Казахстанка Диана Сагиева живет в Южной Корее относительно недавно. Но за это время успела создать успешный видеоблог, который насчитывает уже более ста тысяч подписчиков. На своем канале в YouTube Диана рассказывает о жизни в Южной Корее, делится интересными наблюдениями и дает полезные советы тем, кто хочет посетить страну. О том, как WhatsАpp-рассылки для родных превратились в хобби, а затем и в полноценную работу, Диана рассказала в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz.
Казахстанка Диана Сагиева живет в Южной Корее относительно недавно. Но за это время успела создать успешный видеоблог, который насчитывает уже более ста тысяч подписчиков. На своем канале в YouTube Диана рассказывает о жизни в Южной Корее, делится интересными наблюдениями и дает полезные советы тем, кто хочет посетить страну. О том, как WhatsАpp-рассылки для родных превратились в хобби, а затем и в полноценную работу, Диана рассказала в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz.
О переезде в Корею
Мой муж - гражданин Южной Кореи, мы познакомились в 2001 году в Алматы, куда он приехал как волонтер KOICA (Korean Organization International Cooperation Agency). Он тренировал национальную сборную Казахстана по таеквондо, поскольку является мастером спорта международного класса по таеквондо, у него 4-й дан, черный пояс.
Поженились в 2003 году в Корее и сразу вернулись в Алматы, ему нравится наш прекрасный город. Но визу как мужу казахстанки ему не давали. В виде на жительство тоже отказали. Он жил по рабочей визе, приходилось постоянно выезжать в Бишкек.
Диана с мужем. Фото из личного архива
В 2011 году, когда муж в очередной раз поехал в Кыргызстан для выезда-въезда, в Бишкеке случилась революция. Это было очень страшно. Я переживала, не могла дозвониться до мужа, он не брал трубку. После этого я уже не хотела, чтобы он ездил в Кыргызстан, а пересекать границу все равно надо было. В конце концов он устал и решил вернуться в Корею. К тому же грянула очередная волна девальвации.
В 2014-м мы переехали в родной город мужа - Кванджу. К тому моменту у нас было уже трое детей.
Дочки Дианы. Фото из личного архива
В Казахстане я была врачом-патологоанатомом, одно время работала в Каз НИИ онкологии и радиологии. Потом ушла в декрет с первым ребенком и больше в медицину не вернулась, хотя поступила в аспирантуру.
В Корее первое время сидела дома с младшей дочкой, ей на момент переезда было 9 месяцев. Мы не знали корейского языка, муж за 13 лет жизни в Казахстане сам выучил русский. Да и учить корейский в Казахстане накладно, а в Корее иностранных жен обучают языку бесплатно.
Как зародился YouTube-канал
После нашего переезда в Корею родные и друзья постоянно спрашивали, как мы устроились. Я снимала коротенькие видео и рассылала им по WhatsАpp. Рассылка отнимала много времени, поэтому я стала заливать видео на YouTube и рассылала уже только ссылки.
В какой-то момент я заметила, что у меня уже не 25 подписчиков, как было раньше! Появились комментарии, люди просили снимать больше и чаще, кто-то задавал вопросы. Для меня все это было удивительно и волнительно и, конечно, приятно.
Постепенно я оставила "домашний" формат, стала снимать иначе. Я менялась благодаря подписчикам. Но я продолжаю называть всех родственниками и друзьями, ведь изначально канал был для них.
C марта 2016 года начала осознанно вести канал и блог в Facebook. До этого не было такой цели вообще.
Аудитория
Основная моя аудитория - жители постсоветских стран. Больше всего меня смотрят в Казахстане и России. Далее по убыванию: Украина, Корея, Кыргызстан.
Мои подписчики сильно на меня влияют и вдохновляют меня. Мне хочется делать для них что-то интересное, информативное. Я ведь до переезда искала информацию про Корею, но ее было катастрофически мало на тот момент.
