Вам известны причины, по которым женщины отказываются от своих детей? Наверное, сразу приходит на ум: нежелательная беременность, состояние здоровья или вечное безденежье... Но есть еще одна причина, которая, к сожалению, часто встречается в нашем обществе - это ұят (позор). Мол, стыдно родить без мужа, стыдно родить в 16, да еще от неподходящего человека. Многие женщины боятся гнева родителей, пересудов знакомых, родственников и соседей. О непростой судьбе молодых мам и о тех, кто помогает женщинам, когда от них отворачиваются даже самые родные люди, в материале корреспондента Tengrinews.kz Асель Сатаевой.
Вам известны причины, по которым женщины отказываются от своих детей? Наверное, сразу приходит на ум: нежелательная беременность, состояние здоровья или вечное безденежье... Но есть еще одна причина, которая, к сожалению, часто встречается в нашем обществе - это ұят (позор). Мол, стыдно родить без мужа, стыдно родить в 16, да еще от неподходящего человека. Многие женщины боятся гнева родителей, пересудов знакомых, родственников и соседей. О непростой судьбе молодых мам и о тех, кто помогает женщинам, когда от них отворачиваются даже самые родные люди, в материале корреспондента Tengrinews.kz Асель Сатаевой.
Это Камила Каиржанова. Снимок был сделан года три назад, когда ей было всего 19. Тогда астанчанка строила большие планы на жизнь. Ждала, что молодой человек позовет замуж, узнав о ее беременности. Но парень испугался и исчез. Камила осталась одна. Даже родные не поддержали...
"Мама настаивала на аборте. Я была против. Ей было стыдно, что я забеременела, не выйдя замуж: "Это такой позор, стыдно, что люди скажут?!" Когда дома никого не было, я собрала вещи и ушла. Сначала жила у подруги, потом у тети. Потом уже не знала, куда идти, а живот-то растет. Подруга посоветовала обратиться в "Дом Мамы". Я нашла номер и позвонила Айжан-тәте. Она приняла меня", - вспоминает Камила.
В "Доме Мамы" принимают всех девушек и женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Камила прожила здесь семь месяцев. За это время она повзрослела и многому научилась.
"Я элементарно не умела готовить. Здесь меня этому научили. Очень благодарна, что меня приняли. Я смогла спокойно выносить ребенка, отсюда поехала в роддом. Когда родила, позвонила маме и сказала, что не вернусь домой. Правда, после выписки у меня поднялась высокая температура. Потом уже мама приехала, с ней был и мой брат. Они забрали нас с дочкой домой", - рассказывает молодая мама.
Вскоре отношения в семье наладились, а ее малышка - Инабат стала главным человеком в доме."Мама дочку мою полюбила. Это ее первая внучка. Ее дома сильно балуют, любят. Сейчас это наше счастье в доме. Все хорошо у нас", - говорит Камила.
Камила часто бывает в гостях в "Доме Мамы". Говорит, что ее тянет сюда. Молодая мама планирует в скором времени устроить дочку в детский сад и выйти на работу. Так получилось, что Камила по специальности социальный работник и новым местом работы станет "Дом Мамы". Она будет помогать женщинам, как когда-то помогли и ей.
Вместе с Камилой мы пришли в гости в "Дом Мамы" - в огромный двухэтажный коттедж, расположенный в тихом районе столицы. Попадая сюда, девушки могут рассчитывать на полную поддержку. Здесь их принимают, не оценивая и не осуждая. Как говорят создатели этого дома, главное для них - сохранить маленькую семью: оставить ребенка с мамой, дать надежду и показать другую сторону жизни и иное отношение.
Когда мы вошли в дом, там раздавались детские голоса и плач одновременно. Из кухни доносился запах свежей выпечки. Обитатели дома сидели за большим столом и шумно обсуждали последние новости, пока дети играли в другой комнате.
"Слышали? Асия повышение получила..." Асия - это бывшая подопечная "Дома Мамы". Прожив здесь около года, она переехала на съемную квартиру и начала самостоятельную жизнь. По правилам мамы могут находиться здесь вместе с ребенком в течение года.
"Асия молодец. Три года назад здесь жила, она гинеколог. Она вышла на работу, живя у нас. Потом 8-месячного ребенка в садик отдала и работала, потому что от родных помощи не было. Родители категорически не принимали ни ее, ни ребенка. Сейчас она работает в частной клинике. Молодец, все у нее получится", - рассказывает о воспитаннице координатор одного из столичных домов Айжан Диханова. Подопечные называют ее Айжан-тәте и всегда отзываются о ней с особой теплотой.
Работу "Дома Мамы" невозможно представить без координаторов. Это они уговаривают женщин в роддоме не отказываться от ребенка. Они первыми встречают их в "Доме Мамы". Они учат женщин простым вещам, помогают советами, вселяют уверенность. Такой координатор, как Айжан-тәте, для женщин и наставник, и друг, и мама. Она работает в этом проекте уже шесть лет.
"Я им всегда говорю: "Девочки, вы должны дружить между собой. Завтра вам это пригодится. Вы здесь жили и делили кусок хлеба, за одним столом сидели. Вы попали сюда только из-за того, что у вас есть ребенок. Никто от хорошей жизни сюда не пришел. Цените эту дружбу".
Сейчас в одном из столичных домов проживают 15 мам с детьми.
