В феврале 1944 года из родных мест были насильно увезены сотни тысяч чеченцев и ингушей. Более двухсот тысяч из них оказались в Казахстане. Путь был страшным и бесчеловечным: людей везли в переполненных товарных вагонах, в мороз, без отопления, еды, воды, лекарств. Тысячи умерли в дороге.
Спустя десятилетия из Чечни в Астану приехал сын одного из депортированных — Казбек Сусуркаев. Можно сказать, что он проделал обратный путь — проехал по местам, усеянным костями его соотечественников, чтобы увидеть дом, где прошло детство его отца, познакомиться с казахстанцами, которые его спасли, и поблагодарить их. Корреспонденты Tengrinews.kz встретились с Казбеком Сусуркаевым и подробно записали трагичную и одновременно трогательную историю обеих семей: и чеченской, и казахской.
Казбек Сусуркаев родился уже в Чечне, после того как его народу разрешили вернуться на родину. Он сын Манны Сусуркаева, которого вместе с родителями депортировали в Казахстан, когда ему было 10. Отец умер несколько лет назад. А Казбека долгое время не оставляла мысль приехать сюда, на землю, где отца спасли, к людям, которые его спасли.
И вот, они вместе с другом — тоже чеченцем из депортированных, но он родился в Казахстане — наконец собрались. Ехали из Чечни трое суток, преодолели около четырёх тысяч километров, добрались до Астаны. А уже здесь стали искать село, куда попал Манна Сусуркаев во время депортации. На поиски у Казбека и его друга ушла почти неделя.
Манна Сусуркаев (в центре) с семьёй после возвращения на родину. Фото из семейного архива
Насильно переселённые
Мы разговариваем с сыном Манны, Казбеком, в уютной астанинской квартире. Чьей — расскажем позднее. Сидим за накрытым дастарханом — на столе, как водится, баурсаки, а ещё сладости, мёд, курага, виноград, бананы.
Казбек Сусуркаев. Фото ©️ Tengrinews.kz
И говорим о страшном голодном времени — об операции "Чечевица" 1944 года, когда по решению Сталина больше полумиллиона чеченцев и ингушей были согнаны на вокзалы (на сборы давали по паре часов) и отправлены в депортацию.
"В пути умирали не только от голода и холода, — Казбек вспоминает, как происходило переселение. — Были и те, кто погибал, потому что у них лопались мочевые пузыри. Остановок было мало, вагоны переполнены. Люди стеснялись ходить в туалет в вагоне. Это со временем они уже сделали какие-то дырки, занавески, чтоб было комфортнее. Слабых детей и умерших на станциях выбрасывали. Матери ослабленных дочерей и сыновей прятали под юбками, чтобы их не выкинули из вагона надзиратели. Да и мёртвых прятали, чтобы по приезде похоронить по-человечески".
Так ИИ изображает депортацию чеченцев в 1944 году
Отец Казбека — Манна — рассказывал ему, что однажды спросил старца, как они найдут дорогу домой, когда им разрешат вернуться. Тот ответил:
"По костям обратно поедем, так и найдём дорогу".
В итоге семья Сусуркаевых оказалась в Казахстане. Высадили их в совхозе "Вторая Пятилетка" (позже он был переименован в совхоз "Амангельды").
Чеченцев привезли в Казахстан. Изображение сгенерировано ИИ
Отцу Казбека тогда было около 10 лет. Его родители умерли почти сразу. А через полгода не стало бабушки.
"Семья Сарсеновых забрала моего отца к себе, — рассказывает Казбек. — Благодаря им он и выжил. Но не только моему отцу помогли, у него ещё был дядя, семья была, им тоже казахи помогали. Всем помогли. Кто чем мог, тем и помогал".
На новом месте
Баккельды Омаровой (девичья фамилия Сарсенова) в то время было всего 7 лет. Это в её квартире мы сидим за столом, это её семья накрыла хлебосольный дастархан.
Баккельды Омарова (Сарсенова). Фото ©️ Tengrinews.kz
В 1944-м они жили в том самом совхозе, куда привезли чеченцев.
Баккельды помнит, что рядом с ними пустовал дом — его хозяйка вышла замуж и переехала, но попросила соседей за ним приглядывать. Мать Баккельды каждый день ходила туда топить печь, чтобы система совсем не разморозилась. А однажды в этом доме будто из ниоткуда взялись люди.
"Мама пошла топить печь, заходит и видит дым. Из комнат доносился кашель людей. Она испугалась и позвала кого-то из соседей, чтобы вместе проверить, кто это в доме, — вспоминает Баккельды Камзеевна. — Оказалось, ночью привезли чеченцев. Заселили их в этот дом. Они замёрзли и хотели растопить печку. А заслонка была закрыта, и дым не выходил через трубу, заполнил дом, люди кашляли. Заслонку открыли, печку растопили, и дома стало тепло. Потом мама ещё около недели ходила к ним и топила печь".
Далеко не всем так повезло, добавляет Казбек Сусуркаев. Кого-то заселили в обычные бараки без печки. Был конец зимы. Дров взять негде.
"В одном доме мать с ума сошла, потому что двое её детей замёрзли", — рассказывает он.
Баккельды Камзеевна подтверждает:
"Ой, много чеченцев тогда умерло, в первые годы. Это ведь было послевоенное время. Тяжело. Помогали, как могли. Мама всегда что-нибудь готовила и относила им. А разве много приготовишь? Казахи маленьких детей к себе домой забирали. Потом чеченцы постепенно начали обживаться, работали, дома строить начали, семьи создавали. И очень дружно жили".
Кстати, их семья в итоге и забрала Манну Сусуркаева, отца Казбека, к себе. Он плакал у могилы умершей бабушки — родителей его к тому времени уже полгода как не было — когда мама Баккельды Омаровой его увидела. Стала кормить, поддерживать.
"Манна так привязался к моей маме. Постоянно приходил к нам домой. А потом оставили его жить у нас. И он жил с нами, в подростка вырос, потом уже парнем стал, но жил с нами. И так мы с сдружились, он нам как брат был, — с тёплой улыбкой говорит Баккельды Камзеевна. — Я уже стала знать чеченский язык, научилась у них. Потом они уехали".
Когда чеченцам и ингушам разрешили вернуться на родину, Манна Сусуркаев с родственниками уехал из Казахстана. В Чечне женился, родил детей. Но часто рассказывал Казбеку о Казахстане. Он вспоминает ещё одну историю, которую услышал от отца.
Время было послевоенное, тяжёлое, дети работали в поле. Ели из одного котла. А чтобы никому не досталось больше остальных, делали это по очереди, одной ложкой, которую передавали друг другу по кругу.
"И отец мой вслух говорит: "Как же мы плохо живём". А пожилой мужчина, казах ему ответил: "Нет, мы сейчас хорошо живём". Отец ему возразил, но старец добавил: "Когда-нибудь, когда жизнь станет лучше, мы разделимся на национальности, он русским станет, он — немцем, он — казахом, ты — чеченцем. И вы все по разным тейпам (понятие рода у чеченцев — прим. редакции) разойдётесь. Запомни мои слова, а сейчас мы живём как один народ". Отец потом всегда за того старика молился и плакал. Вот такие люди были, дружно жили", — пересказывает Казбек.
Изображение сгенерировано ИИ
От всего чеченского народа
Казбеку и его другу всё-таки удалось отыскать тот самый совхоз (сейчас это село Отемис) и тот самый дом, куда поселили его депортированных отца, бабушку и дедушку.
Дом, в котором жил Манна Сусуркаев. Кадр из видео, предоставленного Казбеком Сусуркаевым
Казбек много снимал этот низкий, странный домишко на видео. За кадром он изумлённо говорит: дом такой же, сохранился в том же виде. Даже печь та же, что топила мама Баккельды Камзеевны, в астанинской квартире которой мы сидим и разговариваем.
На глазах женщины слёзы:
"Потом они уехали. Спустя годы я и сама переехала в город, где была учёба, работа, появилась своя семья. Однажды Манна приезжал в тот совхоз, он там приводил в порядок чеченское кладбище. А мне даже никто не сказал, что он приезжал. Я так и не увиделась с ним, очень расстроилась. А когда узнала, что приехал сын Манны — Казбек — я расплакалась. Дочь спросила, почему я плачу, а я так рада была его увидеть, ведь он мой брат", — делится Баккельды Камзеевна.
А Казбек говорит, что всю дорогу сюда, в Казахстан, он прокручивал в голове одну и ту же мысль: "все эти четыре тысячи километров наши предки преодолели в ужаснейших условиях. Это мы сейчас можем на машине приехать, где-то остановиться, переночевать, поесть, отдохнуть, а тогда..."
"Нас очень хорошо приняли. Кто слышал, что мы приехали, все в гости звали, стол накрывали. Казахское гостеприимство — его невозможно приобрести. Оно в крови. Я хотел бы от лица чеченского и ингушского народа выразить благодарность всему казахскому народу. Приютили, помогли чем смогли, поделились. Низкий поклон".
Видеоверсию интервью с Казбеком и Баккельды Камзеевной вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале Tengri TV.
Текст подготовил Иван Сухоруков
Над видео работал Алимжан Аманжол
Читайте также:
Оправдывает ли цель средства? Памяти жертв политических репрессий
84 года спустя. Как и почему началась Великая Отечественная война?