До конца года туристский центр Visit Almaty планирует представить гид по объектам культуры и искусства южной столицы. Данное издание позволит гостям города поближе познакомиться не только с местными достопримечательностями, но и с образцами мирового общепризнанного искусства.
До конца года туристский центр Visit Almaty планирует представить гид по объектам культуры и искусства южной столицы. Данное издание позволит гостям города поближе познакомиться не только с местными достопримечательностями, но и с образцами мирового общепризнанного искусства.
Корреспондент Tengrinews.kz встретился с одним из составителей гида - Кристиной Бекмурзаевой, и прогулялся по главным арт-достопримечательностям Алматы.
Кристина Бекмурзаева - руководитель Центра молодых художников
Мы начинаем наш маршрут с Esentai Square - небольшой, по-европейски ухоженной площади близ одноименного бизнес-центра. Здесь установлена, можно сказать, одна из самых неожиданных скульптур в Алматы - "Сидящая женщина с фруктом".
Авторство работы принадлежит колумбийскому художнику Фернандо Боттеро. Женская фигура исполнена со свойственной латиноамериканским художникам сексуальной энергетикой. Она сильно напоминает Венеру Виллендорфскую - загадочную статуэтку, найденную в Австрии в начале ХХ века.
Многие искусствоведы склонны считать, что в ней заключен образ матери-земли. Стоимость скульптуры "Сидящая женщина с фруктом", по сведениям Forbes, оценивается в 2,6 миллиона долларов.
В нескольких метрах от Боттеро расположился Nomad Жауме Пленсы. Подобные литерные скульптуры установлены во многих уголках мира. Это некий международный культурный код.
Особенность каждой из скульптур - в определенной незаконченности. По задумке автора, каждый завершает скульптуру частицей себя. В некоторых масштабах это происходит буквально - зритель входит в скульптуру, которая оказывается соразмерной его размерам. Кроме того, буквы никогда не повторяются во фразах - это дает большой простор для индивидуального прочтения и понимания скульптуры. "Жауме Пленса сейчас что-то вроде рок-звезды в мире контемпорари-арта", - подчеркивает наш куратор.
Еще одной точкой соприкосновения Алматы с мировыми столицами является скульптура Ника Фиддиана Грина "Спокойная вода".
Первая скульптура головы лошади, склонившейся над водой, была установлена в Лондонском Гайд-парке. Художник, в свое время увлекшийся образом головы лошади Селены, высеченной из единого куска мрамора, продолжает тиражировать свою интерпретацию. Малые версии скульптуры находятся в частных коллекциях таких звезд, как Джоан Роулинг и Том Круз.
Место, которому необходимо уделить хотя бы один день пребывания в южной столице. Большая коллекция как современного казахского искусства, так и уникальные работы мастеров XVII-XVIII веков. После демонтажа забора вдоль улицы Сатпаева горожанам открылся внушительный парк скульптур, среди которых выделяется масштабная работа из жженых покрышек.
Замысловатое переплетение резины демонстрирует сцену из игры кокпар, когда два всадника сходятся на встречных порах в желании первым заполучить тушу козла. Автор скульптуры Молдакул Нарымбетов, один из участников арт-группы "Кызыл трактор", скончался в 2012 году. За его плечами десятки выставок и арт-манифестов. Скульптуры из резины - как визитная карточка автора: жук-скоробей, толкающий свой камень в гору, автомобиль "Победа", обшитый подобно бэт-мобилю, с крыши которого Нарымбетов раздавал бешбармак во время одного из ArtBatFest.
Художник всегда хотел вовлечь зрителя в свое представление. Будь то тенгрианский обряд освещения или простые игры с красками.
Временная экспозиция - Jameel Prize
29 октября музей принял у себя экспозицию королевского музея Виктории и Альберта. Премия Джамиля объединяет 11 художников - финалистов конкурса. Данная награда вручается раз в два года современным художникам и дизайнерам со всего мира, кто вдохновлен исламской традицией в искусстве, ремеслах и дизайне.
Одна из центральных работ выставки - экспозиция Bahia Shehab - египетской художницы. Во время волнений 2011-2013 годов Шехаб в знак протеста писала на стенах домов слово "la", что значит "нет".