"Каждый раз к нам попадают разные девочки и женщины. У каждой своя история, к каждой нужен свой подход. Они все разные, со своими запросами. Девчата из детского дома взрывные, могут что-то бросить, грубо сказать. Конечно же, когда подойдешь, погладишь ее, она успокоится. Постепенно отношения между всеми налаживаются. У них же и здесь своя борьба. Они и здесь выживают. Бывает, что между собой ругаются, но потом мирятся и улыбаются", - рассказывает Айжан.
Сейчас она больше всего переживает за Монику. Гражданка Конго приехала в 2017 году в Казахстан на заработки во время выставки ЭКСПО. Но девушка просрочила визу и осталась в чужой стране одна с грудным ребенком на руках. Потом возникли с проблемы с документами на малыша. Отец ребенка их бросил. Сейчас иностранка живет в "Доме Мамы". Уже хорошо понимает русскую и казахскую речь. Моника признается, что не хочет возвращаться на родину.
"С Моникой у нас исключительный случай. У нас есть определенные правила по устройству женщин. Мы принимаем только граждан Казахстана. И жить здесь они могут максимум до одного года. Руководство нашего фонда решило, что мы ей поможем и не оставим на улице. Сейчас мы тоже подключились к решению вопроса по ней. Продолжаются суды, решается вопрос о депортации женщины. Пока неоднозначная ситуация по ней", - отмечают представители фонда "Дом Мамы".
Еще одна непростая история у 32-летней Айжан Исабаевой. Женщина рано овдовела и осталась с сыном на руках. Через некоторое время Айжан забеременела.
"Первый мой муж умер. Я осталась с сыном на руках и жила у своих родителей. Дома всегда говорили: пока не выйдешь замуж, будешь жить с нами. Через восемь лет после первого брака я начала встречаться с мужчиной, забеременела. Узнав об этом, он пропал. Я его долго искала, но он сменил все номера. Уехал куда-то. Мне стыдно было сказать родителям. Я боялась отца, я знала, он не примет меня и второго ребенка", - начинает свой рассказ Айжан.
Из страха перед отцом женщина хотела сделать аборт. От этой мысли ее отговаривала подруга, которая долгие годы не могла родить. "Она даже просила у меня ребенка", - вспоминает Айжан.
Но вскоре женщина решила, что все же родит и оставит ребенка себе. Пойти домой к родителям она не могла и из-за безысходности попросилась в "Дом Мамы". На почве всех переживаний и стрессов она родила раньше срока. Недоношенную девочку врачи выхаживали три месяца. "Я очень благодарна врачу, которая спасла мою дочку. Она говорила: "Не переживай, я сделаю все, что я смогу. У тебя ребенок будет жить", - со слезами воспоминает Айжан.
Пока ее дочь лежала в реанимации, Айжан продолжала работать и скрывать от родных рождение ребенка.
"Дома я говорила, что живу у подруги, потому что это рядом с работой. По выходным приходила домой, к сыну. Только через несколько месяцев я сказала маме, что родила. Она, конечно, обиделась на меня и сразу спросила: "Как папе скажем?" Потом папе сказали, он вообще перестал со мной разговаривать. Сына мама ко мне по выходным приводила. Потом уже, через год, папа смягчился. Хотя мне кажется, что он в обиде на меня до сих пор", - признается Айжан. Сейчас она со своими двумя детьми живет у родителей.
Айжан с благодарностью вспоминает всех, кто оказывал ей помощь в "Доме Мамы".
"Мы тут многому научились. Я шить начала. Никогда не делала этого. Потом даже какое-то время работала в ателье у подруги. Сейчас я открыла свое дело - курьерская доставка. Принимаю заказы и доставляем на дом еду, цветы, шары, посылки. И плюс еще есть услуга - уборка в офисах и квартирах. Есть девочки, которые убирают, если не хватает людей, могу и сама выйти убраться. Не могу сказать, что я твердо на ногах стою, но я стараюсь. На еду и одежду для детей хватает. Стою в очереди на квартиру. Она понемногу приближается. Надеюсь, когда детям 18 лет исполнится, получу квартиру", - смеясь отмечает Айжан.
Сейчас в Казахстане работает 23 "Дома Мамы" в 19 городах. Благодаря этому проекту за шесть лет около четырех тысяч женщин не бросили своих детей, не сделали аборт, а смогли сохранить свою маленькую семью. 50 процентов женщин уже вышли замуж. И многие не за отцов своих детей. 30 процентов подопечных вернулись домой к родителям. Процентов 20 девушек остались в столице и начали самостоятельную жизнь: нашли работу, устроили ребенка в сад.
"У нас девочка Серикгуль двойняшек одна тянет. Родители так и не приняли. Сама на рынке торгует, снимает квартиру. Деткам уже три года. И она умудряется иногда и нам помогать. То мешок картошки передаст, то мешок капусты. Она говорит: "Мне же однажды в жизни помогли, я тоже хочу помочь", - отмечает координатор "Дома Мамы".
"Многие девчонки между собой до сих пор общаются, у них чат свой есть, друг друга на дни рождения детей приглашают. На свадьбу приглашают. Меня радует, что они общаются, выйдя из "Дома Мамы". Раньше я обижалась, когда первые потоки уходили и даже не звонили и не писали. А мне Балия Акимбекова (исполнительный директор ОФ "АНА ҮЙІ - Дом Мамы") говорила: "Если не пишут, значит у них все хорошо в жизни". С одной стороны, да, я радуюсь за них. Но с другой стороны - мы стараемся отслеживать, как они устроились, уйдя от нас. Вдруг им еще нужно чем-то помочь, хотя бы словом..." - признается Айжан-тате.