К такому выводу пришел наш спикер, соавтор школьных учебников, Боб Оби.
К такому выводу пришел наш спикер, соавтор школьных учебников, Боб Оби.
Он участвовал в разработке таких востребованных учебных программ по английскому языку, как Smiles for Kazakhstan (1-4 классы), Excel for Kazakhstan (5-9 классы), Action for Kazakhstan, Aspect for Kazakhstan (10-11 классы), а также работал над тестами IELTS и учебниками в Кембридже и Express Publishing. За 15 лет, проведенные в сотрудничестве с казахстанскими педагогами и детьми, он смог вывести несколько интересных тезисов о наших школьниках. Почему существует такая разница в уровне подготовки? И какие есть особенности восприятия иностранных языков в Казахстане? Боб Оби рассказал об этом.
1. Боб, как вам работа с казахстанскими преподавателями?
За 15 лет практики меня больше всего впечатлила в учителях Казахстана открытость к новым идеям и современным преподавательским программам. А еще стремление к обучению на основе индивидуальных навыков самих детей.
2. Мы знаем, что программа английского языка Express Publising прививает школьникам навыки XXI века 4К. А какие особенности вы учитывали при составлении учебников для казахстанских детей?
Несомненно, современные программы для развития 4К навыков должны содержать широкий мульти-медийный аппарат. Тогда ученики смогут лучше визуализировать себе получаемые знания, также повышая креативность и коммуникационные навыки. Например, работа в парах или группах с использованием различных песен и рассказов поможет искать больше вариантов решения той или иной ситуации и задачи. Именно так должен составляться современный школьный учебник. Учебный процесс на уроке тоже необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети как можно чаще разговаривали на английском языке. Важна связь и между разными предметами обучения. Ученику легче будет понять задания на английском, если он видел подобное на уроке математики или естествознания. Такое межпредметное взаимодействие помогает формировать и целостность личности.
3. Интересно ли вам было проводить семинары и мастер-классы для казахстанских учителей по приглашению EDU Stream, местного представителя Express Publising?
Меня радует желание учителей повышать свои навыки, чтобы обучение проходило еще на более высоком уровне. Во всех 20 городах, где я был, мне всегда встречались профессионалы с высоким знанием английского языка. Преподаватели хотят получать передовые знания и методики, они не боятся цифровизации процессов. Используют современные критерии оценивания учеников. Все это влияет и на детей.
Также хочу отметить невероятное гостеприимство преподавателей в Казахстане и их радушие!
4. Вы отметили, что казахстанские школьники знают английский лучше, чем британские дети – другие иностранные языки. Как думаете, в чем причина?
Тут стоит отметить всю систему образования в Казахстане. Важность преподавания английского языка с начальной школы. Это позволяет детям быстрее вливаться в мировую культуру. Немалую роль в этом, соглашусь, играют программы и учебники от Express Publishing.
А вот британские дети реже учат иностранные языки. Скорее всего, это связано с тем, что их родной язык - один из самых распространенных в мире. И этот факт играет не в пользу британских школьников.
5. Как, по-вашему мнению, стоит решать проблему с клиповым мышлением и привязанностью к социальным сетям современного поколения?
Да, данная проблема актуальна. На мой взгляд, решение тут не радикальное. Просто надо прививать детям любовь к чтению. Это позволит им расширять мировоззрение и находить разные интерпретации событий и знаний. Поэтому я настаиваю на создании и расширении школьных библиотек. Хотя бы одну книгу за четверть – уже хороший прогресс. А для разнообразия - проведение конкурсов и творческих мероприятий.
6. В нашей стране действует Академия для родителей, где педагоги помогают им создавать более тесные связи с детьми. Как вам такое решение Министерства просвещения Казахстана? Есть ли подобный мировой опыт в образовании?
На мой взгляд, надо разграничивать ответственность. Образование - за школой, воспитание - за родителями. В школе можно лишь демонстрировать (советовать) родителям, какие методологии могут быть в воспитании детей. Но не навязывать эти методы. Как хвалить ученика за любовь к чтению, а не ругать его. Также важно говорить об индивидуальных способностях детей и подбирать способы образования и воспитания, согласно ним.
7. Как британские преподаватели справляются с приверженностью учеников к соцсетям? Как это сказывается на образовании?
По этому поводу все еще активен дискурс. Я за то, чтобы заменить телефоны на уроках на планшеты. Это позволит больше внедрять цифровую программу обучения на английском языке. Преподавателям тоже надо помнить о важности использования интерактивных методов обучения.
8. Как вы считаете, стоит ли взрослым чаще прислушиваться к детям? И меньше сравнивать их с собой?
На мой взгляд, в первую очередь важны доверительные отношения родителей и детей. Современный мир преподносит молодым поколениям много новых сложных ситуаций. И надо понимать, что ваш ребенок сможет с ними справиться. Важно преодолевать трудности в поисках своего места в этом мире. Поэтому родителям стоит научиться обсуждать такие моменты с детьми, предлагать варианты решения и свою помощь. Именно так привьются навыки добросовестного гражданина и честного человека.
9. Вывели ли вы для себя универсальное правило учителя, чтобы регулировать любые образовательные ситуации?
Опыт показывает, что ни один учитель не знает всех ответов на все вопросы детей. Поэтому, как мне кажется, преподаватели должны стать своего рода единым организмом учебного заведения. Тогда получится находить оптимальные решения в самых различных ситуациях. Внутри коллектива также важно сохранять дружескую и теплую атмосферу. Именно такую я заметил в школах Казахстана!
Фото: EDU Stream.