ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
15 июня 2023 | 09:03

Асель Караулова: Проект Kazakhstan Women`s Health изменил жизни 15 процентов наших женщин

ПОДЕЛИТЬСЯ

Забота о женском здоровье казахстанок сегодня – важная и серьезная проблема. Врачи бьют тревогу, призывая обратить внимание женщин на необходимость заботиться о репродуктивном здоровье, планировать семью и стремиться больше знать о себе и своем теле. Эксперт по коммуникациям, президент Казахстанского пресс-клуба и председатель попечительского совета премии "Ак Мерген" Асель Караулова рассказала о личном опыте в этой сфере и о том, почему для здоровья нации сегодня важны грамотные коммуникации и информирование через социальные сети.


Иконка комментария блок соц сети

Забота о женском здоровье казахстанок сегодня – важная и серьезная проблема. Врачи бьют тревогу, призывая обратить внимание женщин на необходимость заботиться о репродуктивном здоровье, планировать семью и стремиться больше знать о себе и своем теле. Эксперт по коммуникациям, президент Казахстанского пресс-клуба и председатель попечительского совета премии "Ак Мерген" Асель Караулова рассказала о личном опыте в этой сфере и о том, почему для здоровья нации сегодня важны грамотные коммуникации и информирование через социальные сети.

Как вы считаете, сформирована ли культура женского здоровья в нашей стране?

Опрос в сфере женского здоровья* компании Gedeon Richter KZ показал, что 71 процент женщин в Казахстане занимаются самолечением. Меня как женщину и специалиста по коммуникациям это тревожит: уровень грамотности женщин в плане репродуктивного здоровья у нас в целом низкий. Истории с самолечением, безусловно, связаны с низким уровнем осведомленности, а еще с тем, что собственное здоровье для женщины стоит на последнем месте после здоровья детей и мужа.

Во многом эта проблема решается с помощью распространения медицинской грамотности. Женщина должна с малых лет понимать: нужно регулярно, дважды в год, посещать гинеколога, и этот гинеколог должен быть постоянным, даже близким и родным, ведь это главный врач для нас. Но у казахстанок, к сожалению, чаще есть проверенный парикмахер или косметолог, чем доктор. Мой гинеколог делилась, что иногда ухоженные женщины с маникюром и ботоксом приходят к ней с термальной стадией рака – так у нас, бывает, расставляются приоритеты.

В США, где я жила прежде, ты обязан регулярно ходить к гинекологу – это часть твоей страховки так же, как тест на рак шейки матки. Профилактическая вакцинация от этого рака или ВПЧ там тоже обязательна. А ведь в Казахстане эти заболевания статистически очень часто становятся причиной смерти даже молодых женщин. Общий коэффициент заболеваемости раком шейки матки на 100 000 женщин в 2020 году составлял 18,4 процента, а в 2019 году от этого заболевания умерли 810 женщин. Все это дает мне основание утверждать, что у нас достаточно низкая культура женского здоровья, особенно в регионах.

Насколько привычки женщин следить за своим здоровьем сформированы ментальностью нашей страны?

Вновь приведу статистику, опрос* показал: на вопрос "Как вы относитесь к планированию беременности?" 36 процентов женщин ответили, что будут рожать столько, сколько даст Всевышний. Но я не хотела бы оправдывать сложившуюся ситуацию ментальностью – здесь встает вопрос качества доведения информации. Понятно, что в регионах много традиционных семей и женщин, которые много рожают. Но они должны регулярно консультироваться с врачом на предмет возможных проблем и необходимых перерывов между беременностями.

Так кто же должен заботиться о половом просвещении детей и подростков, их репродуктивном здоровье? Лежит ли ответственность на родителях, или на министерстве здравоохранения?

Я все же считаю, что это комплексная ответственность. Прежде всего она лежит на семье, и мама или другие родственницы должны такие вещи проговаривать. Но во многих семьях эти темы табуированы даже в XXI веке. И там, где недодает семья, должна прийти на помощь школа.

Министерствам образования и здравоохранения стоит вместе разработать школьную программу с учетом наших культурных, ментальных и религиозных особенностей, на казахском и русском языках. Простое, понятное донесение должно быть везде: в сельских и городских школах. Это позволит также снизить огромную разницу в просвещении между городом и селом. Понимаете, у нас сейчас происходит демографический бум, в молодых семьях много детей. Каждый третий ребенок в Казахстане рождается в многодетной семье, и это классно, но осознанно ли? Нужна большая образовательная кампания.

Женщины и девушки, в том числе в регионах, должны полагаться на работу с врачами, а не на наш пресловутый "уят". В вопросах женского здоровья нет никакого стыда, поэтому в каждой школе должен быть специальный класс для девочек, пусть отдельный, пусть приватный, пусть вместе с учителем его помогает вести врач, но он должен быть. Маленьким девочкам нужно объяснять, что такое женское здоровье и почему оно так важно. В отдельном классе им можно комфортно давать больше информации о личном здоровье, а класс по сексуальному воспитанию – также абсолютно необходимый – может быть и общим. Не существует "уята" и в вопросах здоровья взрослых казахстанцев обоих полов.

Как вы лично относитесь к своему женскому здоровью? Достаточно ли, на ваш взгляд, информации?

С самого детства со мной разговаривали дома, информации в школе было мало. Кроме того, с мамой у меня никогда не было табуированных тем. Я знаю, что многие женщины не любят ходить к гинекологу, для них это как визит к дантисту, но без этого не обойтись. Я читаю много локальной и зарубежной литературы на эту тему, часто общаюсь с врачами. И, конечно, я с детства обсуждаю эту тему со своей дочерью – запретных тем для нас нет.

Сегодня школа пока не дает достаточно информации, и я во многих смыслах скептически отношусь к нашему образованию. Для своей дочери я покупала хорошие, интересные книги на эту тему, подбирала какие-то достоверные ресурсы, и она сама все это изучила. Я считаю, что очень важно иметь со своим ребенком доверительные отношения - даже сейчас моя взрослая дочь может позвонить и что-то спросить, да и у моих продвинутых подруг ситуация похожая.

Откуда же казахстанским женщинам понять, что полученные им сведения достоверны?

Всю необходимую информацию о здоровье должен давать врач. Кроме того, у нас в стране существует множество общественных организаций, ассоциаций, а также социальных проектов для женщин, которым можно доверять. Один из таких проектов "Kazakhstan Women`s Health – с заботой о женском здоровье" был отмечен специальным призом нашей национальной премии по связям с общественностью "Ак Мерген".

Это замечательный случай, когда к образованию населения, кроме семьи и школы, подключается осознанный бизнес со своими социальными проектами и задачами, выходящими за рамки извлечения прибыли. Я много работаю с предпринимателями и вижу, что в этом вопросе бизнес играет огромную роль, особенно международный, который работает по новым стандартам. Речь о принципах ESG – системе управления компанией, при котором она вовлечена в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Подобные организации действительно вносят большой вклад в общество. Они хорошо понимают, что сегодня целевая аудитория ждет от бизнеса очень многого, в том числе и социальной ответственности. Бизнес, который зарабатывает деньги, должен не только платить налоги, но и давать людям что-то большее. Поэтому, например, фармкомпании вкладывают средства в исследования, развитие, социальную среду.

Таким образом, наше авторитетное жюри, собранное из признанных специалистов в своей сфере, выбрало одним из победителей проект, посвященный именно женскому здоровью. Проведя очень интересный социологический опрос, Gedeon Richter KZ на его основе создала коммуникационную кампанию на казахском и русском языках с крайне сильной общественной составляющей. Проект был грамотно выстроен с точки зрения коммуникации и стратегии, важным фактором был также и охват – проект был рассчитан не только на горожанок. Упор компании был на регионы, на сельских женщин, а задачей ставилось повышение их медицинской грамотности и, как результат, мотивация для регулярного посещения гинеколога.

При этом основным каналом информирования стали социальные сети?

Сегодня проектам уровня Kazakhstan Women`s Health очень важно активно использовать социальные сети, особенно для взаимодействия с молодым поколением. Благодаря включению этого коммуникационного канала проект приобретает масштабный характер на республиканском уровне. В рамках проекта велась работа с легитимными лидерами мнений – женщинами, которым действительно доверяют, а не просто популярными блогершами. В процессе работы был использован двусторонний диалог: гинекологи и психологи участвовали в проекте в качестве главных экспертов. Все это позволило не только понятно рассказать о женском здоровье, но и в комфортной форме ответить на интересовавшие аудиторию вопросы. Благодаря правильному подходу к представлению информации проект получил значительное количество просмотров "Прямых эфиров" в Instagram и Facebook, а серия образовательных мультфильмов "Просто о важном" на казахском и русском языках набрала 900 000 просмотров на YouTube. Темы были представлены системно, например, в программе "О чем стесняются спросить у гинеколога" обсуждались вопросы, связанные с абортами и экстренной контрацепцией, говорили о методах предохранения для кормящих матерей. Такие масштабы действительно помогают решить проблемы национального здоровья.

Какие результаты будут достигнуты усилиями проектов, подобных Kazakhstan Women`s Health?

В условиях общей ситуации с медицинской грамотностью в стране этот проект может быть воспринят как капля в море, но для нас он становится примером успешной практики. Я считаю, что государственным органам стоит обратить на него внимание и оказать поддержку. Для нашего государства это станет репутационной инвестицией.

Распространение подобной информации должно быть активным, чтобы достичь результатов. Например, охват аудитории Kazakhstan Women`s Health с октября 2020 года по февраль 2023 года очень велик. Он достигает миллионов просмотров, так как проект позволял активно взаимодействовать с широкой аудиторией через различные платформы, такие как YouTube, социальные сети и другие.

Кроме того, согласно опросу*, число женщин, которые посещают гинеколога не реже раза в год, в том числе благодаря проекту с 2021 по 2022 год, выросло на 14,4 процента, а также был отмечен рост в использовании контрацептивов, что говорит о повышении сознательности в вопросах планирования семьи.

Подобным проектам очень важна поддержка министерств здравоохранения, образования и информации. Необходимо объединять усилия, возможности для достижения общей цели: сокращение абортов, повышение медицинской грамотности населения и создание здоровой нации Казахстана.

*Социологический онлайн опрос проведен международным исследовательским холдингом 4Service™ и при поддержке фармацевтической компании Gedeon Richter KZ. Всего было опрошено 814 женщин в возрасте от 18 до 45 лет в 17 областных центрах Казахстана. Время проведения: лето 2022 года.

Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети