Благотворительность - это не так легко и, возможно, романтично, как могут подумать некоторые. Помимо благодарности за оказанную помощь, волонтеры нередко сталкиваются с полицией либо выслушивают в свой адрес оскорбления от тех, к кому они обратились за помощью. А иногда им даже поступают угрозы расправы. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказали в частном благотворительном фонде "Путь Милосердия". Это молодые ребята из Астаны, которые вот уже почти год занимаются помощью нуждающимся, собирают средства для тех, кому требуются сложные операции, а еще они хотят воплотить в жизнь один очень сложный проект, который позволит детям с ДЦП проходить реабилитацию в Казахстане, а не за границей.
Благотворительность - это не так легко и, возможно, романтично, как могут подумать некоторые. Помимо благодарности за оказанную помощь, волонтеры нередко сталкиваются с полицией либо выслушивают в свой адрес оскорбления от тех, к кому они обратились за помощью. А иногда им даже поступают угрозы расправы. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказали в частном благотворительном фонде "Путь Милосердия". Это молодые ребята из Астаны, которые вот уже почти год занимаются помощью нуждающимся, собирают средства для тех, кому требуются сложные операции, а еще они хотят воплотить в жизнь один очень сложный проект, который позволит детям с ДЦП проходить реабилитацию в Казахстане, а не за границей.
Упреки, оскорбления и полиция
Некоторые случаи, с которыми волонтеры фонда сталкиваются, сложно забыть.
"Одна женщина зарабатывала на больной бабушке. Она обзванивала все фонды, со слезами выпрашивала деньги якобы на лекарсва. А эти деньги, насколько нам известно, до самой бабушки даже не доходили. К сожалению, там сложно было что-то доказать, потому что эта женщина никакого доступа к бабушке не давала. Только выпрашивала деньги. Через полицию тоже ничего не докажешь. Как сейчас обстоят дела, мы не знаем, к сожалению. И так часто бывает. Звонят, просят деньги на лекарства. Мы говорим: "Давайте мы вам эти лекарства купим". А они в ответ требуют именно деньги. Тут сразу же все понятно становится", - рассказывает учредитель фонда Ян Павлов.
Достается и волонтерам, которые ходят по городу и предлагают прохожим пожертвовать деньги. К слову, на молодых людях надеты синие или зеленые накидки с названием благотворительного фонда и БИНом организации. Все документы можно проверить через QR-код.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"И вот что касается боксов (волонтеры ходят с папкой документов и коробками, в которые собираются деньги), наши волонтеры постоянно сталкиваются с упреками в свой адрес, оскорблениями. Иногда даже полицейские их задерживают. Статью им приписывают, что-то вроде приставания в общественном месте. Я потом выезжаю туда, объясняю, что у нас есть все разрешающие документы и наши волонтеры ничего не нарушают. Но я догадываюсь, почему такое отношения. Есть одна организация, которая также в Астане проводит сбор средств на улице, но другим способом (также ходят с папками в руках). Горожане уже знают, что собранные теми "волонтерами" деньги не доходят до нуждающихся, и поэтому на всех волонтеров, в том числе на наших, теперь реагируют негативно. По этой причине к волонтерам относятся скептически, и, чтобы это исправить, нужно много времени и сил.
Мы даже наняли юриста, чтобы разрешать подобные ситуации. Наши волонтеры - это в основном ребята, которым еще нет 18 лет. Представьте, какой это для них стресс. Есть у нас волонтеры с аутизмом, есть с ДЦП, которым сложно устроиться куда-то работать. Представьте, как им приятно быть причастными к помощи. К тому же вся работа наших волонтеров оплачивается.
Но хочу отметить, что мы сейчас будем уменьшать количество волонтеров, которые ходят с боксами по улицам, потому что мы уже сами устали от всех этих повторяющихся неприятных ситуаций. Горожане иногда слишком агрессивно себя ведут, когда наши волонтеры к ним подходят. Мы будем переходить на работу некоего call-центра, где также наши ребята будут писать письма в различные организации, которые могут оказать меценатскую поддержку на взаимовыгодных условиях. Также хотим участвовать в тендерах. В общем, мы пока над всем этим работаем", - делится Ян Павлов.
А вот в адрес руководства благотворительного фонда, бывало, даже поступали угрозы.
"Нам поступали угрозы от других благотворительных фондов, которые работают давно, но не очень честно. Были даже угрозы расправы. Не буду говорить названия. Если коротко, то их угрозы сводятся к тому, что мы либо перестаем работать честно и начинаем воровать деньги, как эти фонды, либо они сделают все, чтобы мы перестали работать. Были попытки некоторых фондов добиться слияния с ними, чтобы взять над нами контроль. Пока держимся. И сдаваться мы не собираемся", - признается Ян Павлов.
Нужно менять законы
Рассказал Ян Павлов и о противоречиях в законодательстве Казахстана.
"Сейчас мы сталкиваемся с проблемой: в законе о волонтерстве говорится, что волонтерами могут быть все, даже несовершеннолетние, только с разрешения родителей. Главное, чтобы не было опасности нравственности и угрозы здоровью, а также не мешало учебе. А вот в законе о благотворительности говорится, что сотрудниками могут быть только совершеннолетние. И все это противоречит друг другу. Однако люди старше 18 лет не пойдут работать волонтерами, за редким исключением.
Все потому что после 18 проще устроиться на работу. Как я уже говорил, у нас волонтерами работают в основном несовершеннолетние ребята. У них горят глаза, они хотят помогать. И это большое заблуждение, когда некоторые считают, что волонтеры не зарабатывают деньги. Волонтер не равно раб. Это такой же оплачиваемый труд. Но труд этот не из легких. Не каждый может быть волонтером. Здесь нужно быть готовым ко всему морально и физически", - рассказывает Ян Павлов.
Объяснил молодой человек и причину, по которой он сталкивается с угрозами в свой адрес от некоторых фондов. Причина тому - непрозрачность работы последних.
"К сожалению, сейчас наблюдается такая проблема, что никто за сферой волонтерства и благотворительности не следит. Нечестные на руку люди наживаются на этом, делают огромные деньги. И бывает даже так, что собранные деньги не доходят до нуждающихся в них. Я это знаю, потому что работал в разных общественных фондах на разных позициях и видел, как это происходило.
Помимо наших проектов, мы намерены работать с законом о волонтерстве и трудовым кодексом. Потому что волонтерство не защищено трудовым кодексом. Есть множество фактов мошенничества, обмана и введения волонтеров в заблуждение. Когда к нам приходят волонтеры, они очень боятся, что мы будем в числе тех, кто их обманет. Зарплаты в каждом общественном фонде разные. У нас установлено так: 30 процентов от сборов мы оставляем себе. Из них 20 процентов выплачиваем волонтерам и 10 процентов - руководству.
Я хочу, чтобы все фонды работали адекватно. По-человечески. К сожалению, нет прозрачности у некоторых фондов. Еще и коммерческие тайны какие-то. У нас, к примеру, коммерческой тайной является, только если меценат желает оставаться инкогнито, и ноу-хау организации (чтобы идеи не смогли украсть другие организации. - Прим.). Все остальное прозрачно. Но для всего этого нужно менять законы, и мы будем над этим работать, нужно лишь время", - сказал Ян Павлов.
Патриотизм. Помощь. Цель
Благотворительный фонд "Путь Милосердия" начал свою работу в Астане с августа 2022 года. За это время уже открылось представительство в Караганде, идет работа над запуском филиалов в Темиртау и Павлодаре. Учредитель Ян Павлов также рассказал корреспонденту Tengrinews.kz, что сейчас он и его команда работают над тремя проектами.
Первый проект. Этот проект в фонде называют патриотичным. Он нацелен на то, чтобы оказать помощь казахстанским художникам, о которых забыли после развала СССР.
"Мы хотим поднять тот художественный пласт Казахстана, который никому неизвестен. Все знают каких-то известных художников из-за рубежа, а о наших даже не слышали. Всю жизнь эти художники работали, когда существовал СССР, их поддерживали, а после развала о них забыли. Мы делаем значки, а также футболки с принтами картин наших художников и дарим их всем желающим за хорошие пожертвования. Часть вырученных средств идет на помощь нуждающимся в лечении детям, остальное – казахстанским художникам и родным художников, которых уже нет в живых.
Таким образом мы хотим вырастить поколение альтруистов. У людей должно быть понятие, что мы единый народ, что мы вместе, должны помогать друг-другу. Есть такая поговорка: "человек человеку волк", и очень жаль, что она активно продвигается в нашем обществе", - объясняет Ян Павлов.
На фото Ян Павлов в футболке с принтом рисунка одного из казахстанских художников
Второй проект. Он заключается в сборе средств на операции больным детям.
"Нам уже удалось собрать средства для 15 детей, которые ожидают своей очереди на операцию. Все операции будут проведены здесь, в Казахстане. Мы можем помочь большему количеству детей, но пока сбор средств ограничивается тем, что наши волонтеры ходят с боксами и собирают пожертвования. Кстати, с какими мы здесь сталкиваемся проблемами, расскажу чуть позже. Если нам удастся найти меценатов, которые будут готовы помогать, будет круто.
Уже во второй половине июня - с 19 по 23 число - к нам приедут врачи из России, так как в нашей стране пока нет таких специалистов, и они проведут сложнейшие операции шести казахстанским детям. У всех этих детей ДЦП с ортопедическими осложнениями. Кому-то улучшат, так сказать, качество хотьбы. Некоторые из детей вообще после операции смогут ходить, так как из-за диагноза они в какой-то момент перестали ходить. Они после операции будут загипсованы. Через полтора месяца гипс снимут, и после врачи будут наблюдать за их состоянием в течение года", - рассказал молодой человек.
Третий проект. Строительство реабилитационного центра в Алматы или Щучинске для детей с ДЦП.
"У нас уже есть план, проект составлен, даже нашли тех, кто обучит специалистов у нас. Нужно только найти меценатов, готовых вложиться в это. В этом центре дети с ДЦП из Казахстана и даже из ближайших стран смогут проходить полный цикл реабилитации не только в физическом плане, но и психологическом. И этот проект осуществим. Мы над этим работаем. На данный момент дети с этим диагнозом из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана ездят в реабилитационный центр "Сакура" в Челябинске. Это один из крупнейших и продвинутых центров. Почему бы у нас не построить такое же?" - рассказывает Ян Павлов.
Помимо этих проектов, в благотворительном фонде активно помогают нуждающимся. Кто-то обращается к ним сам, остальные включены в списки, предоставляемые акиматом.
"У нас с акиматом, к слову, заключен меморандум. Некоторые фонды помогают только, например, матерям-одиночкам. Мы же помогаем всем, и это прописано у нас в уставе", - говорит Ян, а после добавляет, что устав он писал самостоятельно. Как он объясняет, сделано это было намеренно, чтобы устав не был стандартным, словно скачанным из интернета, и в нем в том числе был расширен круг тех, кому фонд может помогать. Увы, по этой же причине благотворители столкнулись с людской наглостью.
Подробные отчеты о тех, кому помог фонд, публикуются в социальных сетях.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"У нас в уставе указано, что помощь мы можем оказывать всем: отцам-одиночкам, детям-отказникам, инвалидам, малообеспеченным семьям, социально уязвимым слоям. В общем, повторюсь, всем. Но иногда сами нуждающиеся, которые к нам обращаются, вызывают много вопросов.… Пришли как-то совершенно непонятные люди, по виду было ясно, что выпивают. И прямо говорят: "Дайте денег". Мы у них спросили, действительно ли они нуждаются. Они ответили: "Мы слышали, тут деньги раздают, дайте денег".
Конечно, помощь мы оказываем только тем, у кого есть какие-либо подтверждающие документы: справка о потере кормильца, подтверждение инвалидности. Если социально уязвимые, то смотрим, как они живут, снимают ли жилье, и так далее. Потому что бывали случаи, когда в списках нуждающихся оказывались те, кто живет, извините, лучше, чем я. Вещи, которые просят нуждающиеся, когда мы их им приносим, некоторые смотрят, что нет бирок и вещи эти уже не новые, они отказываются их принимать. Хотя вещи эти выглядят хорошо, мы все проверяем. Это очень сложные моменты, но они есть и будут, это наша работа. Помогать мы не перестанем", - резюмировал Ян Павлов.
Беседовал: Иван Сухоруков.