Алексей Ракша и исследования об особенностях рождаемости: Казахстану пора думать о будущих детях

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Люди на фестивале, ребёнок сидит на плечах у отца Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Казахстан и Центральная Азия в ближайшем будущем получат такое количество рабочей силы, которого никогда ещё не видели — благодаря высокой рождаемости. Но чтобы эта сила была действительно рабочей, а не деструктивной, всем странам критически важно уже сейчас позаботиться о будущем поколении. Так говорится в недавнем исследовании о демографии в Центральной Азии.

ПОДЕЛИТЬСЯ
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Исследователи (отчёт UNICEF "Поколение 2050 в Центральной Азии") прогнозируют рост населения Центральной Азии до 114 миллионов к 2050 году (с нынешних 80 миллионов): Казахстан — плюс 5,7 миллиона (или плюс 27 процентов), самый быстрый рост ожидается в Таджикистане (до 15,6 миллиона или больше чем на 45 процентов).
  • Это может принести странам бонусы, но при условии, что будут сделаны инвестиции в детей и молодёжь, образование, здравоохранение и питание, соцзащиту семей, программы занятости, а также — обеспечен доступ к воде, санитарии и безопасной городской среде, считают эксперты.
  • Тогда как высокая рождаемость без инвестиций несёт риски: безработица, нестабильность. Так, например, в Таджикистане рост экономики отстаёт от демографии.
  • Казахстан, несмотря на неплохие показатели по рождаемости, имеет самое "взрослое" население среди соседей (медианный возраст 29,7, а к 2050 году составит 32 года). Это говорит о том, что страна приближается к постдивидендному периоду и должна готовиться к старению населения.
  • По прогнозам, к 2050 году вырастет доля пожилых иждивенцев.
  • Алексей Ракша, известный демограф, в свою очередь, сравнивает Казахстан не с государствами Центральной Азии, а с другими странами и отмечает медленное старение нашего населения на фоне России, Европы и Восточной Азии.
  • Он также сомневается в достоверности зафиксированного в первом квартале этого года падения рождаемости в Казахстане на 16 процентов, о котором сообщалось в СМИ.
  • Но он тоже считает, что если страна хочет иметь молодое и трудоспособное население, уже сейчас нужно принимать меры, причём эффективные, а не популярные, но бесполезные.

Казахстан в этом отчёте стоит особняком, это самая взрослая (по среднему возрасту жителей) страна региона, у которой закрывается окно демографических дивидендов. 

Что это за дивиденды, почему высокая рождаемость может быть как полезной, так и вредной для страны и что Казахстану нужно делать уже сейчас, чтобы сохранить своё молодое и трудоспособное население? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент Tengrinews.kz ознакомилась с результатами отчёта о народонаселении ЦА и поговорила с известным демографом Алексеем Ракшой.

Чем полезна и чем опасна высокая рождаемость?

У Центральной Азии есть уникальная возможность в ближайшие 25 лет повысить уровень своей экономики за счёт большого количества молодого населения: более половины жителей в наших странах — это люди младше 30 лет. Об этом говорится в новом отчёте UNICEF (ЮНИСЕФ, Детский фонд ООН) "Поколение-2050 в Центральной Азии".

Население региона к 2050 году достигнет 114 миллионов жителей, сейчас нас 80 миллионов, в 1950 году было всего 17,5 миллиона человек.

При этом население Казахстана через 25 лет, по прогнозам, увеличится на 5,7 миллиона, или на 27 процентов.

Но самый быстрый демографический рост ожидается в Таджикистане. Сейчас там 10,8 миллиона жителей, и ожидается, что к середине XXI века их будет 15,6 миллиона, то есть больше на 45 процентов.

В Узбекистане, который уже является самым густонаселённым государством в регионе, население вырастет на 40 процентов. В Кыргызстане и Туркменистане — примерно на треть.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Описывая такой высокий прирост, авторы отчёта указывают, что страны могут иметь от этого большие экономические дивиденды. Что это значит? То есть, например, получат большое количество рабочей силы.

Однако эти выгоды не автоматические: чтобы молодое население превратилось в будущем действительно в рабочую, а не деструктивную силу, нужно вкладываться в его развитие и создание подходящих жизненных условий.

В противном случае, считают исследователи, большое количество молодёжи может стать риском.

Например, в Таджикистане, где экономический рост не успевает за ростом рождаемости, эксперты уже много лет предупреждают: высокая доля молодого населения — это высокий уровень тестостерона в обществе. А традиционно такие "молодые общества" выплёскивали свою энергию в завоевательных войнах, колониальной экспансии и так далее.

Если такой возможности нет, это может спровоцировать внутреннюю нестабильность или деградацию государственной системы.

Отчасти эти риски актуальны и для других стран.

Чтобы минимизировать их, исследователи UNICEF рекомендуют странам Центральной Азии уже сейчас серьёзно инвестировать в инфраструктуру, которая сможет в ближайшем будущем принять такое большое количество молодой рабочей силы, а для этого следует: 

  • обеспечить доступ к качественному образованию с самого раннего возраста;
  • обеспечить доступ к современной медицине и здоровому питанию для детей и подростков;
  • создать систему социальной защиты, поддерживающую семьи;
  • разработать программы занятости и обучения для молодёжи, включая девушек и молодых женщин;
  • позаботиться о расширении доступа к воде, санитарии и безопасной городской среде.

