Узбекское кино называют УзБолливудом. Местный зритель любит свое отечественное кино. И каждая премьера нового фильма собирает полный зал. А таких премьер в год около 80. И производство кинофильмов растет ежегодно.
Узбекское кино называют УзБолливудом. Местный зритель любит свое отечественное кино. И каждая премьера нового фильма собирает полный зал. А таких премьер в год около 80. И производство кинофильмов растет ежегодно.
Национальное кино поддерживает государство
Национальный кинематограф в Узбекистане в почете и поэтому пользуется государственной поддержкой. Начиная с 1996 года последовательно принимались правительственные решения, в результате которых каждый год из госбюджета выделялись средства на развитие отечественного кинематографа. Так, в соответствии с указом президента Республики Узбекистан от 16 марта 2004 года "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" кабинетом министров было принято специальное постановление о финансировании национального кино. В год национальное агентство "Узбеккино" финансирует производство 15 единиц художественных фильмов, семь единиц мультипликационного кино, до 60 часов документальных и научно-популярных фильмов.
Узбекское кино условно можно поделить на государственное и частное. Первое - это патриотические картины, посвященные молодежи, любви к родине, дружбе народов. Они больше отражают государственную идеологию, поэтому некоторые фильмы скучны, но имеют хороший бюджет и профессиональный уровень. Достижением постсоветского узбекского кино можно назвать фильмы: "Оратор", "Девичий пастух" (режиссер Ю. Разыков), "Мальчики в небе" (режиссер З. Мусаков), "Феллини" (режиссер Н. Аббасов), "Источник" (режиссер Ё. Туйчиев), "Юрта" (режиссер А. Шахобиддинов), "18-й квадрат" (режиссер Д. Касымов). Все эти фильмы были сняты на государственные деньги.
Коммерческое узбекское кино
Помимо государственных кинокомпаний, в процесс кинопроизводства вовлечено 60 частных киностудий. Производство кино в Узбекистане - это еще и хороший бизнес. Частные киностудии снимают фильмы с бюджетом от 10 до 30 тысяч долларов США.
Саид Мухтаров, актер и режиссер, снимает фильмы с малым бюджетом в частной киностудии. Вся съемочная группа может уместиться на четырех легковушках.
"Каждый предприниматель имеет право продавать свою продукцию. Такова и цель этой студии - экспортировать свой товар. Например, продает же дехканин свою капусту - красиво упакованную и уложенную - в другие государства, так и мы можем создавать хорошее кино и продавать. У нас уже есть свой зритель в республике", - комментирует Саид Мухтар. Его фильм с рабочим названием "Проклятый сын" собрал хорошую кассу. Здесь представлены все любимые массовым зрителем ходы - драма, слезы, страдания и счастливый финал. "Киношники" в своем кругу такие фильмы называют "хан-тахта" - стол с короткими ножками. Что означает: снял фильм, показал, поднял деньги и положил на полку. Они делаются как горячая узбекская самса - на скорую руку. Фильмы "Суперневестка" и "Жених напрокат" стали хитами последнего времени, они куплены зарубежными кинопрокатчиками. Картина, отснятая на частные деньги "Телба" - "Сумашедший", при бюджете в 40 тысяч долларов за 3 месяца собрала 180 000!
Бесплатные актеры
Конкуренция среди актеров острая. Иногда роли второго и третьего плана актеры играют совершенно бесплатно. Актриса Хосият Садыкова не пропускает ни одного кастинга и внимательно следит за новостями отечественного кинематографа. За свои роли в кино она гонорары не требует. "Почему бесплатно играю - потому что очень хочу этого. Надеюсь, в будущем кто-то из режиссеров заметит меня и предложит главную роль", - объясняет Хосият.
Хосият Садыкова
Звезда отечественного кино Шахзода Мухамедова считает, что путь на большой экран начинается с этого. "Мой первый дебютный фильм был "От заката до рассвета". Это была дебютная роль, поэтому я не получила гонорар. Если бы они заплатили гонорар, я бы не взяла, потому что это моя первая работа. Но я уже в кино более пяти лет и работаю за гонорар", - рассказывает актриса. Съемки в нескольких фильмах и сериалах сделали Шахзоду звездой узбекского кино. Сниматься за "просто так" - это тенденция и результат конкуренции в современном кинобизнесе. Актер Мухамадали Искандаров не так популярен у зрителей. Сыграл несколько ролей, но за деньги. "Бесплатных актеров" не понимает. Считает, что этим они принижают свое достоинство и компрометируют профессию актера. Сейчас Мухамадали пробует себя в качестве режиссера музыкальных клипов, проводит кастинги и выбирает актеров для собственного проекта.
Шахзода Мухамедова
Эльвира Токаева - начинающий режиссер, она снимает свое кино по собственному сценарию. По ее мнению, современное узбекское кино в большинстве своем коммерческое, а значит, все должно быть соответственно оплачено.
В Узбекистане не принято писать о гонорарах актеров, которые они получают за съемки. По опросам продюсеров и режиссеров можно составить своего рода рейтинг, согласно которому Улугбек Кадыров получает за съемки 10 000 долларов. Дальше идут такие звезды, как Адиз Раджапов, Зарина Низамутдинова. Самый скромный гонорар - около 2000 долларов.
Эльвира Токаева
Одна из особенностей местного кинематографа - одни и те же актеры кочуют из фильма в фильм, сюжеты которых очень похожи. Это порой приводит зрителя в замешательство. Поэтому режиссеры все чаще идут на риск и привлекают неизвестных молодых артистов. Большим вопросом остается то, что количество фильмов превалирует над качеством.
Драматургия - самый больной вопрос
Мэтр советского и узбекского кино Шухрат Аббасов считает, что в современном узбекском кино проблем больше, чем достижений. "Главная проблема узбекского кино - это отсутствие хороших и грамотных сценариев при большом количестве талантливых режиссеров. Нет драматургов, нет личностей, нет художественного образа в сценариях", - комментирует Аббасов. Киноклассика Шухрата Аббасова, снятая еще в советское время - "Ташкент - город хлебный", считается самым большим достижением киностудии "Узбекфильм".
Шухрат Аббасов
В прошлом 2014 году в национальное агентство "Узбеккино" поступило 98 сценариев от частных киностудий, и по 70 из них эксперты не рекомендовали продолжать съемки. Об этом сообщил СМИ начальник лицензионного отдела "Узбеккино" Рустам Шарипов.
Детское кино
Последнее 20 лет в Узбекистане практически забыли о детском кино. Дело понятное, кино для детей не коммерческое и поэтому режиссеры не хотят рисковать. Образовавшийся вакуум решил восполнить молодой режиссер Сарвар Каримов. Он на свой страх и риск в 2013 году снял фильм "Волшебная шапочка".
"Жил-был на свете мальчик по имени Хашим. Не желал он учиться, помогать матери по хозяйству, обижал сестренок и соседских мальчишек. Но вот однажды в руки этого лентяя и бесшабашного разгильдяя попала сказочная волшебная шапка, которая могла исполнить любое желание хозяина…"
Так ожила повесть-сказка, рассказанная еще в далекие 60-е годы прошлого века. А 1970 году книжку "Волшебная шапка" читали дети всего Советского Союза.
"Если вы делаете детское кино, у вас должна быть такая миссия - сделать детское кино или же государственная поддержка", - говорит Сарвар.
Фильм молодого режиссера получил сразу два приза "Хрустальный ключ" XV Московского кинофестиваля "Сказка" по номинациям "За юмор в сказке" и "За лучшую мужскую роль".
Узбекская фабрика грез на подъеме. На внутреннем рынке у нее нет конкурентов. Узбекистан - одна из немногих стран, где зрители предпочитают отечественное кино голливудскому. Крупнейший кинотеатр Ташкента "Панорамный" демонстрирует только отечественное кино, поэтому национальное агентство "Узбеккино" с гордостью сообщает, что за первое полугодие 2015 года оказаны киноуслуги 1 472 000 человек. Объем оказания услуг населению вырос по сравнению с данным периодом 2014 года на 122,8 процента.
Шухрат Хуррамов, Ташкент