Женщины кричали что-то друг другу, сносили турникеты и озвучивали свои требования, разобрать которые из-за стоящего гула было фактически невозможно. Так прошла встреча многодетных матерей с городскими властями. Корреспондент Tengrinews.kz, наблюдая за этой встречей, попытался пообщаться с отчаявшимися матерями, но понял, что в данном случае гораздо безопаснее разговаривать с не менее отчаявшимися отцами.
Женщины кричали что-то друг другу, сносили турникеты и озвучивали свои требования, разобрать которые из-за стоящего гула было фактически невозможно. Так прошла встреча многодетных матерей с городскими властями. Корреспондент Tengrinews.kz, наблюдая за этой встречей, попытался пообщаться с отчаявшимися матерями, но понял, что в данном случае гораздо безопаснее разговаривать с не менее отчаявшимися отцами.
По данным городских властей, на встречу с акимом Астаны пришли более ста многодетных матерей. А всего в столице проживают порядка 10 тысяч семей, воспитывающих четырех и более детей.
После выступления за трибуной в зале аким Бахыт Султанов лично сидел и принимал граждан.
В просторном холле концертного зала "Астана" было неспокойно.
Время от времени женщины сбивались в кружки и начинали что-то друг другу яростно доказывать.
Разговаривали громко, переходя на крик.
При виде большой очереди казалось, что Султанов здесь будет сидеть до вечера, но в какой-то момент аким ушел. Его подчиненные всех уровней продолжали принимать граждан.
Руководитель Управления строительства и жилищной политики Руслан Ахметов.
Вдруг с одной стороны ограждения, разделявшего очередь и столы, за которыми принимали собравшихся представители госорганов, началась давка.
Мужчины, следившие за порядком, кажется, еле сдерживали натиск. Навалившись, женщины шумно пытались прорвать это оцепление. Через какое-то время давка повторилась. А потом еще раз. "Сабыр, сабыр", - призывал собравшихся взрослый мужчина.
Сдерживающий толпу человек чудом успел выдернуть прижатого к поручню ребенка до того, как на него навалилась очередная масса людей. Матери продолжали что-то кричать, что-то яростно доказывать друг дружке.
Я попытался поговорить с одной из многодетных матерей. Мы начали запись интервью. Она стала рассказывать о своем бедственном положении. Через какое-то время подошла другая участница встречи и потребовала остановить съемку. Съемка была остановлена. Потом эти две женщины вернулись и попросили вовсе удалить записанное интервью. Я попытался возразить, но моя собеседница пригрозила, что если я этого не сделаю, то она причинит себе увечья. Видео я тут же удалил, от греха подальше.
Ко мне подошел спокойный мужчина. Представился Бахтияром. Сказал, что он электрик, и предложил записать его мнение об всем этом. Оказалось, что он пришел на сегодняшнюю встречу, чтобы донести свою мысль. "Я вчера заходил в акимат. Там нет лица, к кому можно было бы обратиться. У них стоит силовик, окошко с регистратурой. Человек не знает, куда ему обращаться. Должна быть вывеска, плакат, чтобы человек знал", - пояснил он.
А еще он считает, что работодатели должны повышать зарплаты своим работникам, беря во внимание количество детей у них. "Государство и работодатель - эта система должна выпрямиться, чтобы помощь была и от государства, и от работодателя, чтобы кормилец мог в семью приносить нормальный доход", - считает он.
А вот стоит другой мужчина с люлькой в руках, в которой спит ребенок. Зовут его Болат. Он стоит в этой очереди бог знает сколько времени. И все держит ребенка. На лбу у мужчины выступил пот.
Болат рассказал, что у него пятеро детей. Живет в квартире площадью 20 квадратных метров. Жилье это дали его матери временно.
"Вместе с мамой мы встали в очередь на жилье в 2006 году. Пришел сюда, чтобы получить ответ по поводу своей очереди", - говорит он.
Отвечая на вопрос, чем он зарабатывает на жизнь, мужчина коротко ответил: "Таксую".
А вот еще один отец с ребенком на руках.
Зовут его Рысмахан. Он рассказал, что один воспитывает трехлетнюю дочку.
"Мне говорят некоторые, сдай дочку в дом малютки, будешь работать и каждый день ее посещать. А у меня дочка - инвалид, у нее ДЦП", - рассказывает мужчина. Говорит, что жил с дочкой во времянке, но после новостей о пожаре, в котором погибли пять девочек, испугался и снял более-менее нормальную комнату в 12 квадратных метров за 50 тысяч тенге.
Рысмахан на приеме у чиновников.
"Пособие по инвалидности (за дочь) получаю - 69 200 тенге, из них 50 тысяч за квартиру отдаю. На оставшиеся 19 тысяч проживите-ка", - говорит мужчина. Сам он по профессии сварщик, но в настоящее время не работает, водит дочь по реабилитационным центрам.
"Мамка ее ушла, сам воспитываю. Весь в долгах, больше миллиона уже долгов. Устал", - признался Рысмахан.
А вот с ребенком на руках мать четырех детей Гульмира. Их она воспитывает без мужа.
"Мужа нет. Живу на АСП (адресную социальную помощь)", - говорит она, поясняя, что с супругом они в разводе. "Пришла сюда, чтобы просить помощи, чтобы мне дали квартиру. У меня четверо детей, я одна обеспечиваю их", - сказала женщина.
Аким покинул собравшихся после двух часов дня.
До этого он терпеливо выслушивал всех людей, которые по очереди садились к нему за стол.
Что касается решения квартирного вопроса многодетных матерей, да и вообще всех остальных жителей столицы, то аким сегодня рассказал, что в ближайшее время в Астане будет решаться вопрос включения городских окраин в программу по сносу аварийного и ветхого жилья.
"Мы должны обеспечить муниципальным жильем малообеспеченные и особо нуждающиеся семьи, в том числе многодетные", - заявил он.
Аким поручил оказать социальную поддержку семьям, испытывающим трудности. А также проработать возможность обеспечения членов многодетных семей работой с более высоким доходом (с полным перечнем предложений акима можно ознакомиться здесь).
На часах уже было три часа дня, а в холле концертного зала "Астана" продолжал стоять гул. Многодетные матери не расходились и все еще что-то кому-то доказывали.
На улице тем временем по-весеннему светило солнце и пели птицы.
Ренат Ташкинбаев