"Центральная Азия вступает в исторический демографический момент, но без срочных инвестиций в детей и молодёжь регион рискует упустить уникальную возможность для экономического роста и социального прогресса", — заявила Регина де Доминичис, региональный директор UNICEF по Европе и Центральной Азии в пресс-релизе, посвящённом выходу этого аналитического отчёта.

Стоит также иметь в виду, что это преимущество наших стран не будет долгосрочным.

К 2050 году, по прогнозам экспертов, доля иждивенцев пожилого возраста значительно возрастёт, достигнув 22,4 в Казахстане, 15,5 в Кыргызстане, 12,2 в Таджикистане, 16,3 в Туркменистане и 16,5 в Узбекистане.

В то время как доля иждивенцев-детей продолжит умеренно снижаться (например, до 40,1 в Казахстане). Это постепенно приведёт к росту общего коэффициента иждивенчества: до 62,5 в Казахстане, 53,9 в Кыргызстане, 54,8 в Таджикистане, 50,9 в Туркменистане и 58,9 в Узбекистане.

Справка: коэффициент иждивенчества — это демографический показатель, показывающий нагрузку на экономически активное население. Он рассчитывается как отношение числа людей, не участвующих в производстве экономических благ (обычно дети до 15 лет и люди старше 64 лет), к числу людей трудоспособного возраста. Показатель применяется для оценки устойчивости пенсионных и социальных систем, прогнозирования бюджетной нагрузки, потребности в трудовых мигрантах и планирования экономической политики.

Окно возможностей в Казахстане закрывается?

Казахстан в этом отчёте стоит особняком: медианный возраст в стране составляет 29,7 года, и это самое зрелое население в регионе. Например, в Таджикистане медианный возраст — 22,2 года, в Кыргызстане — 25,4, в Узбекистане — 27.

К 2050 году медианный возраст казахстанцев составит 32 года, а соседи к тому моменту ещё не перейдут 30-летний рубеж.

Справка: медианный возраст — это демографический показатель, который обозначает возраст, делящий население страны пополам: 50 процентов людей моложе этого значения и 50 процентов старше. Он отражает общую "возрастную структуру" общества и используется для анализа демографического старения, оценки будущей нагрузки на социальные и пенсионные системы, моделирования потребностей рынка труда и стратегического планирования в экономике, образовании и здравоохранении.

Описывая возможные демографические выгоды от такой структуры населения в странах Центральной Азии, авторы отчёта упоминают Казахстан сразу в двух категориях:

  • Первая — "страны позднего периода получения дивидендов" — Казахстан сейчас находится в этой категории. Страна приближается к закрытию своего первого окна демографических дивидендов. Она выиграла от снижения рождаемости поколение назад (около 1995 года) и теперь имеет большие группы людей трудоспособного возраста. Для поддержания достигнутых успехов необходимо инвестировать в экономическую производительность и инновации — чтобы справиться с надвигающимся сдвигом к старению.
  • Вторая — "страны постдивидендного периода" — это государства, для которых характерны рождаемость ниже уровня воспроизводства и рост численности пожилого населения — что приводит к уменьшению количества рабочей силы. Казахстан, судя по прогнозам, первым в регионе вступит в эту категорию.

Фото: акимат Алматинской области

Этот этап требует от страны вкладываться в уход за пожилыми людьми, активное старение и вовлекать в работу пенсионеров.

В упомянутом отчёте сказано, что пока ни одна страна Центральной Азии не достигла этого этапа, но тенденции в Казахстане указывают на то, что нужно начинать готовиться к этому переходу, а это можно сделать только при помощи дальновидной социальной и экономической политики.

Впрочем, эти не совсем радужные демографические прогнозы для нашей страны актуальны именно в контексте Центральной Азии.

Если сравнивать нашу страну с общемировыми трендами, ситуация выглядит гораздо оптимистичнее. Так, известный российский демограф Алексей Ракша нередко выделяет Казахстан на фоне других стран — России, государств Европы и Восточной Азии.

В недавнем интервью Юрию Дудю эксперт особенно отметил Казахстан, назвав его страной, где медианный возраст растёт медленнее всего. Это значит, что население не стареет быстро и доля молодёжи остаётся высокой.

"Казахстан — продолжительность жизни повыше, чем в России, это смертность ниже, а рождаемость до сих пор пока ещё высокая. Выше, чем 2,1. Уровень жизни поднялся, а традиции остались", — сказал он на YouTube-канале "вДудь" в начале ноября. И подчеркнул, что особенно высокая рождаемость заметна в западных и южных регионах страны.

"Актау, Шымкент — вот там это видно особенно. Кругом одни дети. По потолку дети бегают, везде дети. Всё в детях".

