Tengrinews.kz опубликовал статью о том, сколько, по нашим подсчётам, могли потратить власти Алматы на масштабную модернизацию городского освещения.
В материале мы упоминали Азамата Молдакасимова — крупного бизнесмена, мецената и человека, кто участвовал в проекте по наружному освещению города с 2019 по 2023 год, который провалился.
Мы решили подробнее рассказать о его роли в этом неудавшемся проекте и о том, как освещение в Алматы было сначала монополизировано, а потом размонополизировано.
Досудебная претензия
Для начала объясним, почему мы решили посвятить целую статью Азамату Балтагулулы Молдакасимову и неудачной кампании по освещению Алматы, которая началась ещё шесть лет назад.
Дело в том, что редакция получила досудебную претензию от вышеназванного человека. В своей жалобе Молдакасимов обвинил Tengrinews.kz в "искажении фактов" в вышеупомянутой статье и настаивает на их опровержении.
Конкретно бизнесмен и брат бывшего главного санврача Алматы Айзат Молдакасимовой считает, что не соответствует действительности следующий текст в нашем материале (выделено жирным):
"После скандала с перебоями Байбек заключил договор частно-государственного партнёрства с консорциумом из трёх компаний: ТОО ABM-Вuilding 2007, ТОО "Электроремонт" и ТОО "ABM-Project". Без проведения тендера организации достался договор на 43,6 миллиарда тенге по повторной модернизации всего уличного освещения в Алматы с 2019 по 2026 год. Руководителем консорциума на тот момент был Азамат Молдакасимов — брат бывшего главного санврача Алматы Айзат Молдагасимовой".
В претензии Молдакасимов утверждает, что "не является руководителем консорциума" и что "несостоятельными являются изложенные в статье обстоятельства о том, что "без проведения тендера организации достался договор". Именно эти два пункта должны быть опровергнуты, по его мнению.
Он крайне не согласен с этой формулировкой и в своей претензии уточняет, что "консорциум заключил договор на основании конкурса и тендерной документации".
Далее разберём, что именно мы имели в виду.
Консорциум и его руководители
Начнём по порядку. Модернизация наружного освещения в Алматы началась ещё в 2016 году, однако всё это время претерпевала неудачу за неудачей. В какой-то момент акимат передал контроль за освещением подведомственному ТОО "Алматы Қала Жарық" и в следующие два года начались первые серьёзные перебои со светом на городских улицах.
После многочисленных скандалов по этому поводу горадминистрация заключает договор государственно-частного партнёрства о модернизации уличного освещения.
Изначальная его стоимость составляла 27,1 миллиарда тенге. Крупный контракт достался консорциуму из трёх компаний: ТОО "Электроремонт", ТОО "ABM-Вuilding 2007" и ТОО "ABM-Project".
Договор между Управлением энергетики и коммунального хозяйства Алматы, ТОО "Алматы Қала Жарық" и консорциумом был подписан 20 ноября 2018 года.
На тот момент, когда власти Алматы подписали договор ГЧП с консорциумом из трёх компаний — Азамат Молдакасимов был единственным владельцем одной из них.
По крайней мере, так значится в Egov:
Выписка из Egov.kz
Более того, в самом договоре ГЧП, который есть в распоряжении редакции, "Электроремонт" упоминается как головная компания консорциума, и от её имени он и подписан.
Из этого же документа становится известно, что 25 августа 2018 года две другие компании выдали договорённости, подтверждающие полномочия "Электроремонта" представлять консорциум.
Скриншот договора
Тут также важно разобраться, кому принадлежали эти предприятия на момент подписания контракта.
ТОО "Электроремонт"
Согласно выпискам с Egov.kz, компания "Электроремонт" была зарегистрирована 25 июля 2001 года. Указанный вид деятельности — строительство линий электропередач и телекоммуникаций.
На момент её создания в справке не указано ни одного учредителя, зато в графе "руководитель" указан Молдакасимов Азамат Балтагулулы.
Выписка из Egov.kz
Долгие годы в госреестре господин Молдакасимов числился единственным руководителем этой организации. Однако всё изменилось 4 апреля 2008 года. С того времени Молдакасимов стал не только единственным руководителем, но и учредителем данной организации.
Выписка из Egov.kz
И числился владельцем компании Молдакасимов до 2 февраля 2009 года. После этого и учредителем, и руководителем ТОО "Электроремонт" стал некто по имени Анархул Кожабеков.
Однако Азамат Балтагулулы вернул себе бразды правления 27 апреля 2012 года. Судя по выписке из реестра, с этого дня и вплоть до 3 марта 2022-го он был учредителем ТОО "Электроремонт", а руководителем был записан Анархул Кожабеков.
После 2022 года и по сей день учредителем "Электроремонта" числится человек по имени Болат Шаяхметов. Однако это для нас не самое существенное.
Нас интересует тот период времени, о котором шла речь в предыдущей статье, к которой возникли претензии.
ТОО "ABM-Building 2007"
Кроме "Электроремонта" в консорциум, судя по договору ГЧП, вводилось ТОО "ABM-Building 2007".
И с ним ситуация немного отличается от предыдущей.
Эта компания была образована 28 марта 2005 года. Правда, тогда она называлась ТОО "ЭНЕРГО-ПРОЕКТ 2030".
И как вы уже могли догадаться, первым учредителем и руководителем этой организации был никто иной, как Азамат Молдакасимов.
Выписка из Egov.kz
А переименована в "ABM-Building 2007" была 16 мая 2007 года и под этим названием вошла в консорциум.
В статусе владельца компании Молдакасимов пробыл до 13 июля 2016 года. А после учредителем становится некто Мадина Молдакасымова.
ТОО "ABM Project"
Третья компания из консорциума была зарегистрирована 15 февраля 2010 года. Официально указывалось, что "ABM Project" занималось предоставлением прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки.
И с этим ТОО ситуация очень похожая.
По данным Egov руководителем и единственным учредителем этой компании при её создании был... да, Азамат Молдакасимов:
Выписка из Egov.kz
И пробыл тут в этом статусе дольше всего.
21 сентября 2016 года состав учредителей расширяется. Долю в компании вместе с бизнесменом разделяет некто Бакытжан Малшибаев, однако Молдакасимов дополнительно сохраняет за собой и статус руководителя.
Официально Молдакасимов покидает компанию только 4 марта 2022 года. Тогда учредителями становятся Бакытжан Малшибаев и Ізтай Бағдат.
Ответ: и руководителем, и одним из учредителей:
Выписка из Egov.kz
Итак, какой вывод можно сделать?
Возможно, сейчас Азамат Молдакасимов и "не является руководителем консорциума", как он указал в своей претензии.
Но в оспариваемом им материале мы указали, что он был руководителем консорциума на тот момент (речь о 2018 годе).
Исходя из выписок с Egov.kz, на момент подписания договора ГЧП с акиматом Алматы по модернизации городского освещения Азамат Молдакасимов напрямую владел двумя из трёх компаний консорциума (в том числе головной).
Можно на основании этого утверждать, что он руководил консорциумом и нужно ли тут что-то опровергать?
Договор на 43 миллиарда
Следующая претензия бизнесмена связана с нашим тезисом о том, что консорциуму из трёх компаний "без проведения тендера достался ". Сам он утверждает, что конкурс был и на его основании был заключён контракт. Что ж, разберёмся.
Но нужно отметить, что госзакупки и не проводились.
Договор был заключён по принципу государственно-частного партнерства, которое регулируется соответствующим законом. Это форма сотрудничества, при которой государство и частный бизнес вместе реализуют какой-то проект, который нужен обществу. Работает по следующему принципу:
- государство предоставляет объект и гарантирует оплату или поддержку;
- бизнес вкладывает свои деньги, строит, ремонтирует или управляет объектом;
- потом государство постепенно возвращает частному партнёру его затраты и платит за работу.
Важно отметить, что такие договоры рассчитаны на долгосрочное сотрудничество на пять, 10, 15, 30 лет, где бизнес не только продаёт услугу, но и инвестирует свои деньги, а государство гарантирует возврат и совместную ответственность за проект.
Чаще всего под такие проекты подпадают: строительство школ, больниц, детсадов, проекты в энергетике или модернизация уличного освещения.
Партнёры для ГЧП могут выбираться двумя способами: посредством конкурса или прямым подписанием договора.
Есть ещё одна существенная разница — по конкурсам ГЧП нет открытой базы данных, как по госзакупкам.
Всё, что есть — реестр проектов ГЧП, однако там публикуют только итоги рассмотрений. То есть выбранного подрядчика и суммы, которые потратят две стороны. Однако там не указывается ни количество потенциальных участников (конкурентов), ни перечня поданных заявок, ни протоколов вскрытия, ни обоснований для выбора поставщика — ничего.
Критика такого способа закупок звучала даже от депутатов. В частности, Самат Акишев утверждал в 2022 году (был на тот момент мажилисменом), что заказчики используют механизм ГЧП для обхода процедур государственных закупок.
