Четверть века назад независимый Казахстан объявил о переходе на собственные деньги. Реформа таких масштабов просто не могла пройти гладко, и на начальном периоде становления тенге жители молодой страны столкнулись с неожиданной проблемой.
Четверть века назад независимый Казахстан объявил о переходе на собственные деньги. Реформа таких масштабов просто не могла пройти гладко, и на начальном периоде становления тенге жители молодой страны столкнулись с неожиданной проблемой.
Коллекционер Сергей Перхальский рассказывает, что до 1996 года в Казахстане была очень сложная ситуация с дефицитом валюты. "Наличных денег в стране просто не хватало. Даже спустя несколько лет после официального выпуска нацвалюты многие из наших граждан ни разу не держали тенге в руках", - поясняет он.
Людям в то нелегкое время нужны были деньги. Им необходимо было есть, платить за коммунальные услуги и просто выживать. Из-за этого и появились "суррогаты" валюты.
1996 год. Три года после введения тенге. В Кызылорде не хватает денег, и местная администрация решает выпустить такие векселя.
"Вот и доказательство отсутствия наличных денег - такие векселя принимали в оплату коммунальных услуг и некоторых видов товаров. Этот вексель печатался в Казахстане, на типографии Центробанка", - рассказывает нам коллекционер.
Законность подобных практик - сложный вопрос. Сергей Перхальский считает, что здесь есть две стороны медали. "Подобные бумаги позиционировались как заем, то есть фактически векселя. Денег не было, поэтому таким образом занимали деньги у населения, люди получали наличку, на которую могли купить продуктов и оплатить коммунальные расходы", - говорит он.
"Это наши, темиртауские деньги. Выпускал их Карагандинский металлургический завод. Одно время этих купонов было больше, чем тенге, - это я вам говорю как местный житель", - уверяет нумизмат.
На эти купоны в Темиртау можно было покупать даже еду, номинал был до десяти. Курс: один к одному.
"Вот - семипалатинский маслихат. Читайте внимательнее, тогда это еще отдельная область была, герб, смотрите, наш изображен", - демонстрирует коллекционер.
На обороте подпись: "гашение до 1996 года". Печатались эти облигации на фабрике защищенной продукции в Новосибирске.
Эти "фантики" выпускались семипалатинской областной администрацией. В то время их называли "жакияновки"(в 1994-1997 годах главой областной администрации был Галымжан Жакиянов - прим. автора).
Такие бумаги тоже были в обороте вполне официально - печатала их местная типография, которая также выпускала упаковку для молочной продукции.
А это тоже Семипалатинск. На один талон можно было купить хлеб, другой заменял билет в автобусе.
"Вариантов тогда у людей особо не было. Либо получай зарплату такими фантиками, либо вообще ничего не получишь", - вспоминает коллекционер.
А ниже купоны из города Кентау. Они тоже официально выпускались местной администрацией. Этими кусочками газетной бумаги людям выдавали зарплату.
По словам коллекционера, многие предприятия начали выпуск собственной "валюты" еще до начала денежной реформы в ноябре 1993 года. Тогда в стране еще действовала советская валюта, но даже ее категорически не хватало. Начались задержки зарплат, а рабочих нельзя было лишать средств на существование, им необходимо было что-то есть.
"Рублей дефицит тоже был, а потом, когда перешли на тенге, проблема не решилась - объемов нацвалюты не хватало из-за сильной инфляции. Это еще одна причина перехода на такие суррогаты", - вспоминает Сергей Перхальский.
Следующий образец - один из самых знаменитых суррогатов. Эти талоны распространялись в городе Ермак, который сейчас переименован в Аксу.
Здесь номинал указан в рублях, так как появились эти талоны до денежной реформы, однако в обороте они находились до середины 90-х.
Что интересно, эти бумаги печатались в Югославии в обмен на продукцию завода.
Другое предприятие, ИртышГЭСстрой, сначала печатало талоны на принтере.
Затем типографским способом, а потом вообще ввели аналог собственных монет.
"Монетный двор официально подтвердил, что эти жетоны были отчеканены у них. Почему это произошло? Потому что даже фабрика по производству денег не могла чеканить монеты без электричества, которое им было предоставлено этим предприятием в обмен на жетоны. 1995 год", - рассказывает Сергей Перхальский.
Талоны на питание Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения
Шахты Саранска тоже выдавали свои "банкноты". Позиционировались эти бумаги как талоны на питание, однако на них видны номиналы.
Кстати, благодаря этим талонам можно наглядно понять соотношение старой и новой валюты при денежной реформе. После перехода на национальную валюту, номинал талонов был значительно снижен.
А вот самые первые облигации Казахстана 1992 года. Печатались они в Москве.
"Люди покупали их, но по ним в итоге практически ничего выплачено не было", - говорит нумизмат.
"А вот на конкретно эти талоны я лично покупал хлеб и консервы, - вспоминает он. - Да, да. Стоял в очереди, чтобы купить свежего хлеба. Денег не было, чтобы купить на них еды", - рассказывает Сергей Перхальский.
Его коллега, Игорь Талиманюк, тоже вспомнил случай из того времени: "У меня друг работал на заводе. Соседи у него спрашивали все время, мол, зачем ты ходишь-то на работу, все равно ведь не платят. А он ведь за еду туда ходил, вот такие талончики ему выдавали, он в баночку еду набирал и домой носил, чтобы своих кормить еще".
Коллекционеры Сергей Перхальский и Игорь Талиманюк
По словам нумизматов, изучать историю развития валюты в стране из таких свидетельств - их главная мотивация. "Конечно, и банкиры могут рассказать о нашей валюте, но банкиры работали в банке и получали зарплату наличными. Но это одна сторона, а была и другая. Становление валюты в первый период независимости как раз и показывают эти "фантики", которые люди получали вместо зарплаты до 1996 года. Это история", - говорит Сергей Перхальский.
В заключение коллекционеры показали государственный кредитный билет 1909 года.
"Хотите знать, что такое деньги? Вот они, перед вами. Раньше всякий знал, что он может получить за кусочек бумаги - был эквивалент, вот он прописан. Сейчас все уже по-другому", - заключил нумизмат.