Однако недавно появилась информация, что в первом квартале 2025 года был зафиксирован рекордный спад числа новорождённых в Казахстане — на 16 процентов меньше, чем годом ранее. В Казахстане такое снижение называют стремительным падением — это минимум с 2014 года.

Сам Ракша, к которому Tengrinews.kz обратился за комментарием, сомневается в точности такой статистики:

"Падение населения в Казахстане идёт с 2022 года, но в 2025-м скорость спада слишком большая, чтобы не усомниться в качестве и достоверности официальной статистики. Скорее, в системе сбора данных что-то существенно изменилось или поломалось. В мирное время, без катаклизмов, такой быстрый спад маловероятен".


Цитата с изображением
Алексей Ракша,
демограф

По его словам, пока Казахстану удаётся абсорбировать (другими словами — переваривать) большой приток молодых работников на рынок труда, что будет дальше — зависит от ситуации внутри страны.

Напомним, рост рождаемости в республике шёл с 2000 по 2021 год и замедлился в 2022-м.

Как её повысить? По словам Ракши, в условиях Казахстана не сработают такие меры, как выплаты за первых детей и попытки стимулировать людей раньше вступать в брак и раньше рожать.

Вот как демограф оценивает разные способы увеличить рождаемость и их эффективность:

"Ограничение выплат только бедным не стимулирует рождаемость, а называется борьбой с бедностью, то есть не демографической, а социальной политикой. Одни и те же суммы, выплаченные разом или растянутые на несколько лет в виде ежемесячных пособий, работают совершенно по-разному: крупные разовые выплаты хорошо стимулируют рождаемость, начиная со второго ребёнка, а те же самые суммы, "размазанные" ежемесячными выплатами на несколько лет, работают намного слабее или вообще не работают".

Особо в комментарии редакции Ракша обращает внимание на то, что любые виды ограничений и запретов (в том числе на аборты, чайлдфри, как это сделали в России, в том числе запретив пропаганду отказа от деторождения) никак не помогают в решении вопросов народонаселения.

Попытки воздействовать на людей с помощью продвижения традиционных семейных ценностей эксперт также считает бесполезными.

Речь обо всех этих способах стимулировать рождаемость зашла потому, что в сентябре 2025 года Министерство труда и социальной защиты населения РК ввело новую модель, по которой будут оцениваться семьи: это 23 социально-демографических и экономических критерия (доход, имущество, транспорт, кредиты, здоровье, иждивенцы и другие).

Затем семьи будут распределяться по шести категориям — от крайней нуждаемости до высокого благосостояния. Те, кто набирает наивысшую категорию (например, имеют ≥ 2 квартиры, ≥ 2 авто, зарегистрированное юрлицо и доход на человека выше четырёх прожиточных минимумов — свыше 220 000 тенге в месяц в 2025 году), будут исключены из получателей соцподдержки (школьное питание, жилищная помощь, студенческие общежития и прочее).

В 2025-м году Министерство труда также установило следующие размеры пособий:

  • При рождении ребёнка — 149 416 тенге (≈ 38 МРП) для первого–третьего ребёнка и 247 716 тенге (≈ 63 МРП) — для четвёртого и последующих.
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 года для неработающих родителей составляет: 22 648 тенге — на первенца, 26 777 — на второго ребёнка, 30 866 — на третьего и 34 995 — на четвёртого и последующих.
  • Работающие родители при участии в системе ОСМС получают выплаты из Государственного фонда соцстрахования:
    • единоразово — за отпуск по беременности и родам (средний размер — ~1 457 321 тенге за 2025 год),
    • а после в течение полутора лет — ежемесячную выплату в размере 40 процентов от среднемесячного дохода за последние два года на каждого ребёнка.
Об исследовании: исследование, о котором идёт речь, в оригинале называется Generation 2050 in Central Asia ("Поколение-2050 в Центральной Азии", промежуточный региональный отчёт) и включает 104 страницы. Оно было представлено 7 ноября 2025 года. Авторы: Edward Dyson, Aaron Bermange, Dennis Aliga, Nana Agyeman, Ankita Srivastava, Linda Karani, Tomas Lievens. Подготовлено при поддержке UNICEF (ЮНИСЕФ, Детский фонд ООН). 
Об эксперте: Алексей Ракша — российский демограф и статистик, независимый эксперт в области демографии и социально-экономической аналитики. Ранее работал в Росстате, известен своими исследованиями и публичными комментариями о рождаемости, смертности и миграции в России.

Читайте также:

Какие регионы Казахстана теряют жителей, а какие растут быстрее всех

Почему женщин в Казахстане больше, чем мужчин, и живут они дольше

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 500.6  course up  583.17  course up  6.51  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 4
Астана -3
Актау 1
Актобе -2
Атырау 1
Б
Балхаш -4
Ж
Жезказган -2
К
Караганда -1
Кокшетау -1
Костанай -2
Кызылорда -1
П
Павлодар 0
Петропавловск 0
С
Семей 2
Т
Талдыкорган 5
Тараз 5
Туркестан -1
У
Уральск -1
Усть-Каменогорск 6
Ш
Шымкент -6

 

Редакция Реклама
Социальные сети