В качестве примера он указал, что в Алматы так "ремонтировали дороги и тротуары, занимались озеленением, модернизировали уличное освещение".
Также он отметил, что есть практика, когда акиматы заключали договоры ГЧП без конкурса, прикрываясь правом интеллектуальной собственности, и тут он вновь приводил в пример модернизацию уличного освещения.
"Это вновь модернизация уличного освещения и видеонаблюдения, передачи без конкурса госимущества — целых спортивных комплексов и даже станции скорой помощи... При этом акиматы возмещают все затраты частных партнёров, а также выплачивают чистую прибыль за счёт бюджетных средств. Это очень дорого. А кто подсчитывает реальный эффект?" — задавался вопросом депутат.
В заключение он отметил, что в рамках ГЧП реализуются дорогостоящие проекты, не решающие проблемы доступа населения к социальной инфраструктуре и системам жизнеобеспечения. В связи с этим он предложил исключить механизм прямых переговоров и модернизировать нормативно-правовую базу для проектов ГЧП.
К слову, депутат оказался прав в своих высказываниях, так как проект ГЧП, заключённый между консорциумом и управлением акимата общей стоимостью более 27 миллиардов тенге, судя по критике Президента, так и не решил проблему с освещением в Алматы.
В конце 2021 года акимат инициировал государственную проверку консорциума. По её результатам было принято решение расторгнуть договор ГЧП через суд. В ответ подрядчик подал апелляционную жалобу с требованием признать действия структурных подразделений акимата и городской коммунальной службы незаконными.
После Январских событий 2022 года сотрудничество с компаниями приостановили.
Примечательно, что за этот период проект ГЧП по освещению не только создавал проблемы властям и гражданам, но и рос в цене. Так, по данным акимата, с 2019 по 2023 год стоимость проекта выросла до 43,6 миллиарда тенге в связи с увеличением объёма работ.
Более того, подрядчику в лице консорциума, связанного с Молдакасимовым, было уплачено 26,9 миллиарда тенге в счёт возмещения его инвестиций и затрат на обслуживание.
При этом власти утверждали, что все заявленные работы подрядчик не выполнил.
"По договору частный партнёр в период с 2019 по 2023 год должен был инвестировать 12,5 миллиарда тенге и модернизировать более 44 тысяч светоточек. Частный партнёр модернизировал 13,5 тысячи светоточек, то есть не выполнил свои обязательства по договору", — сообщали в акимате.
Сомнительные пункты договора
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание, — сам договор ГЧП между консорциумом и властями Алматы, который оказался в нашем распоряжении.
Мы изучили договор и обнаружили несколько интересных моментов.
К примеру, в тексте договора между управлением энергетики Алматы, "Кала Жарык" и консорциумом неоднократно упоминается "конкурсная документация", но в самом договоре нет ни протокола, ни результатов конкурса, ни описания процедуры выбора победителя. Договор лишь требует соответствия требованиям конкурсной документации, но не закрепляет дату, протокол, перечень участников или критерии оценки.
Мы запросили у представителей Азамата Молдакасимова документы о процессе отбора поставщиков по модернизации освещения, однако нам ответили, что "документы сгорели при пожаре в акимате во время Январских событий".
Также стоит обратить внимание на техническую часть, а именно — описание ламп, светильников и прочего оборудования. В приложении 1 к договору прописаны очень конкретные, подробные и узконаправленные характеристики. Так, например, светильники должны иметь определенный класс защиты.
Скриншот договора
Иметь определенную мощность, а именно — не менее 130 люменов/Ватт.
Скриншот договора
Соответствовать определённому показателю цветопередачи, цветовой температуры и сроку службы.
Скриншот договора
Соответствовать не менее семи стандартам:
Скриншот договора
А также перед установкой потенциальному поставщику необходимо было предоставить не менее 17 деклараций, отчётов об испытаниях и сертификатов определённого стандарта, которые прописаны в отдельной таблице.



Скриншоты договора
И это далеко не все технические требования, которые указаны в договоре ГЧП на модернизацию светильников. Отметим, что когда в техзаданиях к потенциальным поставщикам публикуют настолько подробные требования, это существенно ограничивает честную конкуренцию, так как не все потенциальные поставщики могут предложить продукцию, отвечающую всем параметрам.
Это ещё не все, что заинтересовало нас в этом договоре. К примеру, в разделе про права и обязанности частного партнёра говорится, что поставщик имеет широкие полномочия по выбору подрядчиков. Там прямо говорится, что определять их он может без какого-либо согласования или одобрения — имеется в виду со стороны госпартнёров.
Скриншот договора
Также стоит обратить внимание на пункт о конфиденциальности, который ограничивает всю доступную информацию о данном проекте. Согласно этому пункту, любая информация, полученная в процессе выполнения договора, считается конфиденциальной и не может передаваться третьим лицам без согласия второй стороны.
Исключения составляют запросы суда, правоохранительных органов или инвестору. Подобные ограничения могли препятствовать публичной проверке проекта.
Скриншот договора
Также отметим, что в договоре есть пункт о том, что частный партнёр по своему усмотрению выбирает страховые компании в соответствии с законодательством. При этом рейтинг страховой компании не должен быть ниже оценки "В-" рейтинга Standard & Poor's, опыт работы на рынке страхования Казахстана не менее 10 лет. Формально это требование связано со снижением рисков, но на практике также ограничивает конкуренцию среди потенциальных страховщиков.
Скриншот договора
Кроме того, в Приложении 2 график и расчёт выплат заявлен как предварительный и подлежащий корректировке после экспертизы проектно-сметной документации.
В итоге напомним, что сумма контракта выросла с 27,1 до 43,6 миллиарда тенге.
Скриншот договора
В результате получается, что:
- В договоре есть ссылки на конкурсную документацию, но в самом договоре нет ни единого протокола, даты конкурса и списка участников.
- Когда мы запросили доказательства проведения конкурса, нам сообщили, что их нет.
- Техническое задание содержит узкие параметры, упоминание модели светильника и выглядят, как требование для узкого круга поставщиков.
- Частный партнёр имел право заключать все ключевые подрядные и поставочные договоры без согласия госпартнёров.
- Конфиденциальность усложняет публичную проверку исполнения договора.
- Различные компенсации, возможность изменения суммы договора и длительный срок эксплуатации делают договор крайне выгодным для конкретного поставщика.
Все это не отменяет факта, что в контракте указано, что он заключён на основе конкурса. Это мы признаём. И это наше опровержение. Но всё-таки классических госзакупок, которые мы имели в виду, говоря, что договор достался консорциуму "без проведения тендера", не было.
Приватизация и возвращение в госсобственность "Алматы Қала Жарық"
Однако не только указанные выше моменты фигурировали в скандале с освещением Алматы и роль Молдакасимова не ограничивается ими.
Позднее выяснилось, что он даже успел побыть монополистом в вопросе осветительных работ.
Дело в том, что в 2022 году он приватизировал "Алматы Қала Жарық" через компанию "ABM Group.com". К слову, он до сих пор числится учредителем этой организации. Интересно, что приобрёл он государственное предприятие в три раза дешевле рыночной стоимости, что отмечали впоследствии даже прокуроры.
Сумма сделки составила 4,6 миллиарда тенге при оценочной стоимости в 14,8 миллиарда тенге.
На ситуацию обратило внимание Агентство по защите и развитию конкуренции, которое заявило, что консорциум, который связан с Молдакасимовым, стал монополистом, а это противоречит закону.
Весь этот процесс превратился в настоящую войну за освещение, разбирательства шли ещё долго, в том числе судебные. Около ста рабочих, обслуживавших фонари в Алматы, жаловались, что пять месяцев не получали зарплату. Акимату даже приходилось объясняться, что они перед тем самым частным партнёром не имеют никаких задолженностей.
Точка в конфликте была поставлена в октябре 2023 года: акимат выиграл суд и расторг договор партнёрства, а "Алматы Қала Жарық" вернули в госсобственность и дали ей контроль над освещением.
Согласно решению суда, антимонопольный орган установил, что предприятие занимало монопольное положение на рынке наружного освещения. Приватизация государственного предприятия должна была быть одобрена правительством Казахстана, но этого сделано не было. Поэтому решение акимата продать это "Алматы Қала Жарық" противоречило закону о государственном имуществе и ограничивает конкуренцию, создавая частную монополию.
В целом из всего этого можно сделать вывод, что в какой-то момент Азамат Молдакасимов буквально стал монополистом в сфере освещения (что признано судом), хоть и ненадолго. И это интересно, учитывая его связи с компаниями, которые выиграли крупный контракт на модернизацию освещения в Алматы, а также приватизация "Алматы Қала Жарық".
В итоге с проектами по освещению мегаполиса Молдакасимов больше не связан. Но история заметная и во многом поучительная.