ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
23 мая 2023 | 06:53

Берлин в знаменитом Майкудуке. Как депортированные немцы основали свой поселок в Караганде

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Многие мечтали жить именно в этих домах", - рассказывает местная жительница об одном из частных секторов Караганды. Глядя на эти постройки и сам район, в это веришь с трудом. Обычные на первый взгляд дома, спрятавшиеся за высокими заборами. Но у этого места имеется печальная предыстория. Более 90 лет назад депортированных немцев привезли именно сюда и оставили прямо посреди степи, где не было ничего, кроме железной дороги. О том, как в Караганде появился немецкий поселок Берлин, - в репортаже Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

"Многие мечтали жить именно в этих домах", - рассказывает местная жительница об одном из частных секторов Караганды. Глядя на эти постройки и сам район, в это веришь с трудом. Обычные на первый взгляд дома, спрятавшиеся за высокими заборами. Но у этого места имеется печальная предыстория. Более 90 лет назад депортированных немцев привезли именно сюда и оставили прямо посреди степи, где не было ничего, кроме железной дороги. О том, как в Караганде появился немецкий поселок Берлин, - в репортаже Tengrinews.kz.

Поселок, основанный немцами, находится в одном из густонаселенных жилых массивов Караганды - Майкудуке, в районе имени Алихана Бокейхана (бывший Октябрьский район).

Это сейчас поселок находится прямо за центральной дорогой и окружен многоэтажными домами. Более 90 лет назад здесь была голая степь.

"Из воспоминаний карагандинских немцев, в ходе "предварительного раскулачивания" во время коллективизации в 1931 году из Поволжья в Караганду было вывезено 30 тысяч немцев. На сборы людям не давали времени, поэтому многие успели взять только самое необходимое", - говорится на сайте объединения немцев в Казахстане.

"Депортированных немцев оставили прямо у железной дороги, в степи. Большинство из них скончались в первую же зиму. Так как все прибывшие находились под комендатурой и не могли покидать место пребывания, обосновываться им пришлось тут же. Многих забирали в трудовую армию", - пишут на сайте.

Таким образом в Майкудуке и появилось немецкое поселение, которое позже в народе стали называть Берлин. Основная часть поселка находится прямо за многоэтажными жилыми домами, находящимися по улице Карла Маркса.

В самом частном секторе можно встретить улицы, названные в честь известных немецких политических деятелей, таких как Роза Люксембург

и Карл Либкнехт.

В немецком поселке находится католический храм - базилика святого Иосифа, который был построен в 1978 году. По некоторым данным, храм построен на месте землянки, где в свое время проходили официальные богослужения. 

По словам местных жителей, немцев в поселке уже практически не осталось. Многие из них уехали на историческую родину в Германию в 90-е годы.

Согласно открытым источникам данных в Интернете, в 1989 году в Казахстане проживало более 900 тысяч немцев. В 1999 году осталось не более 350 тысяч человек. На сегодняшний день численность населения Казахстана, по данным Бюро национальной статистики РК, составляет 19 808 430 человек, из них немцев – 1,1 процента, то есть около 217 800 человек. 

"Август, сосед мой, здесь жил, уехал в Германию в 90-е годы. Николай Швабехер на этой же улице проживал, тоже уехал. Свой дом я покупал у семьи Боссов, которые тоже покинули Казахстан и уехали в Германию. Коренных немцев здесь вы уже не встретите. В поселке нашем сейчас половина казахов, половина русских", - рассказывает владелец дома по улице Люксембург.

"Многие мечтали здесь жить, вплоть до 2000-х. Потому что дома, построенные немцами, считались самыми качественными. И самое главное, все удобства, в том числе санузлы, были внутри домов, что для того времени, 70-80-х годов, к примеру, было редкостью. Поэтому, когда немцы начали массово уезжать из Караганды и продавать свои дома в этом поселке, их быстро раскупили. Потому что знали, что такие дома очень добротные, да и в поселке самом был такой идеальный порядок", - поделилась местная жительница.

В этом сером доме, к примеру, проживала многодетная немецкая семья. По словам нынешней владелицы, здесь было очень много небольших по площади комнат, рассчитанных на большую семью.

"Как-то приезжали сюда немцы, бывшие владельцы этого дома. Заходили сюда. Поделились своими воспоминаниями о том времени, когда они сами жили здесь. Вообще, частенько сюда приезжают немцы из Германии, которые когда-то жили в этом поселке. Говорят, что все скучают по этим местам. А так многие дома уже по несколько раз перестраивали, переделывали", - отметила женщина.

По словам программного руководителя Карагандинского областного общества "Немецкий центр "Видергебурт", Ксении Риккель, немецкие дома всегда считались эталоном качества, так как были построены с учетом климатических особенностей региона.

"Дома строились так, чтобы не выходя на улицу можно было попасть сразу в баню или в чулан, сарай. На северную сторону, к примеру, старались не выводить окна, чтобы было теплее. Или же сам дом строили подальше от дороги. Таким образом в здание не попадала пыль", - рассказала специалист.

Ксения Риккель показала нам личные вещи депортированных в Карагандинскую область немцев. Эти экспонаты были переданы в дар центру и хранятся в музейном уголке.

Здесь можно увидеть предметы быта немцев,

домашнюю утварь,

книги.

"Было несколько этапов депортации немцев в Карагандинскую область начиная с 30-х годов. Людям тогда, как правило, не давали времени на сборы. Поэтому многие успевали взять с собой только ценные вещи и предметы первой необходимости", - добавила специалист центра.

На фото традиционный свадебный немецкий венок.

"Депортированные немцы приезжали сюда вот с такими деревянными сундучками. Все, что у них было в руках, могло уместиться в этот небольшой ящик. Несмотря на то что было ограничение объема вещей, люди забирали с собой книги, нотные тетради", - отметила Ксения Риккель.

Один из ценных экспонатов немецкого центра - нотная тетрадь 1855 года, которая состоит из 173 страниц.

По словам Ксении Риккель, в ее и других немецких семьях было не принято вспоминать годы депортации и репрессий. 

"Моя прабабушка говорила, что это слишком тяжелые воспоминания для них, поэтому дома эта тема была под запретом. Она рассказывала, как местные жители, казахи, помогли им выжить после депортации, что забирали к себе даже детей, чьи родители умерли по дороге сюда", - добавила она.

Дедушка Ксении Риккель был узником Карлага. Согласно воспоминаниям бабушки Ксении, мужчине удалось выйти живым из лагеря, но с подорванным здоровьем.

"Она рассказывала, что у деда после лагеря обе ноги были настолько покрыты синяками, что не было ни одного живого места там. В итоге из-за полученных травм у него развилась гангрена, из-за которой он и скончался вскоре после выхода из Карлага", - добавила она.

Подробнее о Карлаге можно прочитать здесь.

Согласно открытым источникам данных, в Карлаге в 1937 году был расстрелян первый католический священник Караганды - отец Иосиф Кельш. Именно он после депортации активно работал в немецком поселке в Майкудуке, где, несмотря на преследования, на совместные молитвы собирались верующие католики. Возможно, поэтому именно в немецком поселке и решили построить католический храм, о котором мы рассказывали выше. 

Сейчас в немецком поселке мало что напоминает о его основателях. Лишь несколько старожилов знают и помнят историю этой местности. Но, несмотря на этот факт, в народе этот поселок до сих пор называют Берлином. 

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети