ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
25 января 2021 | 08:44

"Была бы у меня большая зарплата – я бы зажил"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Многие казахстанцы недовольны уровнем своего заработка. Но исправить ситуацию не могут. Только нашли работу с зарплатой побольше, как доллар снова скакнул и отпуск, новый автомобиль и собственное жилье в обозримой перспективе вновь недоступны. Из соцсетей и СМИ же нам вещают: "Секрет успеха прост, сделай эти простые вещи…" Мы делаем, но ничего кардинально не меняется.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Многие казахстанцы недовольны уровнем своего заработка. Но исправить ситуацию не могут. Только нашли работу с зарплатой побольше, как доллар снова скакнул и отпуск, новый автомобиль и собственное жилье в обозримой перспективе вновь недоступны. Из соцсетей и СМИ же нам вещают: "Секрет успеха прост, сделай эти простые вещи…" Мы делаем, но ничего кардинально не меняется.

Алматинский психолог Евгения Казанцева в своей работе вместе с клиентами часто исследует тему денег. Специалист отмечает, что деньги – это отражение наших установок. Установки формируются в детстве и могут влиять на доходы человека. Если вы хотите улучшить свое финансовое благополучие, но никак не получается – присмотритесь, может быть найдете подсказки в этом материале.

При чем тут детство?

"Казахстанцам зачастую сложно говорить о деньгах прямо, стыдно признавать, что с ними что-то не в порядке. Спрос на эту тему можно увидеть по обилию рекламы: как увеличить доходы, избавиться от долгов, перестать конфликтовать из-за денег или имущества.

Деньги – это ресурс взрослых людей. Свободно зарабатывать желаемые деньги – значит быть в контакте со своими желаниями и возможностями, эффективно общаться, приносить пользу другим людям, получать вознаграждение за это, переживать стрессы и неудачи. Свободно зарабатывать желаемые деньги могут психологически зрелые и целостные люди, которые четко осознают, кто они, чего они хотят, какие есть навыки у них и где в окружающем мире водятся желаемые ими ресурсы.

Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто умеет "охотиться", добывать ресурсы для себя и своих детей. Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто понимает собственную ценность для себя и общества, может действовать, и тогда эту ценность признают другие люди. Если все это реализовано, то путь к деньгам открывается намного легче.

Недостаточно зрелые люди тоже зарабатывают деньги. Но, скорее всего, они делают это наемным трудом и их доход не слишком высок. Многие научаются "охотиться", не потому что им так захотелось или стало интересно, а потому что у них есть дети и им нужно защищать потомство. Если человек компетентный специалист, то его труд может быть достаточно высокооплачиваемым. Но внутренне не взрослый все равно нуждается в опорах на структуры, созданные более реализованными людьми, чтобы "работу приносили". Это отсутствие "навыка самостоятельной охоты", как я называю способность добывать ресурсы для жизни.

Проблемы с ресурсами, в том числе недостаток денег, на психологическом уровне говорят о наличии сильного подавленного страха, вины, стыда. Как правило, эти чувства появляются в нас в детстве в результате травмирующего взаимодействия со взрослыми. Не справляясь с ними, психика вытесняет их из области сознательного. Они остаются неизвестными, но создают ограничения в реализации себя.

Иллюстрация:elements.envato.com

Откуда появляется страх? Человек – это млекопитающий, хищник. Понаблюдайте за детскими играми, дети часто кусаются, хватают, разрушают. Видно, что дети – маленькие животные. Такой маленький ребенок – не очень удобный человек, поэтому его воспитывают, делая поведением социально приемлемым, убирают агрессию. Скорее всего, в процессе воспитания ребенку не разрешали проявлять естественную агрессию.

Между тем агрессия – это не плохо, она есть в каждом из нас. Это жизненная сила, витальность человека, способность отвоевать себе нужные для жизни ресурсы. Витальность может быть агрессией, а может быть энергией, чтобы совершить усилие и взять, что хочешь. Младенец тянется к погремушке. Взрослый тянется к тому, что он думает, что его порадует. И часто человек сам себе может не позволять потянуться к тому, что его порадует.

Страх на самом деле очень полезная штука, она предупреждает нас об опасности. Но если с ним не уметь обходиться, перенаправлять на себя, то это может в том числе сказаться и на здоровье. Страх перед родителями может быть настолько большим, что психика ребенка не может перенести. Поэтому страх консервируется, вытесняется. И человек может перестать ощущать потенциально опасные ситуации.

Откуда появляются вина и стыд? Деньги дают возможность реализаций желаний. Многих детей в детстве ограничивали в их желаниях. Очень многие взрослые стыдятся, что у них нет денег на осуществление многочисленных желаний ребенка. И они переносят этот стыд на ребенка, останавливая его желания. Редкий родитель может сказать: "У меня сейчас мало денег". Чаще всего ребенок услышит: "Ты себя плохо вел, плохо учился, не сделал того и того, поэтому мы тебе этого не купим". Фактически желание ребенка остановлено именно стыдом. Детская психика слышит: "Ты недостаточно хороший, чтобы получить желаемое". Ребенок начинает чувствовать вину и стыд.

Вырастая, ребенок может стыдиться тратить деньги на желаемое. Как в популярной шутке: "В детстве родители мне ничего не покупали. Теперь я вырос и сам себе ничего не покупаю".

Как распознать опасные установки?

Ограничивающие родительские послания могут звучать так: "Не бегай, не кричи, не сори", "Хочется – перехочется, слишком много хочешь", "Тебе нельзя, не заслужил", "Мне кажется, что ты хочешь ерунды". Такие родительские послания могут снизить у ребенка уверенность в себе, ограничить свободу проявлений, не дать сформироваться пониманию себя как ценного. Из такого ребенка может вырасти взрослый, который будет не свободен, который будет не уверен, который будет не в силе сделать что-то. Потому что он не умеет: защищаться или нападать, быть активным, стремиться к тому, чего хочется, "охотиться". Зато умеет: учитывать желания других людей, быть вежливым и удобным, останавливать себя, страдать. Запрет на выражение агрессии приводит к подавлению своих желаний.

Наши воспитатели – родители, учителя, социум - говорят, что "девочки должны быть добрыми", а "мальчики должны быть вежливыми". Ребенку запрещается защищать свои интересы, отстаивать свои умения. И тогда эта сила направляется человеком против самого себя.

Строгие голоса критиков становятся критически настроенным внутренним голосом человека. В голове может звучать постоянно: "Я никогда не смогу заработать больше такого-то уровня". Причем часто у людей получается заработать больше, но при достижении целей может происходить что-то неприятное. Например, купил машину – разбил машину. Происходит внутренняя провокация, самонаказание, самосаботаж.

Иллюстрация:elements.envato.com

Из-за ограничения активности у ребенка могут возникнуть стойкие чувства стыда, страха, вины, неуверенности, сдерживания себя, неумению слышать свои потребности и удовлетворять их. Фактически это неумение использовать свои силы для охоты и защиты.

Как изменить ситуацию?

Довольно часто у клиентов, которые приходят с запросом про проблемы с деньгами, мы выявляем неправильные установки про деньги. "Чтобы быть богатым – нужно воровать", "Все богатые люди плохие, все простые – хорошие", "Богатым надо родиться" - такие мысли не способствуют финансовой стабильности и защищенности. Очень полярное мышление, черно-белое.

Правильные установки про деньги звучат так: "Деньги – результат твоих усилий, выполненной работы, не обязательно тяжелой. Обмениваясь с миром – что-то отдавая в мир, ты получаешь деньги. Деньги – это очень хорошо. И работа – хорошо. Особенно если ты нашел работу, которую тебе делать легко, весело и интересно. Трудиться важно и нужно, без этого никуда".

Чтобы в будущем найти такую работу, ребенок должен быть в контакте с тем, кто он, чего он хочет и что он может. Все детское развитие, по идее, должно состоять из того, что родители предоставляют ребенку возможность пробовать самую разную деятельность. И выясняют, где у ребенка способности. Способности есть у всех. Не бывает, что способностей нет, бывает, что они не найдены.

Еще одна важная правильная установка про деньги: "Ты должен уметь распоряжаться деньгами, деньги – то, чем можно управлять".

Иллюстрация:elements.envato.com

Деньги надо начинать давать детям достаточно рано. 7-летний ребенок уже может и считать, и планировать покупки, и откладывать удовольствия. У детей карманные деньги должны быть. Нужно провести с ребенком работу по математическому объяснению, что сколько стоит, какие варианты потратить есть – маленькие удовольствия каждый день или накопить и купить что-то существенное.

Я считаю важным читать книги, проходить курсы по финансовой грамотности. Их ценность в том, что человек расширит свое понимание денег, поймет, как они работают. Никто не думает: "Что это за энергия такая – деньги? Как она работает?" Все думают: "Вот была бы у меня зарплата столько-то миллионов тенге – все было бы иначе", "Была бы у меня большая зарплата – я бы зажил". Большинство казахстанцев относятся к деньгам с достаточно детской позиции: "Как их получить побольше?" А задаться вопросом: "Как они образуются в пространстве? Что я бы мог отдать пространству, чтобы стало интереснее обмениваться?" – так почти никто не мыслит. А это именно та нужная активная, взрослая позиция: да я еще не умею, хочу научиться. Это то самое любопытство, которое и приведет к умению "охотиться".

Часто в отношении денег люди воспринимают себя пассивным звеном. Не "благодаря моим усилиям я получаю зарплату", а "мой работодатель платит мне зарплату". Важно понять, что все деньги в этом мире к нам идут не от работы, а от людей. Даже если вас пригласили на работу, то это не сделала не мифическая компания, а конкретный человек. Когда я понимаю, что я активный участник процесса, в чем моя ценность, какую миссию я выполняю, то мне проще будет найти работу с удовлетворяющей меня зарплатой или основать свое дело.

С одной стороны, энергию денег важно понимать. А с другой – относиться к ним как можно легче и радостнее: радоваться, когда они есть, благодарить себя, что увидел возможность, совершить усилие - и они пришли. Часто бывает, что и возможности есть, но человек думает: "Опасно" или "Неудобно", - и пропускает их".

Иллюстрация:elements.envato.com

Записала Ольга Пастухова

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.36  course up  546.44  course up  5.14  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer