ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
16 мая 2024 | 08:32

Какие уроки казахстанцы могут извлечь после дела Бишимбаева

Айнаш Ондирис Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

© Tengrinews.kz 2024. Турар Казангапов © Tengrinews.kz 2024. Турар Казангапов

В Казахстане завершился громкий процесс по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева. Дело об убийстве Салтанат Нукеновой получило широкую огласку даже за пределами страны и обнажило довольно болезненную тему домашнего насилия в стране. На суде озвучивались ужасающие подробности семейной жизни, что стало триггером для тех казахстанских женщин, которые так или иначе столкнулись с абьюзивными отношениями.


Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане завершился громкий процесс по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева. Дело об убийстве Салтанат Нукеновой получило широкую огласку даже за пределами страны и обнажило довольно болезненную тему домашнего насилия в стране. На суде озвучивались ужасающие подробности семейной жизни, что стало триггером для тех казахстанских женщин, которые так или иначе столкнулись с абьюзивными отношениями.

Какие уроки извлекли казахстанцы после этого суда? Как дело Салтанат изменило их жизнь и взгляды? Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с экспертами - аналитическим психологом Айгуль Садыковой и руководителем ЧФ "Коргау-Астана" Анной Рыль.

Айгуль Садыкова, аналитический психолог.

Первый урок, который мы вынесли после этого дела, - что за преступление следует наказание. Потому что многие казахстанцы отчаялись в свое время. Очень много было раньше дел, когда наказание так и не наступило или оно было мягким и символическим. Здесь стоял вопрос веры в справедливость, потому что если нет справедливости, то человек теряет надежду. Этот суд дал такую надежду. Я думаю, что это один из самых главных уроков, который мы можем взять из этой истории.

Во-вторых, женщины стали более уверенными в себе. Они почувствовали, что могут на кого-то опереться. Тому пример случай с женой советника посла. Возможно, если бы не случилось этого суда с Бишимбаевым и этого резонанса, она так бы терпела насилие и дальше. Все-таки у женщин появилась внутренняя уверенность, что абьюзу можно противостоять.

Жертвы домашнего насилия очень часто теряют волю и чувство реальности, потому что абьюзеры искусно манипулируют ими. И тогда женщине нужна помощь извне. Обычно говорят: "Пусть она сама пусть решает, мы не можем вмешиваться, она взрослый человек". К сожалению, в абьюзивных отношениях очень часто эта "взрослость" теряется. Поэтому помощь извне жертве абьюза нужна обязательно. Вот это еще один урок.

В течение этого суда уже видно некое его влияние на мужчин-абьюзеров или тех, которые позволяют себе что-то в отношении своих женщин. Женщины, состоящие в таких отношениях, уже рассказывают, что мужчины стали тише и уже стали сдерживать себя. Не на всех, конечно, это повлияло. Но я думаю, что постепенно начнет что-то меняться. Это тоже очень важный урок. Это стало тенденцией. За эти почти 2 месяца, что идет суд, фактически почти все женщины-клиентки, которые есть у меня в практике, поднимали аналогичные темы.

Третий урок, хотя он может быть не такой видимый, как кажется, касается второго подсудимого. Это снятие с себя ответственности, делать то, что тебе говорит человек, от которого ты зависишь. Раньше такое поведение называлось "холопством". У нас, к сожалению, есть такое в нашей культуре, когда мы слова старшего, агашки не подвергаем критике. Это очень большой урок людям, что каждый должен нести ответственность за свои поступки сам. Это, мне кажется, внесет в наш менталитет определенные изменения.

Четвертый урок касается мужчин (не абьюзеров), которые как будто жили в другой вселенной. Для них это большая редкость - абьюз в семье. Раньше это их как будто бы не касалось. Как будто этого не существовало. Они не чувствовали женщин, не могли их понять. И теперь эти же мужчины проснулись. Они стали понимать женщин, кто-то включился в работу по защите прав женщин, кто-то стал видеть этот мир более реалистично. Они стали привносить свою физическую энергию в этот процесс, мне кажется, это важно.