Изображая это слово в разных начертаниях, художница решила изучить историю его написания и погрузилась в источники за 1400 лет. Собрав все необходимое, Шехаб издала книгу "Тысячекратное нет", где ни одно из начертаний диграфа не повторяется. Сейчас работа представлена единым панно с 1000 знаками.
Предания об архитектуре и декоративном искусстве Алма-Аты советского времени по-прежнему притягивают туристов. Кто-то даже остается, не то покоренный особым настроением города, не то в надежде спасти и сохранить то, что осталось. Так, американец Дэннис Кин не первый год проживает в Алматы, проводит экскурсии для иностранцев по городским достопримечательностям и ведет блог о советской архитектуре. Временами он открывает коренным горожанам потерянные или забытые сокровища декора, скульптуры или архитектуры.
Другой пример взаимоотношений - большая любовь горожан к работам Евгения Сидоркина. Уроженец Кировской области в 1957 году закончил репинское училище и прибыл на стажировку в Алма-Ату. Здесь, найдя свое призвание в книжной иллюстрации, Сидоркин начал знакомиться с глубинным пластом культурных знаний о жизни и быте казахов. Работал над оформлением казахских сказок, станковых автолитографий по казахским национальным играм, иллюстрациями к "Путь Абая" Мухтара Ауэзова.
Другая же сторона творчества Сидоркина, не столь очевидная большинству горожан, - граффито. Самые известные работы сейчас украшают Дворец спорта имени Балуана Шолака. Помимо уникального графического языка, работы обладают особенной фигурной пластикой, схожей с античными формами. Эмоциональные, но в то же время сдержанные. Восхищающие работой над телом и документирующие сюжет.
Еще одно граффито, находящееся сейчас не в лучшей форме, украшает боковой фасад кинотеатра Целинный. В нескольких сценах изображены быт и традиции народа.
Не так давно, буквально в прошлом месяце, Бауржан Шукенов, директор кинотеатра "Арман", демонтировал гипсокартонную стену, скрывавшую один из последних барельефов исторического ансамбля.
Когда-то кинотеатр "Арман" был воплощением всех последних идей общества. Уютный двухзальный кинотеатр, просторная галерея второго этажа, внутренний дворик с вечнозелеными растениями. В годы независимости функциональное назначение кинотеатра неоднократно менялось. На этом фоне терялись и декоративные элементы памятника архитектуры города.
В скором времени кинотеатр приступит к реконструкции свеженайденного барельефа. И, возможно, сюда, как и в советские годы, хлынут экскурсионные группы и неравнодушные горожане.
Еще одно посвящение Алматы зафиксировано на доме по улице Фурманова, ниже Курмангазы. Узнаваемый поп-арт-мотив, четкие американские линии 60-х годов прошлого века нашли свое воплощение в работе московской команды "310". Техника Роя Лихтенштейна, американского поп-арт-художника и близкого друга Энди Уорхола, продолжает находить свою реализацию в современном искусстве.
Несмотря на свою откровенно простую композиционную линию с минорным включением яблока как символа, граффити на этом углу в среде уличных художников считается знаковым. Это некое негласного разрешение на уличное искусство. С этого момента история вопроса "вандализм vs искусства" перестает быть радикальной и переносится в зону обсуждения "взаимовыгодного сотрудничества" креативных сообществ улиц и муниципалитета.
Еще один коллектив, обращающийся к теме современной интерпретации классического произведения, - мастодонты алматинского граффити - REPAS. Фантазия на тему Боттичелли украшает фасад дома на северо-западном углу перекрестка улиц Калдаякова и Кабанбай батыра. Афродита через призму SALE-мира, где доминируют уже не канонические сюжеты божественного Олимпа, а куда более прагматичные обычности происходящего. Если Боттичелли изображает сцену рождения, когда Зефир гонит раковину к берегу, то у REPAS Афродита преподносится как готовый акт свершившегося консьюмеризма. Даже относительная отдаленность полотна от крупных торговых центров не диссонирует с сюжетом - мотивы ясны с поверхности.
Что же касается самих REPAS, то эти люди делали себе имя еще в те времена, когда стрит-арт был "где-то в других местах, но только не у нас". Хаотичные надписи, так называемые метки территории, на протяжении нескольких месяцев предвещали большие работы и участие в арт-фестивалях. Сейчас REPAS - успешная форма сотрудничества уличного и коммерческого мира.
На западном фасаде дома номер 64 по улице Жибек Жолы минувшим летом появилась работа творческого коллектива DOXA. Ребята из Бишкека продолжают тему симбиоза классической живописи и уличного искусства. В качестве объекта для интерпретации DOXA выбрали мотив из творчества Камиля Шаяхметова. Осовременив некоторые детали, добавив ветроэнергетические установки в пейзаж, например, артисты разместили полотно на стене семиэтажного дома.
Работа появилась в рамках МуралФеста минувшей весной. Конечно же, среди зрителей есть как сторонники, так и противники подобного подхода. Можно или нет смешивать уличное и классическое - вопрос риторический, но факт того, что эта тема становится все популярнее, отрицать сложно.
Культовый представитель казахстанской граффити-культуры Паша Кас, пожалуй, куда известнее за рубежом, нежели дома. Отзывы на недавний манифест в Петербурге, где Паша обратился к творчеству Дэмьена Херста и предстал той самой акулой в формалине в попытке что-то донести через толщу стекла и воды, - лишнее тому подтверждение. CAS обращается к актуальному в первую очередь через визуальные формы.
"Танец", Темиртау. Фото со страницы Pasha Cas в социальной сети VK.
Первый же его проект "У стен есть уши" воспринимался одновременно и как некий партизанский манифест, и как шутка неизвестных граффитистов. Немногим позже художник нарушил покой утренней Абая близ Центрального стадиона. Повешенный на билборде манекен и строки о количестве самоубийств заставили вновь говорить о том, что Казахстан входит в лидирующие списки. Если обычно творчество CAS’а вызывает скорее осознание ситуации и попытки интерпретировать ее без поиска решения (Мунк на ядерном полигоне, Танцы в Темиртау), то работа "Давайте бояться вместе" с образом котенка по имени Гав из знакомого многим советского мультфильма дарит надежду. По-настоящему теплый арт призывает быть вместе и, как говорит искусствовед Кристина Бекмурзаева, это в первую очередь история о любви. Любви художника к зрителю.
Имя Эдуарда Казаряна знакомо даже тем, кто далек от искусства. Один из самых успешных скульпторов современного Казахстана. Его работы присутствуют во многих частных коллекциях, украшают общественные пространства и крупные торговые центры. Два года назад Казарян создал арт-центр по соседству со своей мастерской в нижней части города. Трехэтажное строение в смешанном архитектурном стиле позволяет показывать визуальное искусство практически любых форм.
Сегодня Kazarian Art Center принимает уникальную для Казахстана экспозицию - выставка живописи и графики Того Шинода и Норико Саито.
Шинода представляет печатную графику - объект культурного наследия Японии. Ее дедушка и отец имели отношение к императорской семье - они были каллиграфистами. Любовь к чему она и унаследовала. Будучи в 50-х годах в США, во времена самого расцвета абстракционизма, Шиноде посчастливилось познакомиться с Марком Ротко и Джексоном Поллоком. Влияние великих художников друг на друга сказалось на всех. Сегодня, спустя почти 70 лет, Шинода продолжает экспонироваться в крупнейших музеях мира, таких как Музей Гуггенхайма, МоМА, Бостон, и остается старейшей художницей в мире - ей 104 года.
В начале сентября на территории старого трамвайного депо открыл двери Центр молодых художников -свободное пространство, где художники, делающие первые шаги в искусстве, могут делиться идеями, проводить выставки, творить и получать знания. В центре работают несколько мастерских: мастерская "Дом", мастерские прикладного и современного искусства. На днях открывается лекторий.
"Тут работают над тем, чтобы создать теплую и непринужденную атмосферу, для того чтобы творческим людям было легче открыться, все по-домашнему и просто, - комментирует Кристина. - В центре есть возможность пообщаться с художниками, соприкоснуться с процессом".
Кроме выставок, резиденты центра экспериментируют в направлениях art&science и street art, ищут новые средства и инструменты для самовыражения, занимаются благотворительностью. Центр молодых художников - своеобразная творческая лаборатория, где рождаются собственные аутентичные ингредиенты культурного кода города.