Вы когда-нибудь задумывались, кем были ваши родители до того, как стали вашими мамой и папой? Какие мечты у них были, о чем они спорили, что их делало счастливыми? Фильм "Заманback" - это возможность заглянуть в прошлое семьи и увидеть своих родителей молодыми, узнать их лучше и, возможно, понять самого себя.
К онлайн-премьере на Кинопоиске Дархан Саркенов, режиссер картины, рассказал, как кино становится терапией для авторов и зрителей, как тема отцов и детей раскрывается через экран, а простая история о семье помогает находить ответы на сложные вопросы. О процессе создания фильма, его главных посылах и том, что тронуло его самого до слез, он поделился в интервью.
Дархан Саркенов. Кадр из видео
- Дархан Орысбекович, для тех, кто еще не успел посмотреть ваш фильм, расскажите, что ждет зрителей в "Заманback", но, конечно, без спойлеров.
- Это история о молодом человеке по имени Азат, который привык винить всех вокруг, особенно отца, в своих неудачах. Он бездельник, живет за счет матери, днями напролет играет в компьютерные игры, в которых успешен и даже знаменит. Но в реальной жизни Азат – инфантильный парень с кучей претензий к окружающим, и особенно к отцу – пьющему и безработному.
После очередной ссоры герой попадает в прошлое, в 1994 год, в тот момент, когда его родители только готовились к свадьбе. Сначала он уверен, что может все исправить: разрушить их союз и, возможно, изменить свою судьбу. Но чем больше он узнает о молодом отце, тем яснее понимает, что того сломило и какие жертвы ему пришлось принести.
Это драма с элементами юмора о семейных ценностях, прощении и принятии. Она заставляет задуматься о том, что за нашими обидами часто скрывается незнание того, через что прошли наши близкие.
Зрителей ждут и смех, и слезы, а главное - возможность посмотреть на свои семейные отношения под новым углом. Я рад, что зрители очень тепло приняли фильм в кинотеатрах. Сейчас "Заманback" доступен для просмотра на Кинопоиске, так что у казахстанцев есть возможность погрузиться в эту историю в любой момент.
– Так как фильм затрагивает важные вопросы о прощении, времени и семейных отношениях, возникает вопрос, какие идеи вы хотели донести до зрителей через этот сюжет.
- Мы задавались важными вопросами: насколько дети вообще понимают своих родителей? Осознают ли они чувства папы и мамы, когда те не могут дать то, чего от них требуют? Понимают ли, что за их негативными выводами относительно родителей скрывается незнание их прошлого, их боли и пережитые трудности? И главное - где и почему рождается эта глубокая обида на родителей?
Эти вопросы стали основой нашего фильма. Мы хотели исследовать проблему разрыва поколений, непонимания между детьми и родителями. Важно было не просто затронуть эту тему, но и найти ответы - показать зрителям, как важно услышать и понять друг друга, чтобы сохранить семейные связи.
– В фильме путешествие во времени выступает не просто фантастическим элементом, а глубокой метафорой. Почему вы выбрали именно этот прием для раскрытия темы семейных ценностей?
- Честно говоря, насчет глубокой метафоры не уверен, но вы правы, это действительно важный драматургический элемент. Да, приемом с путешествиями во времени пользовались многие, но мы выбрали его, потому что он позволяет раскрыть отношения отца и сына в полном объеме, заглянуть глубже в их конфликт и попытаться найти ответы на те вопросы, которые заложены в основу фильма.
Наше путешествие во времени - это не просто фантастика, а способ показать историю увлекательно, добавить в нее немного магии. Оно заставляет зрителя не только задуматься, но и помечтать: а как выглядели наши родители в молодости? Как они любили, о чем мечтали? Этот элемент делает историю ближе к зрителю, добавляя нотку тепла и ностальгии.
Кадр из фильма "Заманback"
– Фильм исследует тему отцов и детей. Как вы создавали эту динамику между персонажами?
- Для меня было важно показать, какой опыт главный герой получает, видя своих родителей молодыми, наблюдая за тем, с чем они сталкивались в жизни. Мы специально добавляли конфликтные ситуации и трудные события, чтобы наш герой, инфантильный и незрелый, быстрее повзрослел и начал понимать свои ошибки.
