Престижная работа в национальной компании, стильный офис в дорогом бизнес-центре, зарубежные стажировки. Все это Александр Шевченко променял на... жизнь в деревне. Он продал квартиру в столице и переехал в село Тургай, что в 110 километрах от Нур-Султана. И все ради чего? Как говорит сам герой нашей статьи, ради мечты. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова побеседовала с Александром и узнала, стоило ли инженеру-связисту бросать все.
Престижная работа в национальной компании, стильный офис в дорогом бизнес-центре, зарубежные стажировки. Все это Александр Шевченко променял на... жизнь в деревне. Он продал квартиру в столице и переехал в село Тургай, что в 110 километрах от Нур-Султана. И все ради чего? Как говорит сам герой нашей статьи, ради мечты. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова побеседовала с Александром и узнала, стоило ли инженеру-связисту бросать все.
Александру 34 года. Он дипломированный инженер-связист. В 2008 году после окончания вуза устроился работать в компанию - национальный оператор спутникового телевидения.
"Я родился и вырос в селе Тургай, что в Акмолинской области. После школы уехал учиться в Алматы, в КазАТК. Так как было платное отделение, денег катастрофически не хватало, приходилось подрабатывать. Со второго курса все свободное от учебы время я работал. За двоих учиться приходилось моей супруге и, по совместительству, моей одногруппнице.
Александр с коллегами.
После окончания университета я устроился на работу. От обычного монтажника я вырос до ведущего инженера. И когда должность главного инженера стала вакантной, я был уверен, что ее предложат мне. Но мою кандидатуру не стали даже рассматривать по причине моего возраста. Как мне тогда сказали, эту должность должен занять более зрелый коллега. На этой почве у меня возник с руководством спор, и я решил оттуда уйти. Но, как оказалось, мое увольнение стало толчком к новому этапу".
После ухода из фирмы Александр в газете нашел объявление о вакансии в национальной компании (название наш собеседник попросил не упоминать). Пройдя жесткий конкурсный отбор, Александр устроился на новую работу и отправился на стажировку в Великобританию.
Стажировка в Лондоне. Лаборатория для сборки спутников.
"Обучение за границей длилось около года. После приезда в Казахстан мы занимались установкой нового оборудования. Было сложно, но при этом очень интересно. Через какое-то время началась каждодневная рутина. Тогда я почувствовал, что прирастаю к креслу. В один день понял, что не хочу становиться офисным планктоном. Посоветовавшись с супругой, решил уйти из нацкомпании. Вначале остался на полставки, через полгода на 0,1, а через какое-то время и вовсе уволился".
Во время командировки в Судан.
После ухода из нацкомпании Александр пробовал себя в разных сферах, была даже попытка сборки мебели. В каждом начинании его поддерживала супруга.
"В тот период назрел вопрос с переездом родителей. Они пожилые у меня. А так как я кенже (младший), я должен быть рядом с ними. Нам надо было с супругой решить, перевозим ли мы их в столицу или же сами переезжаем к ним в село. Как раз тогда мы продали свою квартиру и подумывали, не заняться ли нам розливом молока по пакетам. Процесс несложный и, в принципе, не требующий долгого процесса подготовки".
Решение дилеммы супруги нашли случайным образом в Интернете, увидев видеоблоги популярного российского сыровара Олега Сироты (Российский программист. В 2014 году после введения в стране санкций продал свою фирму и открыл сыроварню. Сейчас Олег Сирота - один из самых известных российских сыроваров).
"Олег Сирота ведет блог фермера-сыровара. Посмотрев несколько выпусков, мы загорелись идеей запуска сыроварни. Тем более у нас в Казахстане эта ниша пока свободна. Мы с супругой начали изучать технологию и варить сыры на кухне. Постепенно наш холодильник стал хранилищем для сыров. Мы пробовали все новые виды. Стали получаться неплохие сыры, и появились покупатели. После этого я загорелся идеей открыть сыроварню в своем родном селе Тургай".
Из-за детей супруге Александра пришлось остаться в городе. Сам Александр, переехав к родителям в Акмолинскую область, начал обустройство производства. На деньги от продажи семейной квартиры он купил два железных контейнера и переделал их в хранилища для сыров.
"Чтобы экономить, старался покупать подержанное оборудование. Где было необходимо, покупал новую технику и переделывал ее. Помогло то, что я инженер. В итоге в марте 2018 года мы запустили первое производство, и тут нас ожидало первое серьезное испытание. Весь сыр, который мы делали в течение месяца, пропал. Он вздулся и пришел в негодность. Я был жутко зол на себя из-за того, что недостаточно знаний, техники. Тут еще и денег катастрофически не хватало. Мы могли позволить себе купить только молоко, чтобы сделать заказы для наших немногочисленных клиентов.
Александру нужно было увеличивать спрос, а еще находить ингредиенты для заготовок сыров. Весь процесс изготовления сыра Александр со своим другом проводили вручную.
"Это было безумно тяжело. Сыр еще очень капризный продукт. Если нужно 12 градусов для получения первой пленки, то хоть убейся, но должно быть 12 градусов. Иначе все твое сырье, а то это сотни литров молока и дорогостоящая закваска, все пропадает. А закваску найти у нас очень непросто. В Астане есть представитель датской фирмы, который поставляет в Казахстан сырье. Но наши заказы для них малы по объему. Минимум у них нужно покупать закваску на 100 тонн молока. А нам нужно максимум на 10 тонн молока. Поэтому приходится окольными путями заказывать ее из России. Почему окольными? Так как у нас в стране есть их представитель, то мы должны заказывать только у них. Но вот если региональный представитель не хочет заказывать ее для нас, так как мы покупаем слишком мало, как быть?! Хотя таких, как мы, сыроварен немало. Да, конечно, объемы не такие большие у нас всех, но ведь есть спрос на сырье".
Но основной проблемой Александр считает отсутствие технологов в Казахстане. По словам предпринимателя, молочного технолога можно только переманить.
"Сейчас супруга проходит заочно специальные курсы для сыроваров. Она наш технолог. А я и мой одноклассник уже на практике все это реализуем. Так как жена с детьми осталась в городе, она наблюдает за процессом в онлайн-режиме. Для этого мы везде установили веб-камеры".
По словам Александра, его супруга одна из немногих людей, которые поддержали его идею с производством сыра.
"Мне открыто в лицо говорили и до сих пор твердят, что я не смогу. И слышал это от людей, хорошо знающих меня. Родители мои с тревогой восприняли решение уйти с работы. Отец был против. Возможно, отчасти оттого, что мои начинания пришлись на время его болезни. Было непросто всем в тот период. Сейчас, когда он видит динамику в развитии, он более положительно стал относиться. Хотя они с мамой до конца уговаривали меня не увольняться. Но я такой человек, если решил, то меня никто не сможет переубедить. У меня бывает много идей, иногда даже безумных, поэтому супруге приходится непросто".
В эти дни Александр с друзьями строит цех, поэтому побеседовать нам удалось с ним только ближе к ночи. Мы попросили нашего героя поделиться несколькими советами для тех, кто также горит желанием начать свое дело.
"Все те проблемы, которые я описал, это ожидаемое начало. В первую очередь нужно задуматься о близких, будут ли они готовы к вашему решению. Мне повезло, что супруга поняла, что я не смогу сидеть тихо в офисе, и поддержала меня.
Также вы должны понимать, что ближайшие 1,5-2 года вы будете без денежных средств. Нужно будет отказаться от отпусков, каких-то статусных вещей. Это не уход за большими деньгами. Производя что-то, ты не заработаешь быстро. Поэтому трезво рассчитывайте свои возможности. Не всегда можно надеяться на кредиты, ведь нет гарантий, что вы их сможете вовремя выплачивать, когда только встаете на ноги. Нам, я считаю, отчасти повезло, что мы до сегодняшнего дня обходились без кредитов. Но в наше дело мы вложили все средства от продажи квартиры".
"И самое главное, чтобы вам хватило здоровья и упертости. Никто не должен видеть или прочувствовать, что ты опустил руки. Все смотрят на тебя, верят тебе и идут за тобой. Поэтому нужно вселять уверенность в людей. Даже когда у нас было полное хранилище пропавшего сыра, я говорил всем, что все будет хорошо. Когда было совсем плохо, я все равно не терял надежды и не опускал руки. Мне хотелось своего дела. Того, чем можно гордиться, того, что можно будет оставить своим детям. У меня был выбор - построить себе дом или дело. Я выбрал дело".
В материале использованы фотографии из личного архива Александра Шевченко