Но вместе с тем я думаю, что это приведет к более сильному сопротивлению другой части мужчин, которые привыкли жить в патриархальных верованиях, что мужчина решает, как правильно жить женщине, позволяют себе распущенность по отношению к своим женам и детям. Когда до них дойдет, что они не могут так себя вести дальше, может быть, даже увеличится ситуация с насилием. Потому что патриархальность никогда не сдаст просто так свои позиции.

Но этот прецедент точно укрепит женщин.

Анна Рыль, руководитель ЧФ "Коргау-Астана"

Почему женщины терпят абьюзивные отношения? Сначала дети маленькие, потом на какой-то момент насилие стихает, абьюзер обещает, что все будет нормально. Женщина, переживая насилие, настолько наслаждается даже простым отношением, что ей кажется, что это счастливый момент. Вот он сегодня не кричит - "о боже, как хорошо у меня день прошел".

Но абьюзер не может сдержать себя, потому что насилие приносит удовольствие сродни сексуальному. Это своего рода разрядка. Соответственно, он не может долго держаться. В какой-то момент его начинает все раздражать, ему нужно выплеснуть эту агрессию. Агрессия формируется не из-за поведения второго лица. Она формируется из-за проблем, которые носитель агрессии не может разрешить. Выплескивая агрессию на женщину, каждый раз все сильнее, он получает удовольствие от насилия. Но и в женщине происходят необратимые изменения, она переходит в позицию жертвы и уже подсознательно ждет эту разрядку. Она подсознательно притягивает этот момент, потому что думает: "Вот сейчас конфликт пройдет, и все будет хорошо". И она все время живет в напряжении.

Женщина, думая, что ей надо будет уйти и потерять этого мужчину, еще больше привязывается к этому абьюзеру. Потому что у нее появляется зависимость, которую она принимает на любовь. Она начинает страдать. Ей говорят: "Не надо быть с этим мужчиной, он поднимает на тебя руку". Ей нужно уйти, но в этот момент у нее срабатывает эффект краба, она начинает изо всех сил цепляться за этого мужчину, говорит: "Это моя самая большая любовь в жизни, я уйти не могу от этих отношений, я пропаду без них". На самом деле это не так, это просто абьюзивные отношения.

В нашей практике жертв домашнего насилия стало больше в последние три года. До карантина было меньше и дел, и обращений. В карантин что-то с людьми случилось. Сидели взаперти целый год, потеряли работу, многие оказались в сильнейшем стрессе. Участились случаи, когда мужчины 35-40 лет стали употреблять алкоголь. Почти все подобные преступления совершаются именно под алкогольным воздействием. Чаще всего, если человек не склонен к насилию, то и в пьяном состоянии он более спокойнее.

Мы сейчас сталкиваемся с тем, что какая-то часть общества придерживается традиционных взглядов и агрессивно реагирует на новое законодательство в части семейно-бытового насилия, именно из этой части общества мужчины чаще совершают преступления.

Радует, что наконец пошли серьезные сроки за такие преступления. Мы помним, что в какой-то момент в Казахстане оказалось декриминализировано домашнее насилие. Декриминализация привела к тому, что были введены не такие серьезные наказания и люди посчитали, что можно разрешать ситуацию иным путем. Сейчас я считаю очень правильным то, что ужесточено наказание за домашнее насилие. Абьюзеры хотя бы будут бояться ответственности за правонарушение. Главная наша задача - чтобы никто не погиб, не пострадал.

Записала Айнаш Ондирис.

Читайте также:

"Надеюсь, после этого процесса женщины поймут". Эксклюзивное интервью прокурора Айжан Аймагановой

День, за которым следила вся страна. Как Куандыку Бишимбаеву вынесли приговор

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети