Футбольное поле на окраине Парижа. Играют две команды. Та, что в белом - Paris Kazak Spor, любительская команда, которая наполовину состоит из этнических казахов, преимущественно родившихся во Франции. С рождения эти парни говорят на чистом французском, немного знают турецкий - это потому что их родители когда-то приехали в Париж из Турции. Но изначально их предки когда-то давно уехали из Казахстана. Из французской столицы - репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
Футбольное поле на окраине Парижа. Играют две команды. Та, что в белом - Paris Kazak Spor, любительская команда, которая наполовину состоит из этнических казахов, преимущественно родившихся во Франции. С рождения эти парни говорят на чистом французском, немного знают турецкий - это потому что их родители когда-то приехали в Париж из Турции. Но изначально их предки когда-то давно уехали из Казахстана. Из французской столицы - репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
В столице Казахстана уже была глубокая ночь, когда на одном из футбольных полей Парижа шли настоящие баталии. Это был любительский матч. Практически все эти игроки днем работают в разных сферах, а в футбол играют по вечерам.
На нижнем фото - тренер команды, этнический казах Сельчжук Биеклы, основная его деятельность - работа в компании Airbus.
Он урожденный парижанин, ему 35, трое детей. "Род Керей", - считает нужным заметить он. Впрочем, все, так скажем, турецкие казахи, проживающие в Париже, причисляют себя к этому роду.
"У нас футбольная команда, называется Paris Kazak Spor. Мы играем в седьмой лиге. Начинали играть в 12-й лиге. В команде 26 человек, среди них 14 человек - это этнические казахи, остальные - французы", - рассказывает тренер и через нас обращается за поддержкой к спонсорам. Команда у них любительская, и помощь им всегда нужна.
Сельчжук немного говорит по-казахски, но в основном изъясняется на турецком. Лучше всего он, конечно, владеет французским.
Несмотря на то что футбол для многих из них хобби, к процессу игры они относятся очень серьезно.
После перерыва футболисты вновь выходят на поле. Игра продолжается.
Тренер Сельчжук громко по-французски что-то кричит своим футболистам. То же самое, но, кажется, с еще большей экспрессией делает тренер команды соперников.
На трибунах сидят немногочисленные болельщики, но они настолько эмоционально переживают игру, что тренеру команды, играющей против футболистов Paris Kazak Spor, приходится вступать с болельщиками в перепалку.
А вот еще один этнический казах - Али Турган. Сегодня он в качестве запасного игрока. Ему 27 лет. Он также родился в Париже. Основной язык - французский, дома с родителями говорит по-турецки.
"Родители в 80-х годах приехали во Францию из Турции, у меня есть два старших брата, они также здесь на поле. Мои предки приехали когда-то в Турцию из Казахстана. Они рассказывали, что была очень трудная дорога", - говорит Али.
Он работает инженером-строителем. И целых два года находился в командировке в Украине. Али был в числе тех специалистов, которые занимались монтажом так называемого нового саркофага, или защитной арки, это конструкция, которая закрывает атомный реактор на Чернобыльской АЭС, чтобы предотвратить распространение радиоактивных веществ (новая защитная арка, по сути, накрыла собой устаревший саркофаг "Укрытие").
Молодой человек признается, что до отъезда в Украину пересмотрел все ролики на YouTube про чернобыльскую катастрофу, и ему стало не по себе.
"До тех пор, пока я не приехал в Чернобыль, я боялся. Но потом мне объяснили, что в действительности там нет ничего страшного. Есть специальные защитные средства, одежда, все контролируется. И люди там мне понравились, очень хорошие", - рассказывает наш собеседник.
"Нас здесь, таких как я, казахов, чьи родители переехали из Турции, почти 300 семей. Мы все друг друга знаем, мы как братья", - говорит Али.
В Казахстане он еще ни разу не был, но признается, что хотел бы посетить нашу страну.
Хоть он и родился в Париже, но объяснять ему, что такое бешбармак, не нужно.
"Дома мама часто готовит манты, бешбармак, мы это все очень любим, и вообще мы здесь очень много мяса едим", - говорит Али.
Есть в команде и те, кто буквально живет футболом. Это 23-летний Талгат Каджи. Говорят, что у него настоящий талант футболиста.
Молодой человек также урожденный парижанин. Он бывал на соревнованиях в Казахстане. Особенно ему запомнились прогулки по столице нашей страны.
"Мои родители из Турции, они там родились. А я родился здесь", - говорит он.
На футбольном поле можно заметить мужчину солидного возраста. Это тоже турецкий казах, живущий в Париже.
Зовут его Абдулмежит Таштемир. Он себя называет фотографом казахской диаспоры. Ни одно мероприятие во Франции с участием этнических казахов не обходится без его камеры. О жизни диаспоры он потом подробно рассказывает в социальных сетях.
В тот день, к сожалению, удача была не на стороне команды Paris Kazak Spor. Но футболисты не отчаиваются и смотрят в будущее с оптимизмом. А всем казахстанским братьям парижские казахи передают большой привет и говорят: нам надо держаться вместе.
Всего в Париже, по разным данным, проживает более 2 000 казахов.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов