В октябре в Костанае запустили новое автомобильное производство, а в ноябре в Алматы заработал первый в Центральной Азии мультибрендовый завод полного цикла.
Tengrinews.kz решил разобраться, как устроена казахстанская автопромышленность — корреспондент редакции побывал на нескольких заводах в индустриальной зоне Алматы.
Но начнём не сразу с производства, а с одного интересного места.
Вот так выглядит парковка недалеко от одного из заводов казахстанского автопрома. Сотни уже собранных Hyundai стоят ровными рядами и ожидают отправки в дистрибьюторские центры.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Глаза разбегаются, и это наводит на мысль: не слишком ли много автомобилей для местного рынка мы выпускаем? Этот вопрос мы ещё зададим производственникам, а пока направляемся на завод, где машины делают.
Завод по производству легковых авто
Мы попадаем на завод по производству легковых авто Hyundai Trans Kazakhstan. Здесь работает около 1 700 человек. Но мы знакомимся тут не только с людьми, но и с роботами.
Все вместе они могут выпускать до 50 тысяч автомобилей в год. За 10 месяцев этого года произвели 43 665. Это они выстроились в бесконечные ряды на парковке.
Завод по производству легковых авто Hyundai Trans Kazakhstan. Фото: Astana Motors
Заместитель директора по производству Ербол Касымканов сразу напоминает журналистам, которых пригласили на экскурсию, что завод строился и открывался в нелёгкое время ― в самый разгар пандемии.
Несмотря на это, его удалось возвести всего за год, говорит он. Полноценный запуск состоялся 23 октября 2020-го.
Заместитель директора по производству Ербол Касымканов. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Видимо, в память о тех днях прямо на входе под стеклом разместили капот, на котором расписался Касым-Жомарт Токаев, присутствовавший на открытии.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
К нынешним мощностям завод пришёл не сразу. Зимой 2025 года здесь провели модернизацию, часть производства роботизировали.
"На начальном этапе завод производил три автомобиля в час. Теперь мы увеличили производство до шести автомобилей в час", ― объясняет Ербол Касымканов.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Таким образом, количество выпускаемых автомобилей увеличили в два раза.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Но что на заводе делают роботы?
По словам Касымканова, у них есть 17 роботов. Пять из них ― сварочные.
"Роботы выполняют 30 процентов сварочных работ на самых сложных участках, например, таких, как дверные проёмы, где самое большое количество труднодоступных сварных точек".
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Шесть симпатичных, одетых во всё белое японских промышленных роботов трудятся в цехе окраски.
Фото: Astana Motors
Ещё четыре робота появились в цехе сборки. Теперь телеги с кузовами двигаются самостоятельно по специальным магнитным линиям ― они проложены здесь по полу.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
При этом, заверяет местный замдиректора по производству Касымканов, количество рабочих мест после роботизации не снизилось, а наоборот, увеличилось — на 500 человек.
Это произошло потому, говорит он, что количество выпускаемых машин возросло, соответственно, для сборки потребовались новые силы.
А те, кто уже работал на предприятии, освоили новые специальности и технические компетенции.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Сейчас модельная линейка завода Hyundai Trans Kazakhstan включает в себя: Hyundai Tucson, Mufasa, Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, Custin, а также четыре модели представительского класса бренда Genesis.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Всего с 2020 года предприятие выпустило 209 437 автомобилей.
Технопарк по производству автокомпонентов
В Казахстане делают не только сами автомобили, но и компоненты к ним.
Ещё одна точка в нашей экскурсии — завод по производству сидений Almaty Autoparts Production. И тут мы разбираемся с уровнем локализации и с тем, что на самом деле производит завод, а что ещё не локализовано.
Завод по производству автомобильных сидений Almaty Autoparts Production. Фото: Astana Motors
Здесь нас встречает инженер отдела технологии качества и производства Жасулан Айтуреев.
Инженер отдела технологии качества и технологии производства Жасулан Айтуреев. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Он рассказывает, что в декабре 2024 года предприятие выпустило пилотную партию пеноформ для сидений, прошло сертификацию и получило одобрение корейского офиса Hyundai Motor Company.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Производство стартовало уже в марте 2025 года.
Сейчас они выпускают сиденья для моделей Hyundai Tucson и Santa Fe.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
На данном этапе здесь, кроме того, что льют пеноформы, ещё собирают каркасы, обивают пластиковые элементы и проверяют системы управления автомобильных сидений.
Для этого используют оборудование, сырьё и комплектующие от заводов-поставщиков Hyundai Motor Company из Кореи.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
При этом инженер Айтуреев уточняет, что сейчас локализована только отливка пеноформ. Но планируется, что к 2026 году завод перейдёт ко второму этапу локализации — будет запущен пошив чехлов из поставляемого сырья.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Предприятие может выпускать до 100 тысяч комплектов сидений в год.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Технопарк автокомпонентов также включает в себя завод по производству мультимедийных систем для машин. На будущее запланировано строительство цехов для сварки глушителей, производства топливных и тормозных трубок.
Сейчас на заводе 150 сотрудников, в 2026 году эта цифра увеличится до 350.
Мультибрендовый автомобильный завод
Это совсем новый завод в индустриальной зоне Алматы. Он заработал в сентябре 2025 года. Журналистов сюда пригласили впервые.
Мультибрендовым Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) называется потому, что здесь объединено производство сразу трёх ведущих китайских брендов: Chery, GWM (Haval, Tank) и Changan.
Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ). Фото: Astana Motors
Тут нас встречает заместитель директора по производству Алексей Дормидонтов. Интересуемся, сколько шагов в день он проходит, ведь площадь завода немаленькая ― 309 000 квадратных метров. По словам Дормидонтова, в рабочие часы он нахаживает около 16 000–18 000 шагов.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
А вот и другие цифры: сейчас на заводе работает 2 500 рабочих, при этом в две смены здесь могут трудиться 3 600 человек. Производственная мощность — 120 тысяч автомобилей в год.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Как рассказывает директор, на всех этапах производства — от сварки до сборки — тоже задействованы роботы: их тут больше, чем на других заводах — 54.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
В цехе сварки установлено 17 роботов. Задача этих ярких механизированных "сотрудников" — обеспечить высокую точность соединения разных частей кузова.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Цех окраски оснащён 34 промышленными роботами. Это они тянут к кузову свои похожие на щупальцы "руки" и равномерно распыляют краску.
Фото: Astana Motors
В цехе сборки работают ещё три робота:
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Любопытно, что на этом заводе, кроме производственных помещений, есть ещё и офисы на 430 рабочих мест и рекреационные зоны: столовая на 1 000 посадочных мест, спортивные залы для занятий футболом, волейболом, настольным теннисом, боксом, борьбой, установлены тренажеры для фитнеса.
Также здесь есть библиотека и даже небольшой кинотеатр.
Вопросы и ответы
Как раз в этом кинотеатре журналистов собирают для брифинга генерального директора КМК Astana Motors Бекнура Несипбаева и президента Казахстанского автомобильного союза Анар Макашевой.
После экскурсии журналисты интересуются у Бекнура Несипбаева, не является ли производственная мощность завода в 120 тысяч автомобилей в год избыточной для Казахстана.
Он отвечает: если посмотреть на текущую рыночную ситуацию, действительно может показаться, что 120 тысяч машин в год — это слишком много. Но уточняет, что завод построен с запасом.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
"Наша цель — развивать локализацию. И мы видим, что Министерство промышленности и строительства ежегодно повышает требования к автопроизводителям и требует всё больше объёмов производить именно мелкоузловым методом. Поэтому наш завод построен с этим запасом. По мере увеличения локализации у нас повышаются возможности поставлять с этого завода на экспорт в другие страны. Мы видим, что экономика страны растёт, покупательная способность растёт. Наше население будет пересаживаться со старых автомобилей на новые. Поэтому через 5–7 лет загруженность завода будет достаточно высокая", ― уверен Несипбаев.
Также он уточняет, что 60 процентов продукции завода будут рассчитаны на экспорт. На что у журналистов возникает вполне справедливый вопрос: в какие страны могут пойти авто, собранные в Казахстане?
"Изначально, когда проектировали этот завод, мы рассчитывали, что в основном будем поставлять автомобили в Российскую Федерацию. Но сейчас мы видим, что Россия поэтапно повышает утилизационный сбор и тем самым стимулирует производителей авто из КНР локализовывать своё производство на территории России. Соответственно, сейчас мы уже возможности экспорта не видим, — признаётся Бекнур Несипбаев и добавляет:
"Но в рамках ЕАЭС у нас ещё есть такие страны, как Кыргызстан, Беларусь и Армения. Плюс у Казахстана подписано множество торговых соглашений с разными мировыми державами. Мы изучали список. С Вьетнамом есть беспошлинная торговля, с Турцией тоже есть. Но беспошлинная торговля начинает работать, если доля казахстанского содержания в автомобиле превышает 51 процент. В таком случае мы сможем поставлять авто без уплаты таможенных пошлин. Поэтому наша цель в ближайшие пять лет — увеличить долю локализации до 51 процента".
Рынок Европы Несипбаев также называет "очень интересным".
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Пока это звучит как далёкие планы, но Несипбаев заверяет:
"Ничего невозможного на самом деле нет. Потому что и с европейскими странами у Казахстана подписаны такие торговые соглашения. Вопрос тут только в одном: как считать долю локализации? У каждой страны свои правила по подсчёту доли локализации".
И это действительно в контексте автопроизводства ключевой вопрос. Хотя какова доля локализации сейчас, на пресс-конференции не сообщают.
Но генеральный директор объясняет журналистам, что на данном этапе казахстанские заводы не могут позволить себе штамповку крупных кузовных деталей: боковины, полы, крыши, капоты и так далее. Поставить такие станки они могут, но вот формы для штамповки выходят настолько дорогими, что производство машины станет нерентабельным.
В Astana Motors пока рассматривают возможность начать штамповать небольшие кузовные детали, которые не требуют таких затрат. Помимо прочего, для увеличения процента локализации в автомобили собираются устанавливать аккумуляторы "Кайнар", произведённые в Талдыкоргане, а также использовать шины Attar с завода в Сарани ― переговоры с ними уже проведены.
Материал подготовлен в рамках пресс-тура Astana Motors
Читайте также:
Казахcкое кино выходит на регион: почему соседи смотрят наши фильмы