ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
22 мая 2024 | 06:37

Черные одеяния наш народ никогда не носил. А женщины надевали платок только после сватовства - эксперты

Аружан Дарибай Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В своем выступлении на третьем заседании Национального курултая Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: "Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность". Корреспондент Tengrinews.kz попросила высказаться на эту тему известных экспертов из разных областей.


Иконка комментария блок соц сети

В своем выступлении на третьем заседании Национального курултая Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: "Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность". Корреспондент Tengrinews.kz попросила высказаться на эту тему известных экспертов из разных областей.

Широко известный благодаря своей активности в социальных сетях имам и теолог Нурлан Байжигитулы считает, что облачение во все черное связано с отъездом казахстанской молодежи в заграничные учебные заведения.

"После обретения независимости наша молодежь начала учиться в зарубежных учебных заведениях, и начали нашему народу прививать определенную одежду, дресс-код, которые были за границей: в Пакистане, Саудовской Аравии и в других мусульманских странах. Это их обычаи, особенно что касается покрывания лица. В народе это называют паранджой - платок с прорезями для глаз - а на арабском языке он называется никабом. Никаб, который полностью закрывает лицо, для нашего народа вообще неприемлем, и наш народ им не пользовался. Сегодня мы в некоторых регионах нашей страны на улицах иногда наблюдаем такие моменты. Но в черные одеяния наш народ никогда не одевался", - подчеркнул теолог.


Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

По словам имама Нурлана, черная одежда у казахов ассоциировалась с трауром. Сам он, как давно могли заметить окружающие, предпочитает носить национальную одежду.

"Даже посещая святые места - Мекку и Медину, всем нашим паломникам я советую, и многие знают, что я сам всегда ношу национальную одежду, где бы я ни был: на Западе, в Соединенных Штатах, в Европе или в Саудовской Аравии", - отметил имам.

Вместе с тем имам и теолог подчеркивает, что любовь к национальным обычаям и традициям, в том числе и к национальной одежде, должны исходить от сердца. Никакого принуждения здесь быть не должно

"Именно этот момент я хочу подчеркнуть: не надо заставлять всех носить национальную одежду, как мы наблюдаем в некоторых странах. Это должно быть на уровне любви, уважения. И это правильно, что национальной одежде уделили отдельный день (в концепции Наурызнама - прим.)", - отметил он.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Ведущий научный сотрудник Национального музея, доктор PhD, этнограф и кандидат исторических наук Ернур Рахимов считает, что для традиционного казахского общества одевание во все черное несвойственно и привнесено извне, в частности, из стран Ближнего Востока.

"На курултае в Атырау Президент коснулся вопроса об облачении некоторых наших женщин и девушек во все черное, в так называемые никабы. Понимая, что современная молодежь отдает предпочтение традициям и обычаям казахского народа, формировавшимся на протяжении тысячелетий, такая мода шокирует", - заявил он.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Этнограф напомнил, как традиционно одевались казахские женщины.

"Традиционно казашки носили косы, тюбетейку - такия - до замужества. Молодые надевали акжаулык - белый платок - только после сватовства. При самом сватовстве невеста наряжалась в саукеле - высокий конусообразный головной убор, богато украшенный серебром и полудрагоценными камнями. Лицо было закрыто налобным украшением - шекеликом, а при самом обряде беташар - платком. Замужняя женщина прикрывала волосы платком - кимешеком, но при муже снимала его. До конца жизни казашка носила жаулык, орамал, в пожилом возрасте - кундик", - поведал эксперт.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

При этом, по словам историка, оставлять голову и волосы неприкрытыми считалось неприличным для казахской женщины.

"При людях не покрывать голову могла вдова, или мать - при детях. Традиции ношения платков у казахских женщин были строже, чем мы представляем, но до замужества девушки пользовались определенной свободой, были любимицами отцов, их баловали братья и сестры, их даже сажали на правую сторону юрты, так как девочка считалась гостьей в отчем доме. Но после замужества ее положение и статус коренным образом менялись", - отметил Рахимов.

Как подчеркнул специалист, для казахов чужды черные одеяния с головы до пят.

"Следует заметить, что в старину девушек рано выдавали замуж, в 13-14 лет. Если жених был ее ровесником, то до 16-17 лет невеста могла не покрывать голову, если этого строго не требовали родители мужа. Наш Президент верно указал, что облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа и является бездумным копированием инородных норм", - заключил историк.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

О том, что у казахов не было черной одежды, говорит и сенатор Али Бектаев.

"Черная одежда – это традиционная одежда других народов, других стран. В основном арабских. У нас свои традиции и одежда. Одежда разделялась для взрослых, подростков, девушек, женщин, бабушек. Каждая одежда имела свой смысл. Даже каждый узор имел особенный смысл. Поэтому нам надо переходить к своим традициям, в том числе и в национальной одежде", - подчеркнул он.

Сенатор считает, что казахстанцам необходимо пропагандировать свою национальную одежду, традиции и культуру.

"Это не пропаганда против каких-либо религий. Казахский народ на своем веку не делал ничего такого, чего мог бы стыдиться. Нам нужно внедрять в сердца нашей молодежи и детей наши традиции и культуру. Мы должны развиваться на основе наших традиций. К примеру, японцы, корейцы и китайцы не забывают ведь свою национальную одежду, свои традиции и музыку. Везде, где что-то связано с этими государствами, там звучит их музыка. Так и мы должны более патриотично относиться к нашей истории, к нашим традициям", - заключил сенатор.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Ранее историк рассказала, как казашки одевались во времена Абая.

Читайте также: Инста-блогерши вводят моду на хиджаб? Что об этом говорят историки

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети