Турецкая компания "Элит класс", работавшая с несколькими казахстанскими туроператорами, признала себя банкротом. Из-за этого люди не смогли вовремя заселиться в отели. На помощь казахстанцам пришли представители дипмиссии, которые нашли средства для оплаты отдыха. Стоит припомнить скандал, произошедший в 2014 году, когда тысяча казахстанцев не смогли вылететь из Турции домой и более трех тысяч не смогли отправиться в отпуск. Тогда самый крупный казахстанский туроператор "Гульнар Тур" не смог выполнить свои обязательства. Корреспондент Tengrinews.kz совместно с партнером Sayat Zholshy & Partners Амиром Бегдесеновым разъясняют, как защитить путешественников от краха туристических компаний.
Турецкая компания "Элит класс", работавшая с несколькими казахстанскими туроператорами, признала себя банкротом. Из-за этого люди не смогли вовремя заселиться в отели. На помощь казахстанцам пришли представители дипмиссии, которые нашли средства для оплаты отдыха. Стоит припомнить скандал, произошедший в 2014 году, когда тысяча казахстанцев не смогли вылететь из Турции домой и более трех тысяч не смогли отправиться в отпуск. Тогда самый крупный казахстанский туроператор "Гульнар Тур" не смог выполнить свои обязательства. Корреспондент Tengrinews.kz совместно с партнером Sayat Zholshy & Partners Амиром Бегдесеновым разъясняют, как защитить путешественников от краха туристических компаний.
Скорее всего, речь будет идти о несостоятельности той или иной цепочки контрагентов, стоящих между туристом и конечным услугодателем. Как результат - турист не получает ту или иную услугу. Финансовые проблемы могут быть у наших туроператоров, авиакомпаний, турецкого туроператора, либо у самой гостиницы.
Рекомендуется следующее:
- всем пострадавшим держаться вместе. Массовые проблемы гораздо легче решать, чем единичные;
- во всех случаях туристам надо связываться с тем лицом, с кем был заключен договор;
- обратиться в дипломатическое представительство Казахстана за рубежом;
- фиксировать документально все обстоятельства (отказ в оказании услуг по той или иной причине, смена условий и так далее), понесенные расходы (к примеру, если турист на месте оплатил гостиницу, надо требовать фискальные документы для последующего использования в Казахстане), переписку (email, WhatsApp и т. д.);
- при первой возможности написать письменную претензию (требование) к лицу, с кем был заключен договор на туристское обслуживание.
Если банкротом стало не лицо, с кем турист заключил непосредственно договор, то есть шансы получить возмещение. В таком случае все претензии (например, в случае необходимости оплаты гостиницы на месте) турист может предъявить по заключенному договору - тогда деньги будут возвращены туроператором/турагентом. Последние же уже сами будут озадачиваться вопросом возвращения денег со своих контрагентов. В части банкротства контрагента есть следующие рекомендации:
- после возбуждения дела о банкротстве (но до вынесения судом решения) предъявить (и доказать) требования временному управляющему (назначается определением суда);
- после принятия решения по делу о банкротстве предъявить требования банкротному управляющему.
Сам процесс юридического банкротства очень долгий и делится на несколько стадий (подача заявления о банкротстве в суд, возбуждение дела, рассмотрение судом дела о банкротстве, сама процедура банкротства и другое). Не юристы данным термином называют просто невозможность выполнять свои денежные обязательства - а это судом не устанавливается.
Соответственно, если та или иная фирма не может выполнять свои обязательства по договору с туристом, данному туристу надо незамедлительно направить письменную (и потом судебную) претензию данному турагенту/туроператору, чтобы была возможность получить какие-то деньги до начала процедуры банкротства. Если же такая процедура все же началась, то:
- после возбуждения дела о банкротстве (но до вынесения судом решения) предъявить (и доказать) требования временному управляющему (назначается определением суда);
- после принятия решения по делу о банкротстве предъявить требования банкротному управляющему.
Туристские услуги могут быть оказаны как туроператором, так и турагентом. Разница между ними в том, что турагент реализует туристский продукт, сформированный туроператором. То есть если турагент утверждает, что у него имеется прямой договор с гостиницей, то этот турагент нарушает законодательство.
Оказание туристских услуг осуществляется на основании договора на туристское обслуживание. Его условия должны соответствовать приказу министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 81 "Об утверждении типового договора на туристское обслуживание".
Как правило, имеется следующая цепочка лиц, задействованных в процесс оказания услуг туристу:
1) казахстанский турагент;
2) казахстанский туроператор;
3) авиакомпания (имеет договор с казахстанским туроператором);
4) иностранный туроператор (имеет договор с казахстанским туроператором);
5) гостиница (имеет договор с иностранным туроператором).
Отсутствие договора у определенного лица влечет невозможность предъявления претензий к тому или иному лицу. Так, казахстанский туроператор не может предъявить претензии к гостинице, услуги которой оплачиваются иностранным туроператором. Соответственно, если такой иностранный оператор услуги гостиницы не оплатил, наш туроператор не сможет предъявить какие-то претензии гостинице.
Есть следующие источники проверки надежности туроператора/турагента:
- как давно осуществляется деятельность (больше доверия компаниям, которые дольше присутствуют на рынке);
- наличие всех требуемых документов: лицензия для туроператора и уведомление о начале деятельности для турагента (наличие данных документов у предпринимателя можно проверить на сайте путем ввода БИН или ИИН интересующего лица), действующий договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности;
- размер уплаченных налогов в бюджет на сайте КГД МФ РК (это позволяет косвенно определить оборот компании);
- наличие позитивных/негативных отзывов в поисковиках о самом туроператоре/турагенте или его сотрудниках (или владельцах). Так, были случаи, когда недобросовестные предприниматели закрывали одни компании и открывали новые с другим наименованием;
- контрагенты (к примеру, с каким туроператором работает тургагент, в какие гостиницы размещает и так далее);
- офис (расположение, обстановка и так далее).
После оплаты услуг и подтверждения наличия мест в гостинице туристу выдаются:
- документы об оплате (фискальный чек и приходно-кассовый ордер);
- туристский ваучер (он подтверждает право туриста на услуги, входящие в состав тура);
- авиабилет.
На всякий случай некоторые советуют позвонить в отель и удостовериться в брони и оплате. Для такого популярного направления, как Турция, есть сайт, где можно напрямую задать вопросы о бронировании представителям отеля - для таких целей у них имеются русскоязычные менеджеры.