Мы хотим рассказать вам про сельского писателя, который живет на севере Казахстана. За свою жизнь он издал 29 книг и сейчас набирается сил, чтобы написать юбилейную 30-ю книгу. Корреспондент Tengrinews.kz побывал у него в гостях и стал свидетелем очень трогательной истории.
Мы хотим рассказать вам про сельского писателя, который живет на севере Казахстана. За свою жизнь он издал 29 книг и сейчас набирается сил, чтобы написать юбилейную 30-ю книгу. Корреспондент Tengrinews.kz побывал у него в гостях и стал свидетелем очень трогательной истории.
Дело происходит в селе Явленка. Зовут его Михаил Петрович, ее - Лидия Степановна. Сейчас они сидят на одном диванчике, но на самом деле они уже давно в официальном разводе. Перед тем как я сделаю это фото, Михаил Петрович продолжительное время готовится, поправляет подушку Лидии Степановне, чтобы ей было комфортно сидеть.
"Я это все уберу, минуточку, ага, вот так, правильно, чтобы тебе опереться можно было", - заботится Михаил Петрович Ключеров.
Место, где мы находимся, - это квартира Лидии Степановны. К ней мы еще вернемся, а пока перенесемся в квартиру Михаила Петровича, где он живет один. Там у нас состоялся очень откровенный разговор, который принято вести тет-а-тет.
"Через 17 лет после женитьбы мы разошлись, я оставил ей трехкомнатную квартиру, которую получил через ЦК КПСС", - начал свой рассказ пенсионер, ему, как и Лидии Степановне, 81 год.
"Если честно признаться, с глазу на глаз, как мужчина мужчине: сейчас мы с ней живем в отношениях лучше, чем если бы жили вместе. Я являюсь ее добровольным социальным работником, как волонтер, потому что она едва передвигается по комнате с палочкой.
Квартира Михаила Петровича
Если надо, она звонит мне, составляет список в аптеку или магазин, я иду, покупаю лекарства или продукты и отношу ей. У нее есть маленький огородик, я хожу, его поливаю, копаю, окучиваю картошку и все остальное, все, что необходимо, поскольку она сама уже делать ничего не может.
Зимой, когда были перебои с водой, я набирал у себя и носил ей воду (нужно отметить, что расстояние между домами Михаила Петровича и Лидии Степановны для молодежи может показаться не таким уж большим, но для людей в возрасте очень даже немалое).
А когда не было отопления, я покупал дрова, полмашины себе оставлял, полмашины ей выгружал и потом дрова эти заносил, чтобы она топила печь. Так что тут все нормально, мы довольны друг другом", - говорит Ключеров.
У них есть дочь, которая живет в России, и внук в Петропавловске, которые по возможности навещают пенсионеров.
"Меня радует быть для нее добровольным социальным работником и она (Лидия Степановна) души не чает и радуется, понимаете, что мы в лучших отношениях, чем если бы жили вместе. Ну, всякое в семье бывает. Мы официально разошлись, но, несмотря на это, поддерживаем исключительно теплые, дружеские, доверительные и заботливые отношения. Она обо мне заботится, а я о ней. Вот она позвонила, на 12 часов пригласила, видимо, что-то надо", - говорит Михаил Петрович и начинает собираться, потому что время уже подходит к 12.
Он уже 42-ой год один, но одиноким себя не считает.
"А если бы вы не развелись тогда, как думаете, отношения у вас испортились бы?" - поинтересовался я.
"Я думаю, что нет, наладились, может быть. Просто мы поняли бы свои ошибки, сделали бы вывод, и я думаю, продолжали бы жить. Единственное, в любой семье бывают стычки, скандалы, их сейчас нет, а при совместной жизни, может быть, иногда из-за чего-то могли бы и поскандалить немножко. Все могло быть, трудно предугадать, все-таки 41 год прошел. Я не жалею нисколько, и она не жалеет об этом абсолютно", - рассуждает житель села Явленка.
Мы выходим с ним на улицу и направляемся к дому Лидии Степановны.
У нее очень светлая квартира, чисто и уютно.
Квартира Лидии Степановны
"Михаил Петрович сказал, что сейчас вы живете даже дружнее, чем бы жили в браке, это правда?" - осторожно поинтересовался я.
"Это на 100 процентов правда, мы сейчас только осознали, что надо друг другу помогать", - отвечает Лидия Степановна.
"Точно, я уже говорил, если бы жили (в браке), то скандалили бы частенько по пустякам, а сейчас понимаем друг друга, я сам уже об этом сколько раз думал", - улыбается Михаил Петрович.
"А почему так?" - спросил я.
"Наверное, ошибки молодости были, а сейчас уже возраст", - рассуждает Лидия Степановна.
"С возрастом люди умнеют", - добавляет Михаил Петрович.
"Все осознаем", - подтверждает Лидия Степановна.
Они мирно беседуют, тем временем о мои ноги мурлыча трется кошка, на улице светит солнце и идет размеренная сельская жизнь.
Я собрался уходить, и пенсионеры очень осторожно поинтересовались, могут ли они спросить кое о чем. Есть один вопрос, который их очень сильно заботит. Зима не за горами, а в их домах бывают перебои с отоплением и водой.
"Много лет дом отапливался от центральной кочегарки, в позапрошлом году нас переключали к другой кочегарке, у нас было тепло, очень хорошо, теперь в прошлую зиму нас снова подключили к центральной, как и прежде, но давление почему-то в наш дом не доходит, мы замерзали всю зиму. Особенно последняя квартира, те капитально замерзали, они всю зиму в фуфайке и в валенках ходили", - говорит Лидия Степановна.
"А оплату такую же берут, как и с тех, кто обеспечен надежным теплом и водой. Мы воюем", - добавил Михаил Петрович.
Дом этот находится по адресу: Ленина 2, его сами жильцы в шутку называют домом инвалидов и пенсионеров, потому что в нем и живут таковые. Например, по соседству живет труженица тыла, жена фронтовика, которой уже за 90 лет.
Михаил Петрович отправляется в магазин, нужно купить продуктов по просьбе Лидии Степановны. Затем он снова вернется к себе, к своим книгам.
Его книги - это отдельная тема. Большая часть из них - это исследование родного края. Меня больше всего впечатлила книга "Письма фронтовые", это письма, которые Михаил Петрович собирал по всем селам и аулам района. Отдельного внимания заслуживает глава книги "Эпистолярный роман влюбленных сердец" - очень эмоциональная история о том, как юноша ушел на войну и на протяжении нескольких лет переписывался со своей возлюбленной. Он был несколько раз серьезно ранен, но в итоге вернулся домой к своей единственной и неповторимой. Когда читаешь эти личные письма, кажется, что смотришь кино, но когда осознаешь, что все это не вымысел, а реальная жизнь, мурашки проходят по телу. Пожелаем же Михаилу Петровичу реализовать задуманное и издать свою тридцатую книгу.