ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
17 ноября 2015 | 10:34

Горячая узбекская самса вместо "Американского пирога"

ПОДЕЛИТЬСЯ

Узбекское кино называют УзБолливудом. Местный зритель любит свое отечественное кино. И каждая премьера нового фильма собирает полный зал. А таких премьер в год около 80. И производство кинофильмов растет ежегодно.


Иконка комментария блок соц сети

Узбекское кино называют УзБолливудом. Местный зритель любит свое отечественное кино. И каждая премьера нового фильма собирает полный зал. А таких премьер в год около 80. И производство кинофильмов растет ежегодно.

Национальное кино поддерживает государство

Национальный кинематограф в Узбекистане в почете и поэтому пользуется государственной поддержкой. Начиная с 1996 года последовательно принимались правительственные решения, в результате которых каждый год из госбюджета выделялись средства на развитие отечественного кинематографа. Так, в соответствии с указом президента Республики Узбекистан от 16 марта 2004 года "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" кабинетом министров было принято специальное постановление о финансировании национального кино. В год национальное агентство "Узбеккино" финансирует производство 15 единиц художественных фильмов, семь единиц мультипликационного кино, до 60 часов документальных и научно-популярных фильмов.

Узбекское кино условно можно поделить на государственное и частное. Первое - это патриотические картины, посвященные молодежи, любви к родине, дружбе народов. Они больше отражают государственную идеологию, поэтому некоторые фильмы скучны, но имеют хороший бюджет и профессиональный уровень. Достижением постсоветского узбекского кино можно назвать фильмы: "Оратор", "Девичий пастух" (режиссер Ю. Разыков), "Мальчики в небе" (режиссер З. Мусаков), "Феллини" (режиссер Н. Аббасов), "Источник" (режиссер Ё. Туйчиев), "Юрта" (режиссер А. Шахобиддинов), "18-й квадрат" (режиссер Д. Касымов). Все эти фильмы были сняты на государственные деньги.

Коммерческое узбекское кино

Помимо государственных кинокомпаний, в процесс кинопроизводства вовлечено 60 частных киностудий. Производство кино в Узбекистане - это еще и хороший бизнес. Частные киностудии снимают фильмы с бюджетом от 10 до 30 тысяч долларов США.

Саид Мухтаров, актер и режиссер, снимает фильмы с малым бюджетом в частной киностудии. Вся съемочная группа может уместиться на четырех легковушках.

"Каждый предприниматель имеет право продавать свою продукцию. Такова и цель этой студии - экспортировать свой товар. Например, продает же дехканин свою капусту - красиво упакованную и уложенную - в другие государства, так и мы можем создавать хорошее кино и продавать. У нас уже есть свой зритель в республике", - комментирует Саид Мухтар. Его фильм с рабочим названием "Проклятый сын" собрал хорошую кассу. Здесь представлены все любимые массовым зрителем ходы - драма, слезы, страдания и счастливый финал. "Киношники" в своем кругу такие фильмы называют "хан-тахта" - стол с короткими ножками. Что означает: снял фильм, показал, поднял деньги и положил на полку. Они  делаются как горячая узбекская самса - на скорую руку. Фильмы "Суперневестка" и "Жених напрокат" стали хитами последнего времени, они куплены зарубежными кинопрокатчиками. Картина, отснятая на частные деньги "Телба" - "Сумашедший", при бюджете в 40 тысяч долларов за 3 месяца собрала 180 000!

Бесплатные актеры

Конкуренция среди актеров острая. Иногда роли второго и третьего плана актеры играют совершенно бесплатно. Актриса Хосият Садыкова не пропускает ни одного кастинга и внимательно следит за новостями отечественного кинематографа. За свои роли в кино она гонорары не требует. "Почему бесплатно играю - потому что очень хочу этого. Надеюсь, в будущем кто-то из режиссеров заметит меня и предложит главную роль", - объясняет Хосият.


Хосият Садыкова

Звезда отечественного кино Шахзода Мухамедова считает, что путь на большой экран начинается с этого. "Мой первый дебютный фильм был "От заката до рассвета". Это была дебютная роль, поэтому я не получила гонорар. Если бы они заплатили гонорар, я бы не взяла, потому что это моя первая работа. Но я уже в кино более пяти лет и работаю за гонорар", - рассказывает актриса. Съемки в нескольких фильмах и сериалах сделали Шахзоду звездой узбекского кино. Сниматься за "просто так" - это тенденция и результат конкуренции в современном кинобизнесе. Актер Мухамадали Искандаров не так популярен у зрителей. Сыграл несколько ролей, но за деньги. "Бесплатных актеров"  не понимает. Считает,  что этим они принижают свое достоинство и компрометируют профессию актера. Сейчас Мухамадали пробует себя в качестве режиссера музыкальных клипов, проводит кастинги и выбирает актеров для собственного проекта.


Шахзода Мухамедова

Эльвира Токаева - начинающий режиссер, она снимает свое кино по собственному сценарию. По ее мнению,  современное узбекское кино в большинстве своем коммерческое, а значит, все должно быть соответственно оплачено.

В Узбекистане не принято писать о гонорарах актеров, которые они получают за съемки. По опросам продюсеров и режиссеров можно составить своего рода рейтинг, согласно которому Улугбек Кадыров получает за съемки 10 000 долларов. Дальше идут такие звезды, как Адиз Раджапов, Зарина Низамутдинова. Самый скромный гонорар - около 2000 долларов.


Эльвира Токаева

Одна из особенностей местного кинематографа - одни и те же актеры кочуют из фильма в фильм, сюжеты которых очень похожи. Это порой приводит зрителя в замешательство. Поэтому  режиссеры все чаще идут на риск и привлекают неизвестных молодых артистов. Большим вопросом остается то, что количество фильмов превалирует над качеством.

Драматургия - самый больной вопрос

Мэтр советского и узбекского кино Шухрат Аббасов считает, что в современном узбекском кино проблем больше, чем достижений. "Главная проблема узбекского кино - это отсутствие хороших и грамотных сценариев при большом количестве талантливых режиссеров. Нет драматургов, нет личностей, нет художественного образа в сценариях", - комментирует Аббасов. Киноклассика Шухрата Аббасова, снятая еще в советское время - "Ташкент - город хлебный", считается самым большим достижением киностудии "Узбекфильм".


Шухрат Аббасов

В прошлом 2014 году в национальное агентство "Узбеккино" поступило 98 сценариев от частных киностудий, и по 70 из них эксперты не рекомендовали продолжать съемки. Об этом сообщил СМИ начальник лицензионного отдела "Узбеккино" Рустам Шарипов.  

Детское кино

Последнее 20 лет в Узбекистане практически забыли о детском кино. Дело понятное, кино для детей не коммерческое и поэтому режиссеры не хотят рисковать. Образовавшийся вакуум решил восполнить молодой режиссер Сарвар Каримов. Он на свой страх и риск  в 2013 году снял фильм "Волшебная шапочка".

"Жил-был на свете мальчик по имени Хашим. Не желал он учиться, помогать матери по хозяйству, обижал сестренок и соседских мальчишек. Но вот однажды в руки этого лентяя и бесшабашного разгильдяя попала сказочная волшебная шапка, которая могла исполнить любое желание хозяина…"

Так ожила повесть-сказка, рассказанная еще в далекие 60-е годы прошлого века. А 1970 году книжку "Волшебная шапка" читали дети всего Советского Союза.

"Если вы делаете детское кино, у вас должна быть такая миссия - сделать детское кино или же государственная поддержка", - говорит Сарвар.  

Фильм молодого режиссера получил сразу два приза "Хрустальный ключ" XV  Московского кинофестиваля "Сказка" по номинациям "За юмор в сказке" и "За лучшую мужскую роль".

Узбекская фабрика грез на подъеме. На внутреннем рынке у нее нет конкурентов. Узбекистан - одна из немногих стран, где зрители предпочитают отечественное кино голливудскому. Крупнейший кинотеатр Ташкента "Панорамный" демонстрирует только отечественное кино, поэтому национальное агентство "Узбеккино" с гордостью сообщает, что за первое полугодие 2015 года оказаны киноуслуги 1 472 000 человек. Объем оказания услуг населению вырос по сравнению с данным периодом 2014 года на 122,8 процента. 

Шухрат Хуррамов, Ташкент 

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети