской голос. Сразу приглашает войти в дом. "Холодно на улице, простудитесь".
78-летний Смагул ага уже более десяти лет работает смотрителем кладбища "Караоткель". Переехал в Астану 12 лет назад в поисках работы для себя и своих детей.
"Как-то проходил мимо этого кладбища, решил зайти, прочитать молитву. Увидел здесь пожилого сторожа. Поинтересовался, не нужен ли здесь помощник. Так и разговорились. По словам сторожа, в силу возраста ему сложно следить за кладбищем и ночевать один не может здесь. "В день по четыре часа посижу и ухожу. Из-за этого жалобы на меня поступают, что меня нет на месте. Хочу это дело оставить. Если хочешь вместо меня устроиться сюда, приходи завтра в 11 часов", - сказал он мне. Я пришел на следующий день. Меня встретили двое мужчин, как я понял, они отвечали в то время за это кладбище. Дальше повезли на встречу в общественное объединение аксакалов города. По итогам собеседования с комиссией меня приняли на работу", - говорит Смагул ага.
Работая на полставки с окладом в 13 тысяч тенге, сторож принялся подручными средствами облагораживать кладбище. По словам Смагул ага, сложнее всего было с бомжами, которые устроили тут настоящую ночлежку.
"Не хотели уходить, пытались меня запугать. Клеенку натянут и спят здесь. Женщин приводили, распивали алкоголь. Бывает, придут в 2 часа ночи и начинают сильно стучать в дверь, ругаться. Уже после этого и сна никакого нет ни в одном глазу, до утра сидишь. Или как-то раз прям перед входом на кладбище оставили мертвое тело. Делали все, чтобы я уехал отсюда. Но мы же не дети, вытерпели все. Тем более, работа здесь - это сауап", - добавил сторож.
По словам смотрителя, в процессе облагораживания с территории кладбища мешками выносили шприцы, старую одежду и пустые бутылки. Смагул ага отметил, что много людей помогали привести кладбище в порядок, но один поступок запомнился ему больше всего.
"В 2012 году на кладбище пришел мужчина с родственником. Ингуши. Оказывается, здесь похоронены около 20-25 ингушей, среди которых есть отец, дед и дяди этого человека. Он увидел, как здесь спят бомжи, бродячие собаки бегают, трава заросшая. Помню, он тогда сказал своему братишке, что переведет деньги на строительство ограждения, но тут же подчеркнул, что нужно все сделать на совесть. И спустя время он перевел сумму, и мы построили ограждения, залили бетоном тропинки.
Также установили крытую беседку, чтобы людям было удобно здесь молитвы читать.
"Даже камеры наблюдения с монитором установили, чтобы я мог следить за всей территорией", - добавляет Смагул ага.
"А сейчас встречаете ли на кладбище бомжей или пьяниц?" - уточняю у сторожа. "Есть, конечно, такие, кто захаживает сюда, чтобы выпить или покурить чего. Я таким людям сначала стараюсь объяснить значимость этого места. Если не понимают, тогда вызываю патрульных", - ответил Смагул ага.
Территория кладбища занимает 16 гектаров. Чтобы его обойти полностью, понадобится не один час времени. Оценить масштаб лучше всего с верхней точки одного из близлежащих жилых комплексов.
"Местные жители говорят, что возле кладбища полтергейст, видели призраков. Вы как сами считаете, это правда или вымысел?" - интересуюсь у сторожа.
"Да, были разговоры о сверхъестественном. Но ничего подобного здесь нет. Слышал еще о чуме, но подтвердить или опровергнуть не могу. Кто его знает, что на самом деле было. Ведь кладбище раньше находилось на окраине. Чтобы сюда добраться, людям приходилось долго идти или ехать. Это сейчас оно в центре города", - добавил смотритель.
В 1962 году на кладбище было совершено последнее захоронение, после чего "Караоткель" закрыли.
"Кладбищу пять веков. Первый камень, который сохранился здесь, датируется 1609 годом. Но многие старожилы города утверждают, что возраст некрополя гораздо больше. Раньше ведь не было возможностей ставить камни. Ставили деревянные таблички, были пожары, дожди, все смылось. Много камней уже под землей, из-за тяжести провалились. Может, даже есть несколько слоев могил. Из десяти тысяч погребенных только 2 200 надгробий сохранились", - рассказал смотритель.
По словам Смагул ага, кладбище "Караоткель" - мусульманское. Здесь похоронены татары, уйгуры, азербайджанцы, чеченцы, ингуши, кыргызы, узбеки, арабы, есть представители всех трех казахских жузов.
"Из 2 200 надгробий 360 имен подписаны на кириллице. Остальное - на персидском, арабском. Приходили сюда как-то ученые, зафиксировали надписи на надгробных стелах. Обещают перевести и сделать список. А то не знаем многих имен погребенных", - отметил сторож.
В 2013 году ученые из Астаны сделали сенсационное заявление по поводу кладбища "Караоткель". По словам членов объединения "Жас азамат", надпись на одном из надгробий гласит, что это место - братская могила 250 сарбазов хана Кенесары.
Эта надгробную стелу показал нам и Смагул ага.
"Именно здесь велись активные бои казахского хана. Ночью местные жители собрались и похоронили воинов. Камень подписали на арабском, так как если бы на кириллице подписали бы, то давно бы могилу вскопали", - добавил смотритель.
"Говорят, что здесь похоронены два арабских шейха. Сейчас эта информация проверяется учеными", - добавил сторож.
По словам Смагул ага, "Караоткель" - это не просто кладбище, а историческая ценность города.
"Приходили недавно сюда, говорили, что включат в список исторических мест города", - отметил он.
В августе 2017 года городским акиматом было предложено включить мусульманское кладбище в список сакральных мест Астаны. Согласно некоторым легендам, на "Караоткеле" могут быть похоронены сын хана Тауке Самеке, старший султан Акмолы Кудаймендин, воины батыров Богенбая, Кабанбая, Амангельды Иманова, купец Косшыгулов.
"Раньше, когда я только устроился сюда, много приходили почтить предков, молитвы читали. Сейчас очень редко. В 9 часов утра открываю двери на кладбище, в 18.00 часов вечера закрываю. За неделю, может, один раз кто-нибудь да придет. Иногда просят прочитать Коран. Но нельзя возмущаться, что не приходят. У каждого из нас свои дела, работа", - рассказал он.
"Я сам из рода Кожа (род, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама). Молитвы знаю, мой отец меня научил, его дед мой научил. Вы знаете, как у нас, у кожалар. Если будет нужно, я должен отдать своих сыновей для миссионерства. То, что десять лет назад я оказался у этого кладбища и остался здесь, тоже не просто так".
Хоть Смагул ага человек не суеверный, но в одну вещь "Караоткеля" он все же верит.
"Приходили мужчины молодые. Говорили, что болеют, но врачи не могли им поставить какой-либо диагноз. Я советовал им, чтобы они про себя говорили свои желания и посидели здесь в тишине. Спустя время эти мужчины приходили снова и говорили, что излечились", - сказал смотритель.
Несколько лет назад в Астане предложили снести кладбище. Тогда общественность выступила против. Были против и планируемых раскопок могилы воинов Кенесеры хана. Известные деятели мотивировали это тем, что не стоит тревожить останки предков.
Смагул ага относится к вопросу сноса максимально просто.
"Неужели нельзя в городе найти другие 16 гектаров земли?!" - говорит смотритель и закрывает за нами дверь.