Я еще и патриотка! Очень хочу, чтобы мои видео о корейских школах, о плюсах в образовании увидели наши казахстанцы и могли что-то внедрить. Мечта у меня такая, чтобы и у нас вырос уровень жизни, как это произошло с корейцами. Они ведь до 80-х годов жили так себе, в 60-е годы даже ездили гастарбайтерами в Германию. А у нас вся таблица Менделеева. И живем небогато почему-то...
С послом Кыргызстана в Южной Корее (в центре)
О корейской блогосфере
Корейцы блогерство любят. Когда узнают, что меня в Instagram почти 10 тысяч человек читают, охают и ахают, для них это много, а когда я говорю, что в YouTube 100 тысяч подписчиков, то у них в глазах уже появляется неподдельное уважение.
Если говорить о популярных направлениях в корейской блогосфере, то первое место занимают видеоигры. Ходилки, стрелялки, квесты очень популярны здесь, корейцы игроманы, очень азартные люди.
Второе место занимают такие интересные видео, как поедание еды на камеру. Корейцы - это нация гурманов, они любят хорошо покушать, поэтому ролики, где человек просто ест на камеру, очень популярны. Есть специальные передачи, когда полные люди ходят по кафе, выбирают себе еду и кушают. Вот сейчас сериал идет "Одинокий гурман", это японский сериал, но он очень популярен в Корее. По сюжету мужчина ходит по ресторанам, кушает и рассказывает, что он ест. Поэтому просто невозможно смотреть корейское телевидение и корейский YouTube, особенно если ты на диете.
Кадр из видео с YouTube
Третья по популярности категория видео в Корее - все что связано с К-Pop-культурой (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее). Людям интересно наблюдать за жизнью звезд, кто куда пошел, кто на ком женился, кто пошел в армию, кто не пошел. Военная служба в Южной Корее является обязательной для всех, а большинство участников мальчиковых К-Pop-групп как раз призывного возраста.
C корейскими блогерами я мало общаюсь, пока не нашла единомышленников среди них, они более закрытые по сравнению с нами. Поэтому в основном дружу с русскоязычными блогерами. Мы с ними сейчас на стадии создания своего сообщества - Your Asiа. Проект пока для Instagram в формате журнала, со временем будем расширяться.
Сложности работы блогера в Корее
В Корее есть закон о неприкосновенности частной жизни, поэтому снимать видео здесь тяжело. Заходишь ли ты в ресторан, школу, магазин - первым делом спрашиваешь, можно ли здесь снять видео. Второй вопрос - можно ли снимать вас, третий - а можно ли это видео выложить в YouTube. То есть тройное разрешение. Это тяжело.
Я как-то снимала интересную коляску. В Корее есть такие коляски, куда можно посадить несколько детей. Выглядит как тележка, ее надо тянуть за собой. И когда я увидела такую коляску, попросила разрешения сфотографировать. Мне разрешили снять, но потом сказали: "Только не выкладывайте в Интернет". А зачем мне тогда нужна эта фотография? Я ее удалила. Вот такие вещи происходят в Корее.
Диане удалось сделать это фото только после тройного разрешения
Но все-таки, когда ты сильно чем-то увлекаешься, к тебе Вселенная разворачивается лицом. Я в этом убедилась на собственном опыте.
Я сильно увлеклась YouTube, начинала снимать видео, но поскольку сидела дома с ребенком, у меня не было знакомых корейцев. Тогда мои друзья и знакомые начали подсказывать: "А ты знаешь, у меня учится кореец, который говорит по-русски", и таким образом я стала находить себе героев для видео.
Но, честно говоря, корейца уговорить очень сложно, они очень стеснительные. Наши-то люди стесняются, но корейцы еще более стеснительные. У меня на канале за все время существования было всего три корейца, и двое из них говорили по-русски. Это то, что я называю "чудеса случаются". Один кореец кушал у меня на канале, он ужасно стеснялся и в конце концов отказался от дальнейшего сотрудничества.
В Корее сами по себе люди закрытые, они просто так на улице не общаются. Можно перекинуться парой слов с прохожим, но знакомиться никто не будет. В южных провинциях это как-то даже неприлично, когда на улице спрашивают, как тебя зовут, просят номер телефона. То есть сериальная жизнь и реальная жизнь сильно отличаются.
В корейских сериалах люди знакомятся на улице, и это нормально, но в обычной жизни познакомиться на улице с корейцем практически невозможно. И поэтому некорейскому блогеру получить корейца к себе на канал для интервью - это просто как чудо какое-то.
Вообще интересно, когда общаешься с людьми, узнаешь их больше. Со временем у меня здесь появилось много русскоязычных друзей, и все они очень стеснительные. У наших людей такая проблема, мы все боимся осуждения, боимся чужого мнения. И всегда, когда я разговариваю с людьми, я им просто объясняю: "Ты знаешь, мне не важно, во что ты одет и как выглядишь, но есть люди в Казахстане, которым очень нужна информация, ты же можешь им помочь своим рассказом". И тогда происходит метаморфоза с человеком, он сразу соглашается что-то обсудить, дать информацию. Люди любят помогать.
Монетизация и хейтеры
Со временем у меня появились хейтеры, люди, которые меня осуждают. Это в основном старожилы, давно живущие в Корее. Они говорят, я выскочка: "Без году неделю живет в Корее, а уже всем советы раздает". А я не могу просто взять и промолчать. Я не могу молча собирать информацию и делать на этом деньги, как поступают некоторые. Я такой человек, если промолчу - просто лопну! И с этой стороны узнаешь людей. Но все-таки я убеждена, что хороших людей больше, чем плохих.
Монетизация в YouTube не зависит от страны, она зависит от аудитории. У меня русскоязычная аудитория, а русскоязычный сегмент YouTube самый дешевый в плане рекламы. Если реклама идет для русскоязычной аудитории, то она недорогая, поэтому получается, что зарабатывают такие каналы в разы меньше чем, англоязычные.
Например, есть приложение, которое вычисляет примерный заработок в YouTube, вот он мне показывает, что если бы я снимала видео на английском языке, зарабатывала бы 3-4 тысячи долларов в месяц, но, к сожалению, это не так.
Если говорить о других заработках, то не так давно мое видео о демократическом восстании в Кванджу 1980 года заняло третье место в конкурсе от Asia Culture Center Gwangju. Мне вручили миллион вон (примерно 330 тысяч тенге). С этих денег сняли налоги, еще я поделилась с теми, кто мне помог, провел экскурсию, и в итоге мне досталось совсем немного от этой суммы.
О Казахстане
Когда корейцы узнают, что я из Казахстана, чаще всего они спрашивают: "А где это?" Потом могут переспросить: "Пакистан? Афганистан?", для них это одно и то же, у корейцев слабо с географией. Они очень хорошо знают только Америку, потому что она помогала им финансово когда-то.
Я бы хотела рассказывать корейцам о Казахстане, но мой корейский пока слабоват в этом плане. Хотя у меня уже есть знакомые казахи, которые хорошо говорят по-корейски, я бы с ними хотела отснять пару видео. А вообще было бы здорово поехать в Казахстан и там отснять наши виды, прекрасную природу. Я думаю, о Казахстане надо рассказывать именно в Казахстане, а не сидя тут, в Корее.
Казахстанских блогеров в YouTube особо не смотрю. Жизнь достаточно тяжелая штука, и мне не хочется смотреть аналитиков, обозревателей, серьезных блогеров. В Facebook иногда читаю наших казахстанцев, и в Instagram смотрю вайны - это очень весело. И кстати, вайны хорошо отображают жизнь в Казахстане, но при этом не портят настроение.
В Казахстане в последний раз мы были в августе 2015 года проездом. И то только в Астане. Мы очень скучаем по Алматы, по алматинским горам. Скучаем по нашим родным и друзьям, но, слава Богу, есть Интернет. Он очень скрашивает нашу разлуку. Без Интернета я бы здесь пропала.