Азат - это собирательный образ, созданный на основе нашего личного опыта (имеет в виду авторов фильма – прим.), наших переживаний и обид, которые мы когда-то испытывали к своим родителям. А так как фильм создавали относительно молодые авторы и эта тема для нас близка, картина стала своего рода терапией, способом преодолеть внутренние барьеры, разобраться в себе и своих отношениях с близкими.
Думаю, именно эта искренность и делает фильм таким близким и понятным зрителю.
– Согласно данным дистрибьюторов, "Заманback" за 18 дней проката заработал в отечественных кинотеатрах больше миллиарда тенге. Как вы думаете, что в нем такого особенного, что привлекло зрителей и сделало фильм таким успешным?
- Думаю, причина в том, что фильм получился одновременно увлекательным и забавным. Мы хотели создать историю, которая подарит зрителям яркие эмоции, позволит и посмеяться, и задуматься, и даже где-то прослезиться. Главное - мы стремились, чтобы после просмотра люди выходили из кинотеатра с чувством тепла и вдохновения. Судя по отзывам зрителей и их реакциям, нам удалось добиться этой цели.
- В фильме главный герой сталкивается с глубокими внутренними переживаниями и разочарованием в жизни. Что вы, как режиссер, делали, чтобы эти эмоции выглядели убедительными на экране? Какие аспекты помогли раскрыть персонаж так глубоко?
Спасибо за положительный отзыв! Думаю, это больше заслуга Рамазана Амантая, который сыграл главного героя. Он невероятно тонко чувствует человеческую натуру, глубоко понимает психологию своего персонажа и мастерски передает эмоции через мимику, голос, жесты. К тому же Рамазан - поэт, что добавляет его игре особую глубину. Многие реплики его героя рождались спонтанно прямо на съемочной площадке - настолько он проникся образом.
Кадр из фильма "Заманback"
- Какую главную мысль вы хотели донести зрителям через этот фильм? О чем они должны задуматься после просмотра? Чему научиться?
- Мы не стали скрывать посыл фильма в подтексте, а сказали все прямо. Основная идея - чтобы дети после просмотра картины взглянули на своих родителей чуточку по-другому, задумались о том, через что они прошли, и научились ценить их.
Но плюс к этому - в фильме заложена тема истинной дружбы и безусловной любви. Например, многие зрители могли не обратить внимания на любовь Сауле к Жаксу. Еще в молодости она говорит ему, что ей от него ничего не нужно, главное - чтобы он был рядом. И она сдержала свое слово, даже несмотря на трудности, с которыми они столкнулись. Сауле осталась с мужем, который, по сути, не оправдал ее надежд. Для меня это пример безусловной любви и понимания чужой боли. Думаю, эта мысль очень важна - научиться принимать близких такими, какие они есть, со всеми их слабостями и несовершенствами.
– Какой момент вы считаете наиболее важным в контексте посыла фильма?
- Для меня, безусловно, это сцена разговора молодого отца с сыном на кухне. На мой взгляд, она передает главный посыл картины. В этой сцене Жакс говорит о том, каким он хочет быть мужем и отцом. Именно здесь происходит ключевой перелом в восприятии сына: он перестает видеть в отце просто источник своих проблем и начинает задаваться вопросом: что же сломало его, почему он стал таким?
Так как эта сцена особенная, я решил снять ее одним кадром, без монтажных склеек, чтобы зритель чувствовал себя частью разговора, как будто он сидит за тем же кухонным столом. Это позволило сохранить всю искренность и эмоции момента. Для меня было важно, чтобы ничего не отвлекало от смысла.
- Можно ли ожидать продолжения "Заманback"?
- Да, у нас есть идеи для продолжения, и они нас очень вдохновляют. Мы придумали историю, которая, я уверен, понравится зрителям. Уже не терпится снова собраться с командой и приступить к работе. Если все пойдет по плану, вторую часть начнем снимать этим летом. Скажу лишь, что новая история будет не менее захватывающей и эмоциональной. Ждите, обещаем удивить!
- Будете пересматривать "Заманback" на Кинопоиске? И как часто вы вообще возвращаетесь к своим режиссерским работам?
- Признаюсь, не люблю пересматривать свои фильмы. Когда ты режиссер, всегда найдешь моменты, которые хочется доработать или изменить. Надеюсь, что наша история найдет свою аудиторию, особенно среди тех, кто не успел ее увидеть в кинотеатрах.